Если пациент хочет жить, медицина бессильна

Если пациент хочет жить, медицина бессильна

Бой опиоидам

Президент Трамп, выступая на этой неделе в Нью-Гэмпшире, высказался за применение смертной казни к лицам, повинным в незаконном распространении опиоидов. «С их помощью наркоторговцы отправляют на тот свет тысячи сограждан, - заявил Трамп. - Я хочу с этим покончить».

Опиоиды — это класс очень мощных анальгетиков, препаратов типа морфина, кодеина или метадона, назначаемых в качестве обезболивающих средств. Они помогают тяжелобольным, часто неизлечимым раковым пациентам, страдающим от сильного болевого синдрома. Побочными эффектами опиоидов являются сонливость, тошнота, общее угнетение дыхания, частые запоры, вызываемые замедлением перистальтики. Привыкнуть к опиоидам легко, избавиться от зависимости очень сложно.

Во многих штатах, включая Нью-Гэмпшир, употребление опиоидов достигло масштабов эпидемии. Особо подверженными им оказались малообеспеченные белые американцы, среди которых много сторонников Трампа. Помимо сурового наказания нелегальных продавцов препаратов президент предлагает расширить просветительские антиопиоидные мероприятия и облегчить доступ к апробированным методам терапии.

Применение смертной казни к наркоторговцам — вопрос конституционно крайне запутанный, отвечать на который окончательно придется, возможно, Верховному суду. Оппонент Трампа сенатор-демократ Дик Дурбин напоминает в связи с этим о поражении, которое потерпело государство в борьбе с обычными наркотиками.

В 2016 г. от опиоидов, включая рецептурные, а также героина и синтетических препаратов вроде фентанила, в Америке умерло свыше 42 тысяч человек. Это своеобразный рекорд. Президент уверен, что уменьшить приток в страну контрабандных опиоидов помогут строительство заграждения на границе с Мексикой и прекращение бойкота федеральных иммиграционных властей городами и целыми штатами.

Нью-Гэмпшир по традиции играет важную роль в определении победителя президентских выборов в Америке.

Нынешнее поколение будет иметь дешевые лекарства

В ходе того же выступления в Новой Англии президент пообещал ощутимо понизить в обозримом будущем цены на лекарства. Министр здравоохранения и соцобеспечения Алекс Азар, в прошлом управленец фармацевтической фирмы, уточнил, что соответствующие меры будут объявлены примерно через месяц. Азар уверяет, что удешевление лекарств — его приоритет номер один.

«У нас цены на одни и те же лекарства намного выше, чем в других странах, - сказал Трамп. - Возможно, это следствие деятельности лоббистов или слишком сложной системы сбыта. Как бы то ни было, прибыли, которые ныне оседают в карманах посредников, поубавятся, а цены станут ниже». По плану Трампа, это произойдет благодаря новым договоренностям страховых компаний с производителями, которые распространятся на оптовые закупки крупных партий медикаментов. Льготы, если они материализуются, затронут в первую очередь пенсионеров, покупающих лекарства по плану Medicare Part D.

Дороговизна американской медицины — миф?

Чем обычно объясняют дороговизну американской медицины? Многочисленными и нередко ненужными случаями госпитализации; обилием дорогих специалистов; излишне частым посещением врачей. Однако исследование, проведенное авторитетным Гарвардским Институтом проблем глобальной медицины, показывает, что это на самом деле не так: в Америке госпитализация происходит реже, чем в странах сопоставимого уровня благосостояния; доля специалистов в общем врачебном пуле — примерно такая же, равно как и общее количество визитов к врачам. Качество медобслуживания в Штатах при этом более чем приемлемое, уровень расходов на образование и жилье, тоже коррелируемый с продолжительностью жизни, - типичный для государств первого мира.

Аналитики сравнивали США по состоянию здравоохранения с 10 странами Европы и Азии, включая те, в которых действует социализированная медицина (Британия и Канада), и те, где принята рыночная модель (Швейцария и Нидерланды).

В числе способов сделать американское здравоохранение более дешевым нередко упоминают уменьшение числа специализированных врачей, выпускаемых мединститутами. Но таковых, согласно выводам гарвардских исследователей, в Америке не больше и не меньше, чем в странах, образующих референтную группу: примерно 43% всех американских врачей — терапевты.

Что в Америке действительно распространено — но не только в Америке, — так это дорогие рентгены и отдельные виды хирургии, такие как замена коленной чашечки и проведение родов с помощью кесарева сечения.

Как отмечают авторы исследования, затраты на медицину в первом мире ввиду распространения медицинских и информационных технологий среди медперсонала и администраторов постепенно унифицируются. И не только американцы, но и близко к ним стоящие нации жалуются на удорожание медуслуг. И не могут пока отыскать способов значительно остановить быстрый рост затрат. Люди хотят жить долго, заметная часть расходов на медицину приходится на последние годы или даже месяцы жизни пациента; современное оборудование стоит очень дорого, как и подготовка квалифицированных врачей.

Сравнительный анализ показывает, что такого явления, как чемпионство по всем сразу показателям качества здравоохранения, в природе попросту не существует. Одни страны превосходят Америку по ряду показателей и уступают по другим. Америка и впрямь опережает европейцев и японцев по стоимости госпитализации, визитов к врачам, рецептурных лекарств. Система страхования у нас устроена так, что большие средства поглощает административный аппарат. Но то, что Штаты проигрывают европейцам и японцам по продолжительности жизни, есть следствие не столько изъянов собственно системы здравоохранения, сколько социальных аномалий, таких как наличие групп населения с повышенной склонностью к ожирению или большим числом жертв насильственных преступлений.

«Дело не в том, что мы покупаем больше пиццы, чем остальные, дело в том, что наша пицца просто стоит дороже. Из чего, впрочем, не следует, что мы не должны сокращать количество потребляемой пиццы», - сказал The New York Times руководитель авторского коллектива Ашиш Джа.

 

Новости региона

Все новости