Президент Трамп освободил от должности государственного секретаря Рекса Тиллерсона

Goodbye, Mr. Tillerson

Нью-йоркский бизнесмен испытывает чуть ли не сословную неприязнь к бюрократии вообще и особенно к чиновникам внешнеполитического ведомства, мнящим себя привилегированной кастой, стоящей над мелочной внутриполитической схваткой.

Goodbye, Mr. Tillerson

Забот у Трампа в области внешней политики под завязку, все они требуют нестандартных решений, на которые кадровые дипломаты, невзирая на высокую самооценку, органически неспособны. Трамп с самого начала своего президентства сознательно недоукомплектовал персонал Госдепартамента, сокращал его финансирование и различные виды деятельности, не без основания полагая, что нелюбовь к нему в стенах Foggy Bottom еще более сильная, чем в других вашингтонских ведомствах. Недоверие к бюрократии плюс желание осуществлять внешнюю политику непосредственно из Белого дома — вот, похоже, истинные причины увольнения Тиллерсона, попавшего под «тлетворное» влияние своих помощников и возомнившего себя независимым вершителем американской дипломатии.

В понедельник вечером, возвращаясь из поездки в Африку, Тиллерсон в беседе с журналистами на борту своего самолета назвал применение боевого отравляющего вещества против бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля «одиозным поступком, совершенным, по всей видимости, Россией».

В течение нескольких дней американские представители уклончиво отвечали на расспросы журналистов, считают ли они Россию виновной в применении боевых ОВ в английском городе Солсбери. Тиллерсон позиционировался в этом вопросе слишком уж однозначно — и на следующий день лишился министерского портфеля. Это была последняя капля, переполнившая чашу терпения Трампа. Глава Госдепартамента закончил свой вояж в Африку на день раньше срока, чтобы принять участие в подготовке встречи руководителей США и Северной Кореи. Что в планы хозяина Белого дома тоже не входило. Можно только догадываться, сколько бы утечек служебной информации шло из Foggy Bottom в случае возникновения противоречий между кадровыми дипломатами и людьми Трампа в процессе работы над переговорной позицией квстрече с Ким Чен Ыном.

«Происходящее в России беспокоит меня все больше и больше, - заметил Тиллерсон в вышеупомянутом разговоре с журналистами. - В течение минувшего года мы вкладывали много сил в то, чтобы преодолеть разногласия и наладить сотрудничество. И если честно, то далеко в этом направлении не продвинулись. Напротив, Москва, я полагаю, разворачивается в сторону большей агрессивности».

По словам бывшего госсекретаря, тревогу у него вызывают действия России, смысл которых он до конца не понимает, как, например, химнападение на Сергея Скрипаля. «Если бы за этой акцией стояла негосударственная организация, то ее мотивы были бы мне более или менее ясны. Но я не в силах вообразить, зачем это может понадобиться государству».

Короткий ответ: автократ, чувствующий себя неуверенно, действует на опережение, уничтожая потенциальную оппозицию и внутри страны, и за ее пределами. Заранее ликвидируя тех, кого в штатной ситуации, в обстановке относительно более стабильной, он бы, наверное, оставил в покое. Мера обеспокоенности Кремля лояльностью своих разведчиков может расти. И не потому, что они любят Запад, а потому, что могут оказаться не у дел в результате усиливающейся кадровой чехарды и межведомственных разборок спецслужб. И попытаться обеспечить себе безбедную старость продажей гостайн. В таких условиях логично загодя возродить практику убийства перебежчиков — в первую очередь пожилых, имевших доступ за долгие годы работы к большому объему секретов. Символична в этой связи, мне кажется, расправа над 66-летним Скрипалем, а не каким-нибудь молодым невозвращенцем. А до него, видимо, над бывшим министром М.Ю. Лесиным.

Угрозы в духе «мы вас везде достанем» звучат в эти дни накануне очередной коронации Путина абсолютно открыто аж по российским государственным телеканалам. Заграница, дескать, вам не поможет. Сергей Скрипаль продолжал консультировать британские спецслужбы и мог, сдается, много чего поведать им из области связей кремлевских правителей с организованной преступностью. На которую в условиях повышенного внимания Запада к деятельности официальных российских структур власти могут перекладывать выполнение особо щекотливых заданий. Страсть же к убийству «предателей» у мафии никак не слабее, чем у Лубянки.

Новости региона

Все новости