Kак ёжики …тся

«Грин-порно» Изабеллы Росселлини

Недостающие буквы в третьем слове можете подставить свои. Я представляю, какие вы выберете, но писать длинное «совокупляются» не буду. Потому что талантливая актриса Изабеллла Росселлини дала историям про размножение ёжиков и не-ёжиков одно название - «Грин-порно» - и сделала «про это» серию увлекательных фильмов.

«Грин-порно» Изабеллы Росселлини

Они были показаны на кинофестивалях, по телевидению, сейчас доступны в Ютубе. А в мае 2017-го она вышла на театральную сцену с представлением, где коснулась увлекательной темы вживую. Сцену для её нетрадиционного театра предоставил Центр искусств Михаила Барышникова, с которым она близка и дружна многие годы – начиная с фильма «Белые ночи», где сыграла русскую девушку, подругу русского танцовщика.

Ужель та самая Росселлини?

Трудно поверить, но известная актриса, модель, телеведущая, дочь, мать и жена ряда звезд захотела и смогла стать учёным-исследователем языка животных. На материале её исследований и построено представление «Link Link Circus», в котором помимо самой Росселлини участвует собака, спасенная ею из шелтера, и еще один актер. В основе сценария, пьесы – тезисы  дипломных работ Изабеллы. Тем, кто смотрел «Грин-порно», многое знакомо. Сложнее тем, кто не смотрел – спектакль оставляет ощущение академической лекции, разбавленной трюками с собакой. Пересказать спектакль нелегко, так как речь в нем о самых разных представителях животного мира, и собака не всегда в роли собаки. Прелестный костюм курицы, в котором в первой новелле выступает собака, понадобился Росселлини в рассказе и показе сцен о жизни пеструшек. Сама она играла то петуха, то другую курицу, но только так могла показать и объяснить правила и законы общения в мире самых близких человеку птиц.

Откуда кинозвезде известен язык кур, вопроса нет: Изабелла сказала, что живет на Лонг-Айленде, где у неё куриная ферма, а язык общения одомашненных птиц она изучала, работая над магистерской степенью о поведении животных. На экране над сценой время от времени идут кадры-комментарии – рисованные видеоролики, которые иллюстрируют рассказ о героях ее исследования. При всей серьезности темы Изабелла Росселлини намеренно иронична и ведет спектакль в костюме циркового ведущего, который в обычном цирке заполняет паузы между цирковыми номерами, выходя на арену иногда с собачкой. Ее маленький пес и партнер Пэн – белая болонка – безупречно работает с ней, и зал ахнул, услышав в конце, что только полгода назад она усыновила пса. Актер Шайлер Биман помогает Изабеллле на сцене гораздо дольше. Он выходит в черном костюме пчеловода, что позволяет вуалью прикрыть лицо и быть невидимым персонажем – более близким псу, игрушкам, марионеткам и мультфильмам, чем актрисе. Его большая заслуга в том, что спектакль Росселлини идет, как шоу одной актрисы.

В течение полутора часов на зрителя обрушивается такой поток научной информации, что зал забывает аплодировать в паузах между новеллами. Новелльное построение пьесы обусловлено тем, что речь идет о разных живых тварях. После истории с курами следует трогательная новелла о том, как человек приручил собаку. Частично рисованная – мультфильм на экране, частично прочитанная с лекторской трибуны, которой нашлось место на сцене, частично исполненная вместе с прирученным псом, история трогает до слез. Но Росселлини знает, где остановиться, а потому перестраивает серьёзное повестование на веселый лад и пытается прочитать месседж, который «напИсял» - не «написАл», - её четвероногий брат по разуму.

Это уникальное «Green Porno», в котором нет ничего стыдного, срамного и его можно смотреть вместе с детьми. Отдельный сюжет посвящен истории утки, в жизни которой нет никакой любви, а есть только насилие – Росселлини в рисованном фильме появляется сама в костюме утки, а далее объясняет, что селезни только нападают сзади. И все, что достается утке, – это групповое изнасилование, когда стая «Спаривается со мной своими штопорами!».

Но дальше, оказывается, утка всё-таки успевает выбрать того селезня, которому она позволит оплодотворить своё яйцо. Как - это изобретательно проиллюстрировано на экране показом того, как устроена утка изнутри.

Там, где Росселлини нуждается в авторитетах, она цитирует ученых и философов, появляясь то в гриме Дарвина, то вставляя лицо в рамочку портрета Декарта. Стилизованные под древнегреческие бюсты, стоят на сцене полукругом фанерные обелиски, и актриса успевает в доли секунды сменить образ беспечного циркача с собачкой на исследователя и настроиться на серьезный лад. В сюжете о том, как животные различают звуки, Росселлини удается передать полемику ученых, когда она переходит к историческому обзору мнений о мыслях животных, начиная с того, что многие поначалу вообще сомневались в том, что животные умеют думать.

Французский философ Рене Декарт, например, полагал, что если у животных нет души, то у них нет ума, поэтому они похожи скорее на машины.

Аудитория не поспевает за актрисой и не очень понимает, когда смеяться и когда хлопать.

Тем, кто успел посмотреть спектакль, досталась яркая, сжатая до предела лекция о бихевиоризме – от истоков учения до наших дней, со стремительным пробегом по всему земному шару. Российский нобелиат академик Павлов со своей собакой, истекающей слюной, тоже нашел свое место в общем ряду. Бихевиоризм (от английского behavior – поведение) - это не наука, а представление о том, что поведение людей и животных состоит из рефлексов, закрепленных в основном поощрением или наказанием. Ученые учитывают наследственность в поведении отдельных особей, но прежде всего учитывают условия среды.

Зал в тишине слушал её вкрадчивый рассказ о том, как легко манипулировать людьми, как легко обманывать массы. «Я сейчас обманываю вас, изображая цирк», - сказала Изабелла, бережно взяла в руки пса в платье из куриных перьев и подчеркнула, что нельзя позволять себе быть обманутым: когда с тобой играют в курицу, следует помнить, что перед тобой ряженая собака...

Росселлини восхищенно рассказывала о разумности многих зверей.

«Если бы я была настолько талантлива, как они, я бы была Сарой Бернар или Ингрид Бергман».

На экране проходят трогательные кадры домашнего видео, где маленькая Изабелла всегда с собакой. И в одном кадре есть мама. Росселлини рассказывает, как она любила животных с раннего возраста, и нынче участвует в работе Фонда, который воспитывает собак-поводырей для слепых людей. Она надевает на пса курточку с надписью «поводырь», и этот трогательный эпизод выводит цирковое шоу в невеселую реальность, где есть недуги. Изабелла рассказывает и показывает, как тонкий нос пса служит незрячему человеку опорой и защитой, и зал снова узнает много нового, продолжая смотреть представление.

На кинофестивае в Сандэнсе она рассказала, как идея «Green Porno» пришла ей в голову только потому, что лет 10 назад была масса шоу под названием «Зеленый дом», «Зеленый транспорт», и все это было об экологии. Она сказала в шутку: «Но мы не имеем «Green Porno», и название вызвало восторженнную реакцию. Оказалось легко запоминающимся, и теперь всё, что она делает в кино и на сцене, Росселлини называет «Green Porno». Посмотрите эту серию короткометражных фильмов о сексуальном поведении животных. Росселлини знакомит с ритуалами спаривания насекомых и других животных - включая стрекозу, паука, пчелу, молящихся богомолов, дождевых червей, улиток и бабочек. Второй сезон её фильмов посвящен морской жизни. Третий - жизни океана. Роберт Редфорд и его телеканал Sundance предложил, чтобы проект Росселлини вошел в сферу действия программы Сандэнса «Зеленый». Любовь Росселлини к животным и ее знания поразили создателей. Росселлини многое поясняла прессе – как проводит массу исследований перед постановкой каждого эпизода, как придумывает способ подачи – чтобы перевести исследование на язык визуального искусства и сделать рассказ смешным. Так как главное для Росселлини - чтобы история была как развлекательной, так и образовательной. Изабелла сама выходит в каждом эпизоде в бумажном или другом костюме, что делает стиль повествования совершенно уникальным.

Я не могу описать, как выглядит актриса в сюжете о жизни беспозвоночных, с которыми люди  встречаются ежедневно. Или как выглядит ее костюм креветки. Я пыталась – и увидела глаза собственного ребенка, который решил, что я лишилась рассудка. Идите и смотрите сами. Хотя бы фильмы, так как спектакль шел всего одну неделю, и кто еще отважится предоставить ей сцену – я не знаю. Росселлини также работала с пчелами Берта в короткой серии под названием «Берт беседует с пчелами», где они обсудили вопросы биологии и поведения медоносных пчел.

С пчелами точно на сцену не выйдешь.

С большим удовлетворением Изабелла начала и закончила спектакль показом на экране увеличенной тысячекратно букашки, которой ученые присвоили её имя. Это настоящее

признание её усилий ученого. Напомню только, что имя ее матери, Ингрид Бергман, было присвоено одному из новых сортов розы.

Признаюсь, что главное в этом представлении, конечно, исполнитель.

Изабелла Росселлини могла бы давно лежать под пальмой и никогда ничего не делать – ни славы, ни денег ей не прибавит её зеленый проект и этот спектакль. Но мощный импульс «творческости» - креативности, как называют это аборигены, не дает покоя Изабеллле Росселлини и не позволяет останавливаться. Она пишет прекрасные книги, сценарии, научные статьи и диссертацию. И проживает каждый новый проект с белого листа – словно не было в ее жизни знаменитых ролей и фильмов. Ни Дэвида Линча и ленты «Синий бархат», ни долгого брака с режиссёром Мартином Скорсезе. После развода с ним она вышла замуж за Джона Видеманна, в браке с которым родила дочь Элеттру. Но лицо Росселлини стало частью масс-культуры, и обложки журналов Vogue, Marie Claire, Harper's Bazaar, Vanity Fair хранят память об этом. Много лет она была лицом косметической фирмы Lancome с безумными гонорарами. Могла бы и не заниматься курами и бездомными собаками. Дети выросли: сегодня её дочь Элеттра Видеманн-Росселлини представляет продукцию Ланком, а сын Роберто работает моделью. А Изабелла Росселлини стоит на сцене в центре Манхэттена и онемевшей публике рассказывает и показывает, что думают о ней животные.

Новости региона

Все новости