Когда "частники" идут на войну

Тайный фронт

До недавнего времени вероятность конфликта между российскими и американскими военными силами, находящимися в Сирии, регулировалась обменом информацией о маршрутах тех и других войсковых соединений, прежде всего авиации, что в известной мере гарантировало от непредвиденных ЧП. 

Тайный фронт
Кадр из видео

И хотя различного рода неувязки случались, к роковым последствиям они не приводили. Но недавно произошло то, чего опасались и в Вашингтоне, и в Москве: под огонь коалиции, которую возглавляют США, попали российские граждане, которые пришли в Сирию не с гуманитарной помощью, а с оружием. Правда, оружие это находилось не в руках представителей российской армии, а в так называемых частных руках.

Речь в данном случае идет о военной группировке, именуемой частной "компанией Вагнера". В отличие от подобных группировок в других странах, в тех же США, она нигде не зарегистрирована и действует как бы сама по себе. Хотя вряд ли о ее передвижениях и действиях не осведомлены соответствующие структуры минобороны России и спецслужбы, отрицающие какую-либо связь с этой и другими аналогичными компаниями. И такая позиция позволила избежать худшего - возможной реакции на удар коалиции по российским наемникам упомянутой компании Вагнера в районе города Дейр-эз-Зор на востоке Сирии. В результате этого удара погибли, по разным данным, десятки членов этой группировки. Во всяком случае, для транспортировки из Сирии раненых и погибших понадобились три военно-транспортных самолета со специальным оборудованием. Но при этом, подчеркнем, в официальных комментариях не было ни слова обвинений в адрес американских военных, не говоря уже о какой-либо угрозе ответных действий.

Растет спрос на ЧВК

Такие компании, как «Вагнер», в России не зарегистрированы, хотя вопрос об этом не раз поднимался в той же Думе. Ведь, по сути, эти наемные формирования незаконны, и участие в них, согласно статье 359 УК РФ, является уголовно наказуемым и наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет. Но, кажется, не было ни одного случая, когда бы этот закон применялся на практике. Во всяком случае, та же "группа Вагнера" была замечена на Ближнем Востоке еще до того, как в Сирии появились первые российские военные базы. При этом, если верить некоторым российским источникам, а также The Wall Street Journal,  "вагнеровцы" прибыли в Сирию, уже имея боевой опыт, полученный во время боев  на юго-востоке Украины. Сам же командир подразделения по кличке «Вагнер» - это бывший офицер российского спецназа, сыгравший, как утверждают, весомую роль в освобождении исторической части Пальмиры от боевиков ИГИЛ.

Что касается трагической развязки последнего военного столкновения, то, как утверждают некоторые источники, своего рода "призом" в этой смертельной схватке должны были стать нефтяные поля "Коноко", на которые положила глаз российская компания "Евро Полис". Якобы ей сирийское правительство пообещало 25% всей добычи в случае захвата этих богатейших месторождений. И здесь выясняется любопытная подробность: участие в этой компании принимает небезызвестный Евгений Пригожин. Тот самый, который входит в последний американский санкционный список лиц, обвиняемых в кибератаках в предвыборный период в США. Тот самый Пригожин, которого еще называют "поваром Путина".

Вот таким необычным образом замкнулся этот зловещий круг. И только после этой трагической истории в Госдуме вновь заговорили о необходимости закона о частных военных компаниях, которые давно уже легализованы  во многих странах мира. И де-факто существуют и в России, позволяя Кремлю, как замечает в этой связи швейцарская Neue Zürcher Zeitung, действовать подпольно и использовать их "в качестве нового инструмента внешней политики".

Однако трагическая история в Сирии, получившая широкий резонанс, судя по всему, заставит принять меры по легализации частных силовых формирований, новейшая история которых насчитывает не одно десятилетие. Например, первая в современном понимании частная военная компания «Watchguard International» была создана еще в 1967 году в Великобритании полковником Дэвидом Стерлингом. А уже в середине 70-х годов этому примеру последовали и в США, где был заключен один из крупнейших для того времени контракт более чем на полмиллиарда долларов между правительством и частной компанией "Vinnell Corp.", принадлежавшей военно-промышленному концерну "Northrop Grumman". Суть контракта заключалась в подготовке Национальной гвардии Саудовской Аравии и защите нефтяных месторождений в этой стране, с которой были связаны интересы не только крупнейших американских компаний, но и США в целом.

Своего рода импульсом к расширению сети наемных армий стала война в Анголе - в различных странах мира были открыты центры по вербовке наемников. А уже в 1980 году в Соединенных Штатах прошел первый в современной истории, причем совершенно открыто, съезд наемников, организатором которого выступил журнал Soldier of Fortune ("Солдаты удачи"). К слову сказать, так вскоре  повсеместно стали называть представителей подобных формирований, которые росли как грибы. И это вызвало необходимость в правовом упорядочении их деятельности как на национальном, так и на международном уровне. Тем более, что с начала 2000-х годов отмечен рост заинтересованности в услугах ЧВК со стороны тех крупных международных корпораций, бизнес которых связан с нестабильными районами. Больше того - даже некоторые международные организации вынуждены были прибегать к услугам частных военных компаний, когда не было возможности использовать иные доступные средства.

Куда течет "Черная вода"

Что же касается США, то еще в 1999 году командование американской армии приняло соответствующий правовой документ, который устанавливал порядок взаимодействия военнослужащих и сотрудников частных охранных и военных компаний в зоне боевых действий. Сегодня, по некоторым данным, в мире существует более трех тысяч таких компаний, действующих в более чем 60 странах. При этом они участвуют не только в военных операциях - их деятельность значительно шире. Это и тыловая логистика, и разработка безопасных маршрутов поставок ресурсов, и авиаперевозки солдат и грузов, разминирование территорий, охрана объектов и различных персон, а также тренировки солдат правительственных войск различных стран. Что, естественно, не снимает с повестки дня таких группировок главной задачи - участия в тех или иных военных действиях. 

Безусловно, среди пяти самых известных частных армий в мире на первом месте находится американская Academi, которая когда-то была известна как Blackwater, то есть "Черная вода". Сегодня это одна из самых многочисленных частных военных компаний, которая располагает собственным производством оружия и небольшими военно-воздушными силами. В общем, армия профессионалов, которая, как отмечают военные специалисты, готова выиграть небольшую войну в любой точке земного шара. Правда, за значительное вознаграждение.

Сегодня Academi, где служат в основном ветераны различных армейских подразделений, в том числе и спецназа, специалисты в области разведки, кибершпионажа и так далее, располагает собственным центром подготовки в Северной Каролине, как утверждают, крупнейшим в США. Понятно, что здесь учат тактике боя, в том числе в городских условиях, проведению штурма и многому другому, что поможет сохранить жизнь в бою. Примечательно, что примерно 90% выручки компании составляют правительственные заказы.

И здесь невольно встает вопрос, который недавно вызвало смертельное противостояние близ сирийского города Дейр-эз-Зор: хватит ли хладнокровия и разума одной из сторон в аналогичной ситуации не ответить ударом не удар? Ведь когда речь идет, как в данном случае, о России и США, о возможных последствиях трудно не думать. Даже если ситуацию по той или иной причине спровоцировала некая ЧВК.

Новости региона

Все новости

Популярно в соцсетях