Навстречу весенним аукционам

Рынок разогрелся

Еще не утих шум по поводу рекордной продажи на ноябрьском аукционе «Кристис» раннего и не лучшего полотна Леонардо да Винчи “Salvator Mundi” за $450,3 млн, как началась весенняя лихорадка: тот же «Кристис» готовится к майской продаже гигантской коллекции Пегги и Дэвида Рокфеллеров, другие дома не отстают, и все рассчитывают на то, что впечатляющие цифры продаж 2017 года будут превзойдены.

Рынок разогрелся
"Одалиска" Матисса из коллекции Рокфеллеров

Надежду питает тот факт, что цены на искусство растут, как и число миллиардеров в мире. Сегодня их 2043 и все вместе они стоят 7,7 триллиона долларов. Искусство остается выгодной инвестицией. Задача аукционных домов – «помочь» миллиардерам расстаться со своими миллиардами, вложив их в произведения искусства. Вот и бьются главные аукционные дома мира - «Кристис», «Сотбис» и «Филлипс» - за эффектный и дорогостоящий товар, который мог бы привлечь заинтересованных покупателей, а для этого заранее гарантируют сумму, которую получит продавец, идя на риск и уменьшая потенциальные комиссионные. Впрочем, стратегии могут быть разными.

Так, «Филлипс», который принадлежит теперь компании Mercury Group, базирующейся в Москве (ее специальность – продажа изделий роскоши), сосредоточил внимание на искусстве XX и XXI веков, которое сейчас стремительно растет в цене. Пример - $28,8 миллиона, отданных в мае 2017-го за картину шотландского художника Питера Дуга “Rosedale”, написанную в 1991 году. Но аукцион занимается еще и прикладным искусством, и фотографией, и ювелирными украшениями, и часами, с успехом продав, например, в прошлом году «Ролекс» Пола Ньюмана за 17,9 млн. И все это – на традиционных «живых» аукционах, которые другие аукционные дома все чаще совмещают с интернетовскими.

Именно в этом направлении работает «Кристис», который принадлежит компании «Артемис» (ее владелец - магнат по продаже предметов роскоши и коллекционер Франсуа Пино). Аукционный дом провел в прошлом году 85 интернетовских аукционов, которые принесли около 80 млн долларов. Сумма, может быть, и невелика – всего 1 процент от всей суммы годовых продаж, но вот среди покупателей на этих аукционах 37 процентов составили новые имена. А привлечение новых покупателей со всего мира – одна из главных задач аукционов.

В борьбе за рынок и выгодные продажи аукционы проявляют немалую гибкость. Так, «Кристис» теперь не устраивает аукционы английской и французской мебели, которые были традицией на протяжении десятилетий, и сократил число работников в отделе прикладного искусства: невыгодно! Коллекционеры охладели и к классическому искусству: если исключить уникальное полотно Леонардо да Винчи, то аукционы старых мастеров и европейской и русской живописи XIX века принесли в прошлом году «Кристис» всего 293 млн долларов, что на 11 процентов меньше, чем за 2016 год.

«Сотбис», который в прошлом году показал более низкие цифры продаж, чем его соперник «Кристис», наоборот, расширяет свои «сферы интересов», занимаясь финансовыми услугами для коллекционеров, художественными консультациями, управлением творческим наследием и имуществом художников...

Но главной задачей по-прежнему остается добывание уникальных произведений для продаж. И тут «Кристис» особенно рассчитывает на вышеупомянутую распродажу коллекций Рокфеллеров. По скромным подсчетам, она должна принести около $500 млн.

Продажа состоится в Нью-Йорке, в штаб-квартире «Кристис», которая, как известно, находится в Рокфеллер-центре, выстроенном по инициативе и на деньги знаменитого семейства и при этом не так далеко от одной из главных резиденций супругов Рокфеллер на Ист 65-й улице и рядом с МоMA, который был основан бабушкой Дэвида Рокфеллера Эби Олдрич-Рокфеллер.

С нее-то и начался интерес Дэвида к искусству и филантропии (позже он унаследует многое из ее коллекции). Этот интерес будет дополнен любовью его жены Пегги к природе, садоводству и животным. Они были разными, но у них было неизменное правило: то, что они покупали, должно было обязательно нравиться обоим.

Дэвид, внук знаменитого промышленника, создателя «Стандарт Ойл» и одного из первых американских миллиардеров Джона Д. Рокфеллера, сам прославился как выдающийся финансист и общественный деятель. Больше 10 лет он руководил банком Чейз Манхэттен и фактически возглавил возрождение американского финансового рынка после войны, как и возрождение Нью-Йорка после кризиса 70-х годов. Много лет он возглавлял советы попечителей МоМА, Рокфеллер-университета и других организаций. Он умер в 2017-м, в возрасте 101 года, пережив свою жену, с которой прожил больше полувека (они оба родились в 1915 году и поженились в 1940-м), почти на 20 лет. Он всегда стремился к тому, чтобы львиную долю своего состояния раздать на пользу стране и обществу.

Предстоящая продажа практически всего содержимого нескольких их резиденций, включая уникальный фарфор и мебель, картины импрессионистов, постимпрессионистов и американских художников, а также огромную коллекцию азиатского искусства и многое другое, организована в столь близких обоим филантропических целях. Вырученные средства пойдут двенадцати благотворительным организациям в сферах образования, культуры, медицины и охраны окружающей среды, которые особенно последовательно поддерживали Рокфеллеры.

Новости региона

Все новости