Джон Болтон обещает чистку аппарата

Советник новый, советы старые

9 апреля вступит в должность новый советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон. Дональд Трамп работает президентом 14 месяцев, но уже во второй раз меняет ключевую фигуру своей администрации. Ранее он заменил госсекретаря. В обоих случаях кадровые решения не стали следствием какого-либо громкого скандала, но считаются назревшими.

Советник новый, советы старые
Джон Болтон

Некоторые комментаторы пишут, что Трамп меняет «мягких» чиновников на «жестких», вследствие чего его внешняя политика станет более «ястребиной». Это было бы верно, если бы президент имел ясную доктрину, в которую не вписались отставники. В том-то и дело, что он непредсказуем и бросается из крайности в крайность: вчера угрожал Северной Корее ядерной кнопкой – сегодня хочет встречаться к Ким Чен Ыном, вчера рассказывал о своей крепкой дружбе с председателем Си – сегодня начинает торговую войну с Китаем. Его российский курс вообще не поддается объяснению.

Свою команду президент набирает с бору по сосенке. Чаще всего он видит кандидата на должность по телевизору. Неудивительно, что вокруг него постоянно идет аппаратная борьба. Прощаясь с Рексом Тиллерсоном, Трамп сказал, что у него с Рексом «разный образ мыслей» и зачастую разные мнения по конкретным вопросам. Но министры и советники нужны как раз для того, чтобы выражать разные мнения. В США нет коллективного руководства, решения не принимаются большинством голосов. Решает президент, но на основании независимой экспертизы, которую предоставляют ему подчиненные. Но президент считает, что они должны быть одного мнения с ним и нужны лишь для того, чтобы исполнять его решения. Однако президент – лицо исключительно внушаемое. Отсюда и крайности: вчера один советник внушил ему одно, завтра другой – другое. Вследствие своей неопытности и непомерного самомнения он часто принимает обычные знаки вежливости за твердые договоренности.   

Генерал Макмастер, который покидает пост советника по нацбезопасности, - отнюдь не «голубь». Однако он как человек военный не терпел импульсивности и смел публично высказывать собственное мнение. Самый яркий пример – его выступление на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале. Генерал заявил тогда, что доказательства вмешательства России в президентские выборы 2016 года неоспоримы. Президент дезавуировал высказывание своего советника сердитым твитом: «Генерал Макмастер забыл сказать, что русские не повлияли на результаты выборов и не изменили их и что единственный сговор, какой имел место, был между Россией и вороватой Х (то есть Хиллари. – В. А.) с демократами».

У Джона Болтона устоявшаяся, прочная репутация в Вашингтоне. На посту заместителя госсекретаря по контролю над вооружениями и международной безопасности он проявил себя как ярый противник любого сокращения и запрета оружия, включая химическое и биологическое, добился отказа США от присоединения к договору о Международном уголовном суде, сокращения финансирования программы Нанна –Лугара, предусматривающей помощь в хранении и ликвидации оружия массового уничтожения. Когда в марте 2005 года президент Буш-младший назначил его послом США в ООН, Сенат в течение пяти месяцев не смог утвердить его кандидатуру, хотя тогда, как и сейчас, большинство в верхней палате составляли республиканцы. В итоге президент воспользовался своим конституционным правом назначать сотрудников администрации в период между сессиями Конгресса, затем внес его кандидатуру повторно, но с тем же результатом, и Болтон был вынужден уйти.

После выборов 2016 года он значился в коротком списке кандидатов на пост советника по нацбезопасности. Если верить автору книги «Огонь и ярость» Майклу Вулфу, советник Трампа Стив Бэннон обсуждал ее с ныне покойным Роджером Эйлсом, тогдашним главой телекомпании Fox News и внештатным советником четырех американских президентов-республиканцев начиная с Никсона. «Он бомбист и отморозок, - будто бы сказал Эйлс, имея в виду, что из всех решений Болтон первым выбирает военное. – Но он нам нужен». «Болтон носит усы, - будто бы ответил Бэннон. – Трамп считает, что такая внешность не соответствует такой должности».

Самое смешное, что о Трампе действительно известно, что он не любит растительность на лице, а New York Times подтверждает своими источниками: развесистые усы Болтона коробили Трампа. «Он влип в историю, когда стал гоняться за какой-то бабенкой в отеле», - сказал далее Эйлс. «Если я скажу это Трампу. – пошутил Бэннон, - он, может, и назначит Болтона».

И такая история имела место. Дело было в 1994 году. Сотрудница Агентства США по международному развитию Мелоди Таунсел, работавшая в Киргизии, приехала в Москву, чтобы пожаловаться представителям компании-подрядчика, которая наняла ее, на недофинансирование – сотрудникам представительства нечем было оплачивать жилье и другие первоочередные нужды в Бишкеке. Представителем оказался не кто иной, как Джон Болтон. Он повел себя неадекватно: впал в беспричинный гнев, наорал на Таунсел, а когда она поспешно ретировалась, погнался за ней по коридору гостиницы, в бешенстве бросался в нее предметами и ломился в запертую дверь.

Инцидент очень похож на правду: Болтон славится своей нетерпимостью к возражениям подчиненных и беспардонным отношением к ним. Таунсел пожаловалась в сенатский комитет по международным отношениям, и это осложнило процедуру утверждения Болтона на пост посла в ООН. Занятно, что фирма-подрядчик называлась Black, Manafort, Stone & Kelly. Два имени из этого названия нам хорошо знакомы – это фигуранты Рашагейта Пол Манафорт и Роджер Стоун. Неужели подрядчики присвоили средства, которые должны были переводить в Бишкек? Во всяком случае спецпрокурор Мюллер обвиняет Манафорта в финансовых махинациях.

До того, как предложить Болтону назначение, президент видел его только в программах своего любимого Fox News, где Болтон значится экспертом по международным вопросам. Так что можно сказать, что он уже давно является советником Трампа. Назначение не требует утверждения в Сенате, поэтому Болтон уже в день, когда было объявлено о решении президента, пообещал в эфире провести масштабную чистку аппарата Совета национальной безопасности с тем, чтобы очистить его от саботажников, препятствующих курсу президента.

Жесткость Болтона по отношению к России сильно преувеличена. В отличие от Макмастера, он не видел никаких признаков вмешательства Москвы в американские выборы и публично высказывал предположение, что взломщики действовали «под чужим флагом» и нарочно оставили следы, ведущие к России. В 2013 году он записал видеообращение к Совету Федерации РФ с призывом расширить права граждан на владение огнестрельным оружием. Законопроект на эту тему лоббировал Александр Торшин, в то время сенатор, а ныне заместитель председателя Центробанка. Торшин – пожизненный член Национальной стрелковой ассоциации США. Используя свои связи в этой организации, он встречался с Трампом-младшим и пытался встретиться с Трампом-старшим. В этой связи его имя фигурирует в российском досье Роберта Мюллера. Сенатор Тим Кейн выразил по этому поводу сомнение, можно ли Болтону давать допуск к секретной информации.

Но какая плотная у них грибница! Срываешь гриб – на его месте тотчас вырастает новый.

Новости региона

Все новости

Популярно в соцсетях