Кое-кому из присутствовавших общение Парфенова с аудиторией показалось неуважительным. Некоторые участники встречи поделились своими впечатлениями через свои блоги и на страницах соцсетей – они выражают возмущение пренебрежительным, раздраженным отношением гостя к тем, кто пришел на встречу с ним (кстати, зал был заполнен до отказа, несмотря на крайне неприятную зимнюю погоду).
Екатерина Рюмина написала в своем блоге о Леониде Парфенове (здесь и далее цитируем дословно): «Такой агрессии, такой неприязни к зрителю, такого негатива, такого ада я не видела ни в одном из приезжих сюда современников. Любой вопрос – в штыки. Перебивал тех, кто спрашивает. Орал, топал ногами».
Ольга Смагаринская: «Люди искренне начинали свои вопросы со слов благодарности, он же как-то зло обрывал, что не за что благодарить, ну на здоровье типа вам, и все это без шуток, а именно вот с желчью какой-то. Практически ни на один вопрос он не ответил, чтобы по той или иной причине не задеть человека».
Игорь: «Могу бесконечно смотреть на Людмилу Марковну на экране, слушать Далиду, любоваться картинами Сальвадора Дали, так же было с документальными фильмами Леонида Парфенова. На деле господин Парфенов оказался довольно злобным и агрессивным. Да, он устал, да, ему задают одни и те же вопросы из города в город, да, люди не особо умеют задавать вопросы. Но это не повод хамить, обрывать вопросы, перебивать, грубить в ответ и называть пришедших на тебя посмотреть и послушать людей необразованными идиотами...».
Наш автор Владимир Нузов присутствовал на встрече Леонида Парфенова с русскоязычными ньюйоркцами. Он отмечает, что публика пришла хорошо подготовленная, которая видела не только многие из прежних фильмов Парфенова, но и самые свежие, еженедельные выпуски «Парфенона». Многие успели посмотреть первые две серии фильма «Русские евреи» (участникам встречи была показана третья серия). Ниже мы приводим записанные нашим автором вопросы аудитории и ответы гостя.
- Ваши ближайшие планы, Леонид?
- Я намерен сделать фильмы "Русские грузины" и "Русские немцы".
- Несколько слов о всех трех сериях.
- До революции ситуация с евреями в России была одна, после революции - совершенно другая. Однако здесь существенно то, что ты иудей в государственном православии. Второй фильм отражает советское тридцатилетие, когда евреи стали соавторами русского социализма в элитах, вождях, знаменитых деятелях культуры, в кинематографе, и прочее, и прочее, и прочее. Ну и, конечно, тысячи евреев - простых инженеров, врачей, культработников. А в сорок восьмом году - совсем другая ситуация, когда советская власть усмотрела в еврее оппонента...
- На каких телеканалах выйдет ваш сериал?
- С того времени, как я был уволен со всех каналов российского телевидения, я не очень уверен, что этот сериал вообще ему понадобится. Многие могут посмотреть этот сериал на Ютюбе.
- Что вы можете сказать об уникальности еврейского народа?
- Никакой специальной уникальности я не вижу. Блантер написал "Катюшу", а Мокроусов - "Одинокую гармонь", может быть, более мелодичную, чем "Катюша". Все примерно фифти-фифти. Повторяю: у меня нет никакой уверенности в некой уникальности евреев. В названии этого проекта на первом месте стоит слово "русские". Мой фильм - это взгляд на широту русской культуры, больше ничего.
- Несколько слов о вашем тезке Леониде Утесове, Леонид.
- Мальчик в тринадцать лет выиграл конкурс куплетистов в Одессе. Представляете, какая там была конкуренция в 1912 году? Мальчика звали Лейзер Вайсбейн. Он хотел взять себе псевдоним, но псевдонимы Горский, Холмов и Стамов в Одессе были заняты. И он, увидев однажды обрыв у берега моря, стал Утесовым. Нет ни одного свидетельства о том, что он пожалел, что перестал быть Вайсбейном! Он стал самым знаменитым русским артистом первой половины XX века.
- Кто спонсировал ваши проекты?
- Господи, ну там же все написано: спонсор - фонд "Генезис". (Здесь в первый раз мы уловили в ответах Парфенова некоторое раздражение. Дальше его раздражение усиливалось, когда вопросы становились совсем глупыми. В.Н. и О.С.)
- Как начинался ваш проект, Леонид?
- В 1992 году я пришел к большому знатоку и лучшему, на мой взгляд, чтецу русской поэзии Зиновию Ефимовичу Гердту. И он дал мне не отеческий даже, а какой-то, я бы сказал, дедушкин совет: "Леничка, не собирайте незабудки на этом заминированном поле" (хохот в зале). Как выяснилось, Зиновий Ефимович был неправ. А потом мы разговорились на эту тему с Михаилом Фридманом, и оказалось, что его фонд "Генезис" занимается самоидентификацией евреев Российской империи и бывшего Союза. И так мы нашли друг друга. Я денег у них не просил, но мы совпали в наших желаниях поднять эту важную тему.
- Вам не не кажется, что в России сейчас происходит нечто, описанное в " Бесах" Достоевского? Какой-то апогей...
- Не знаю, апогей ли это или жалкий фарс... Мне все-таки кажется: жалкий фарс. В любой стране вы можете найти такие переносы давней литературы в сегодняшний день. Возьмите "Божественную комедию" Данте. Многие итальянцы полагают, что Данте писал о сегодняшней Италии. Это нормально.
- Я прочитал книгу Билла Гейтса. Все смотрят в его спальню...
- Кто все-то? Ну откуда все? (Парфенов взорвался). Что вы все время рассказываете про какую-то культурную элиту? Ну это всё равно что сказать, что все итальянцы играют на мандолинах (смех в зале). Ну нельзя так, нельзя! Все! Вы что, знаете все 140 миллионов человек России? Поменьше смотрите, пожалуйста, российские телеканалы! (Смех в зале).
- Как вы считаете, журналистика со временем пропадет?
- Журналистика зависит от спроса на журналистику. Не бывает общественно- политической журналистики, если нет общественно-политической жизни, а она зависит от общества, от людей.
- Вы сказали "Не надо эмигрировать"...
- "Не надо эмигрировать..." - это вы, именно вы, открыли кавычки и закрыли их.Что вы несете? (Снова в интонации Парфенова раздражение. Небезосновательное, как выяснится из дальнейшего). Если вы представляете автору его тексты, хотя бы точно цитируйте! Я сказал только русскую присказку: "Будьте здоровы, живите богато и не уезжайте в Соединенные Штаты". Вот и все! А вы мне: "Пожалуйста, не эмигрируйте". Так нельзя!
- В чем, вы считаете, состоит русская национальная идея?
- Национальная русская идея - это русский человек. Так должно бы быть. Россия сильна не тем, что у нее есть нефть и газ и что-то там еще. В России есть 140 миллионов неплохо образованных людей европейского склада, желающих уважения своих прав, хотя бы потребительских, и ведущих себя весьма либерально, вопреки проклятиям в адрес этого понятия. Мне кажется, что суммарный эффект от реализации этих прав значительно превосходит ракеты "Сатана", которые мы видели по телевизору два дня назад. Я долго копался в архивах, нашел документы о таких русских людях, как изобретатель телевидения Зворыкин, или Прокудин – Горский (?), который был первым "цветным" фотографом, или Сергей Иванович Щукин с его уникальной коллекцией авангарда начала ХХ века. Все эти люди, с одной стороны, имели очень западный, европейский характер, с другой - они внесли что-то совершенно новое в западную культуру, осуществили в ней новый поворот. Так же, как "Русские сезоны" Дягилева, или... Вернусь к Щукину. Как старообрядцу, купцу первой гильдии понравился кубизм, который не нравился никому в мире? Он познакомился с Пикассо в октябре 1908 года, до этого октября у Пикассо никто ничего не покупал, его картины представляли собой неликвидные залежи. И 20 работ Пикассо Щукин тогда купил! Он увидел в этих работах то, что до него не увидел никто на свете! Это и есть, на мой взгляд, большая русская идея (аплодисменты).
От себя Владимир Нузов добавляет:
- Большинство зрителей, и я в их числе, снисходительно отнеслись к резким ответам Парфенова на малоинтересные вопросы, и ни один человек не покинул зал, несмотря на более чем двухчасовой фильм (то была, повторяем, 3-я серия "Русских евреев") и позднее время.