Параноидальные видения, рожденные реальностью

Все связано: искусство и конспирация» в Мет Бройер

На этой выставке надо много читать, иначе половина экспонатов будет непонятна.

Все связано: искусство и конспирация» в Мет Бройер
Иллюстрация Эмори Дугласа для журнала The Black Panther. 1974.

Кураторы называют ее «альтернативной историей» искусства последнего полувека, и имена большинства представленных авторов вам ничего не скажут. В атмосфере подозрений, секретов, явных и скрытых преследований, манипуляций и паранойи, которая на протяжении многих лет нарастала в Америке, чтобы достичь своей кульминации сегодня, при правлении Трампа, эти люди отзывались на происходившие вокруг них события искусством, пытающимся эти секреты и манипуляции если не разоблачить, то по крайней мере высветить.  

«Темными силами», скрывающими истину, тут могут быть корпорации, правительства, пресса, а реакция художников облечена в разные формы. Вот серия первых полос газет времен похищения и убийства итальянского премьер-министра Альдо Моро (автор композиции Сара Чарльзуорт): на каждой – только «шапка» с атрибутами газеты (все датированы одним днем 1978 г.) и фотографии. Но и в отсутствие текста можно понять - по размерам, содержанию и размещению снимков, - как по-разному освещалось событие. Вот большие «стенды», на которых нет ничего, кроме списка адресов, сопровождаемых маленькими фотографиями зданий – это разоблачение налоговых манипуляций нью-йоркских лендлордов и девелоперов с налогами на недвижимость. Вот серия обложек журнала «Черные пантеры» или коллажи со снимками Ли Харви Освальда...

Людей из бывшего СССР привлечет витрина с официальными газетными снимками (в том числе освещавшими визит Брежнева в США), на которых красным кружком обведена голова Генри Киссинджера. На самом большом снимке кружка, однако, нет: бывший госсекретарь пожимает руку Пиночету. Из воспроизведенной стенограммы беседы Киссинджера и Никсона ясно, как работал Госдепартамент, чтобы уничтожить мешавший американским интересам режим Сальвадора Альенде в Чили...

Но кроме таких, явно политических, работ на выставке есть и другие, окрашенные не менее мрачными и параноидальными идеями, но уже не напоминающие документ и схему, а опирающиеся на такие инструменты искусства, как метафора, воображение, фантазия, эмоция. Эти работы составляют вторую часть выставки, где есть, например, похожее на психоделическую фантазию полотно Питера Сола, датированное 1969 г., с тогдашним калифорнийским губернатором Рональдом Рейганом в центре (в эти годы в ходу были подозрения, что государство искусственно насаждает сильные наркотики вроде героина для манипуляции гражданами), или модель дома, в котором жила Велма Орликов, та самая, которую в течение нескольких лет подвергали «экспериментальному лечению», включавшему меняющие сознание наркотики. Орликов была искалечена на всю жизнь, а  «лечение», как позже станет известно, было частью спонсированного Си-ай-эй исследования по «промыванию мозгов». Сара Энн Джонсон, внучка Велмы, в 2009 году и построила этот  чистенький, аккуратный мирный домик. Только заглянув в его окна, ощущаешь ужас мучивших Велму галлюцинаций. Пережив такое, трудно доверять тем, у кого власть и деньги.

Новости региона

Все новости