Белый дом: под звуки кадровой кадрили

Свято место...

Минувшая среда снова подтвердила, как тесно связаны политика и экономика. Точнее в данном случае - кадровая политика и экономика. Поскольку рухнувший в этот день американский фондовый рынок был реакцией на отставку Гэри Кона - главного экономического советника президента США.

Свято место...
Гэри Кон

Еще недавно, казалось бы, ничто не предвещало такой очередной кадровый сюжет. Новые тучи на вашингтонском небосклоне начали собираться после того, как Дональд Трамп объявил о намерении ввести новые повышенные пошлины на сталь и алюминий, что вызвало опасения, в том числе и в Конгрессе, о возможности торговой войны, в которой против США могут выступить не только Китай, но и страны Евросоюза, а также Канада и Япония. Эти опасения, как можно судить, в полной мере осознавал и Кон, считающийся защитником классической экономики и свободного рынка. Именно это, судя по всему, и вызвало его отставку после года работы в администрации Белого дома.

Тени "золотого дома"

Последний кадровый сюжет невольно заставил вспомнить приписываемую Дональду Трампу реплику, которую можно отнести к одной из легенд Белого дома. Как утверждало одно издание, в первые дни пребывания в своей новой резиденции на Пенсильвания-авеню он якобы сказал: "Белый дом - настоящая помойка". Хотя потом и отрицал эти слова.  Трудно сказать, относилась ли приведенная фраза к самим президентским апартаментам, или к политической атмосфере, которая там ощущалась. Но доподлинно известно, что он поменял красные занавески, которые украшали Овальный кабинет во времена Обамы, на золотые, а потом был изменен и весь антураж президентских покоев. Помогло ли это избавиться от насекомых, на которых жаловались некоторые предшественники Трампа, сказать трудно. Но, судя по всему, эта проблема его не сильно волнует, и он ясно дает понять, что готов остаться в Белом доме не только еще на один положенный по Конституции срок. Во всяком случае, такую мысль подсказывает его эмоциональная реакция на возможное снятие ограничений в Китае срока пребывания главы государства у власти. Трамп назвал это "потрясающей" инициативой, которую, по его словам, "мы должны попробовать когда-нибудь".

Но Америка - не Китай, и вряд ли в обозримом будущем хозяину Белого дома удастся стать здесь долгожителем, как, к примеру, его кремлевскому коллеге или арабским шейхам. Тем более, что первый год его президентства отмечен такой кадровой чехардой на верхних этажах власти, что напрашивается вопрос известного литературного героя: что день грядущий нам готовит? И здесь невольно возникает образ главного персонажа последнего романа популярного писателя Салмана Рушди "Золотой дом", которого критики сравнивают с Дональдом Трампом. Сам автор считает, что его книга не столько о Трампе, сколько о проблемах современной Америки, которая "становится все более израненной и разобщенной".

Кажется, нынешний "золотой дом", если соотнести название романа с резиденцией президента США, отражает этот грустный  вывод писателя. Особенно если сравнить первоначальный список команды Трампа, с которой он пришел в Белый дом, с нынешней. И дело не только в том, что кардинально поменялся  кадровый состав, - несколько  видных членов  прошлой команды находятся под следствием, как политического, так и криминального характера. При этом, как говорится, "под колпаком" оказались самые близкие Трампу люди. И эта кадровая "мясорубка" невольно заставляет вспомнить многим памятное телешоу "Подмастерье", которое вел в свое время сам нынешний президент. "Вы уволены" - холодным голосом выносил он приговор в роли безжалостного менеджера. Примерно то же самое ему пришлось делать уже в роли президента, причем в отношении людей, которые помогали ему взойти на президентский олимп.

Еще недавно дамоклов меч был занесен над головой нынешнего госсекретаря Рекса Тиллерсона (о чем мы поговорим чуть позже), но пока, возможно, на время, его предпочли вложить в ножны, чтобы можно было решить неотложные вопросы внешней политики. В то же время грозовая туча нависла над двумя самыми близкими и преданными Трампу людьми и его советниками - дочерью Иванкой и зятем Джаредом Кушнером. Как известно, Кушнер имел, во всяком случае, до последнего времени, доступ к самой секретной информации. Правда, допуск этот был временный, а когда на днях грянул гром (доступ был снижен со "сверхсекретного" до просто "секретного" уровня), стало ясно, что "серый кардинал", как в СМИ окрестили Джареда, теряет свое влияние.

Причем это началось не вчера - еще осенью The New York Times отмечала, что Кушнер больше не обладает "неограниченными полномочиями". При этом фигурировали две версии. Первая была связана с контактами Джареда с несколькими представителями России, что в рамках ведущегося расследования о "русском следе" в президентских выборах могло негативно отразиться и на самом Трампе. Вторая и, скорее, более реальная связана с отношениями зятя и дочери президента с главой аппарата Белого дома генералом в отставке Джоном Келли. Он считал, что они посягают на его "территорию" и прерогативы, и решил ограничить их возможности. Как замечал в этой связи портал Axios, "Джаванка [Джаред и Иванка] и Келли схлестнулись в смертельной схватке». И, судя по последним событиям, генерал в этой схватке пока одерживает вверх, причем при очевидной поддержке самого Трампа. Больше того, если верить The New York Times, президент якобы сам просил Келли уволить зятя  и дочь, которые по разным причинам вызвали негативные комментарии в СМИ и тем самым бросили тень на самого президента.

Помпео нацелился на Госдеп?

Но пока оба остаются в Белом доме, хотя их влияние явно снизилось. Во всяком случае, Джаред не может больше присутствовать на ежедневных президентских брифингах. А это, естественно, ограничивает его возможность получать самую секретную информацию, что является знаком особого доверия. В общем, Келли одержал очередную, но далеко не первую победу. Первой же его "жертвой" в Белом доме стал директор по коммуникациям Энтони Скарамуччи, проработавший в этой должности всего десять дней. До того дня, а это было 31 июля прошлого года, когда в Белом доме впервые появился новый глава администрации Джон Келли. Правда, кадровая чистка началась еще задолго до его прихода и очень скоро показала, сколь непрочен фундамент, на котором держится администрация, если иметь в виду человеческий ресурс.

Здесь достаточно перечислить несколько наиболее крупных отставок в течение короткого периода каденции нового президента, чтобы сложилась некая тревожная картина. Так, не прошло и месяца с момента инаугурации, как свой пост покинул советник по национальной безопасности Майкл Флинн. Причем, как утверждалось, по просьбе самого Трампа, когда стало известно, что чиновник такого ранга попал под набирающий скорость "русский каток". Флинна подвели его прежние встречи с российским послом в США. Он был первым, кто покинул команду  нового президента. А потом отставки посыпались, как из рога изобилия. Сначала   президент распрощался с директором ФБР Джеймсом Коми. Затем такая же участь постигла директора по связям с общественностью Майка Дубке и главу аппарата Белого дома Райнса Прибуса, того самого, которого журнал «Time» поместил в список 100 самых влиятельных людей в мире. Вскоре за ним последовал советник по стратегическим вопросам Стивен Бэннон, который, согласно некоторым  слухам, вызвал недовольство Иванки Трамп и Джареда Кушнера.

Наконец, на днях очередь дошла до одной из самых таинственных, как утверждают, и самой близкой Трампу сотрудниц Белого дома - директора по коммуникациям, бывшей модели Хоуп Хикс. Она принимала активное участие в предвыборной кампании Трампа и пользовалась его особым доверием. Ее даже называли "переводчиком" Трампа, поскольку она хорошо понимала смысл сказанного президентом, что не всегда было доступно окружающим. Ее уход, судя по всему, был вызван личными причинами и не связан с какими-то коллизиями в Белом доме, а также с показаниями, которые она на днях давала комитету по разведке Конгресса США в рамках расследования о возможном российском вмешательстве в американские выборы. Как считают, ее уход связан с недавним увольнением помощника президента Роба Портера, с которым их связывали личные отношения.

Подождем до «черной пятницы»

Тем не менее, факт остается фактом - кадровая кадриль в президентской администрации продолжается, и вряд ли последняя отставка поставит точку в этом пока нескончаемом процессе, который, как считают, связан с двумя причинами: политической неопытностью Трампа с одной стороны и нескончаемым расследованием о вмешательстве Москвы в предвыборную кампанию - с другой. В этой связи в воздухе повис еще один тревожный вопрос, который мы затронули в самом начале: оставил ли Рекс Тиллерсон мысль покинуь Госдепартамент? Это намерение связывают с разногласиями главы Госдепа с президентом по ряду кардинальных вопросов внешней политики, которые уже выходили на публичный уровень, например, в отношении налаживания диалога с Пхеньяном или Парижского соглашения по климату.

И хотя сегодня эти разногласия как будто сняты, осадок, видимо, остался. Неслучайно немецкий журнал Der Spiegel не так давно утверждал, что "целенаправленно распространяя слухи об отставке Рекса Тиллерсона, президент США и его команда пытаются избавиться от госсекретаря". Больше того, некоторые американские издания, в частности, The Washington Post, уверенно называли его преемника - нынешнего главу ЦРУ Майка Помпео, который разделяет жесткую позицию Трампа по многим международным проблемам.                  

Понятно, что Тиллерсон, как и сам президент, опровергает слухи об их возможном "разводе". Но ведь дыма без огня, как известно, не бывает. К тому же еще, как говорится, не вечер. И, возможно, пока до Тиллерсона, которого в свое время президент Путин наградил орденом "Дружбы народов", не дотянулась рука  спецпрокурора Мюллера, его, как некоторых других фигурантов "русского досье", не попросят покинуть президентскую команду. Как бы там ни было, уже сейчас  можно судить, учитывая затянувшийся период кадрового разброда и шатания в нынешней администрации, насколько справедливы слова The New York Times о том, что Трамп превратил Белый дом в «чёрную дыру».

Новости региона

Все новости