Для чего главные шпионы "наводили мосты"

Кому была нужна "тайная вечеря"?

Самая большая интрига минувшей недели, затмившая не только странный сценарий с антироссийскими санкциями, но и откровенный вызов Белого дома ФБР, продолжает будоражить политические умы. 

Кому была нужна "тайная вечеря"?

Еще бы - в самый, казалось бы, разгар антикремлевской кампании в Вашингтон пожаловали три шефа российских спецслужб, в том числе находившиеся в санкционном списке. Надо полагать, что при большом желании их приезд можно было бы скрыть, но этого почему-то не сделали, возможно, с намерением показать, что еще не все мосты сожжены и дверь для диалога остается открытой. Во всяком случае, запутанная история с теми же санкциями, которые остаются неким дамокловым мечом, поднятым над российской  политической и финансовой элитой, но остающимся пока скорее предупреждением, чем реальной для нее опасностью, создает именно такое  ощущение.

Эта ситуация неопределенности и некоего затишья перед бурей уже вызвала очередной эмоциональный всплеск Дональда Трампа, который посетовал, что его успехи на президентском посту, а именно "великолепные показатели по рабочим местам и рост зарплат после  многолетнего перерыва", замалчиваются под влиянием одной темы - "только Россия, Россия, Россия, несмотря на то, что после года рассмотрения сговор не обнаружился". Он не скрывал в этой связи своей обиды, выраженной в Twitter, в связи с тем, что его деятельность освещается через призму подозрений о причастности России к его победе на выборах. И, не откладывая дело в долгий ящик, рассекретил доклад Девина Нунеса о злоупотреблении ФБР, которое, как известно, инициировало расследование о так называемом "русском следе" в прошедших выборах и причастности к этому делу не только бывших соратников Трампа, но и некоторых его родственников.

Что угрожает ФБР?

То, что это произошло вскоре после сенсационного посещения Вашингтона главами российских спецслужб, можно посчитать случайным совпадением. Однако оно оказалось не единственным на данном отрезке времени. Удар по ФБР был нанесен не случайно - в последнее время это ведомство не без помощи демократов инициировало еще одно расследование, на сей раз касавшееся одной из влиятельных сил в США - Национальной стрелковой ассоциации (NRA), традиционно связанной с Республиканской партией. Если верить The New York Times, ФБР заподозрило руководство ассоциации в получении русских денег на избирательную кампанию Трампа. В этой связи говорилось о том, как некая созданная в России группа "Право на оружие", которую курирует зампред Центробанка Александр Торшин, устроила пару лет назад роскошную поездку в Москву для лидеров NRA, которые вскоре активно поддержали избрание Трампа, в том числе материально. И сегодня, если верить Джастину Миллеру из The Daily Beast, "ФБР хочет знать, не подпитывались ли рекордные расходы NRA на предвыборную кампанию Трампа тайными российскими деньгами от Торшина".

Вот на таком взрывоопасном фоне и произошел неожиданный (понятно, для окружающего мира, а не для принимающих их американских хозяев) визит в Вашингтон руководителей трех самых секретных российских ведомств, которые и в Москве не часто появляются на публике, не то что на берегах Потомака. С чего бы это и почему именно сейчас и в таком составе? Прежде чем ответить на этот вопрос, с которым мы обратились к одному авторитетному и осведомленному наблюдателю, хорошо знающему "кухню" высоких московских сфер, обозначим несколько моментов, связанных с неожиданным визитом директора Службы внешней разведки (СВР) Сергея Нарышкина, директора ФСБ Александра Бортникова и начальника Главного управления Генштаба ВС (проще говоря, главного разведуправления, когда-то известного как ГРУ) Игоря Коробова. Кажется, в таком составе эта "святая троица" в США еще никогда не появлялась. Что же на сей раз подвигло ее наведаться в стан "врага"?

Фигуранты " Кремлевского доклада"

Официальная версия, озвученная главой ЦРУ Майклом Помпео, - обсуждение вопросов совместной борьбы с терроризмом, связанных прежде всего с последствиями противостояния с ИГИЛ в Сирии, а также с возвращением оттуда боевиков этой группировки - выходцев из России и стран Средней Азии. Как пояснил в этой связи Помпео, "это глобальная проблема, которую нам необходимо  решать вместе". При этом он уточнил, что  хотя США и рассматривают Россию как оппонента с ядерным арсеналом, но, тем не менее, в области борьбы с терроризмом и "в некоторых других областях", где российские и американские спецслужбы могут работать вместе, "нужно это делать".

Что ж, даже если он из дипломатических соображений преувеличил значение такого сотрудничества, вряд ли можно сомневаться в его необходимости для обеих сторон. Вопрос в другом - почему визит трех руководителей российских спецслужб произошел за несколько дней до того, как были объявлены  новые санкции против России, точнее, против большой группы чиновников и богатейших бизнесменов, которых относят к кремлевскому "пулу"? Неслучайно один хорошо осведомленный  российский политолог заметил, что это похоже на ситуацию с айсбергом, когда на поверхности только седьмая часть, а шесть седьмых под водой.

Однако именно эта надводная часть явно встревожила Кремль, несмотря на достаточно внешне спокойную реакцию и продекларированную готовность прибегнуть к неким ответным адекватным мерам против США. Столь нехарактерную сдержанность со стороны Кремля некоторые аналитики, в том числе американские, объясняют тем, что  в "черном списке" россиян даже не упоминаются сами санкции (хотя есть засекреченный, но еще не обнародованный список, в котором они могут упоминаться), а сам список так широк, что кажется скорее бессмысленным жестом, чем "попыткой предупредить Россию от враждебных действий".

Здесь стоит напомнить, что этот список, который уже сочли копией известного рейтинга Forbes, был подготовлен в соответствии с законом "О противодействии противникам Америки посредством санкций", подписанным Дональдом Трампом в августе 2017 года. Тем не менее в минфине США отметили, что список не является санкционным и не влечет автоматического наложения ограничительных мер на фигурантов. Хотя при этом глава ведомства Стивен  Мнучин и сделал хорошую мину для успокоения людей в Капитолии, заверив, что на основе "кремлевского доклада" будут подготовлены новые санкции на основе некой засекреченной части доклада. Вот здесь-то, видимо, и зарыта собака. Попутно заметим, что минфин выступил против санкций относительно российского госдолга, посчитав, что эти меры несут много рисков не только для американского бизнеса, но и международных рынков в целом. Короче, Москве были посланы очень противоречивые сигналы, что, как считают, и привело трех руководителей спецслужб в Вашингтон для откровенного разговора "с глазу на глаз".

Как Кремль тучи разгоняет...

Так с чем же все-таки связан столь необычный визит в Вашингтон такой секретной троицы?

- Прежде всего, с предстоящими президентскими выборами в России, - пояснил упомянутый выше российский политолог, пожелавший остаться инкогнито. - Хотя  в исходе выборов сомнений нет, однако в Кремле встревожены тем, что представители элиты - как финансовой, так и политической - могут воспринять санкции слишком близко, скажем так, к сердцу, поскольку они угрожают их интересам, и, соответственно, дистанцироваться от Кремля и той политики, которая и привела к нынешней ситуации. Ведь у значительной части этих людей  есть интересы на Западе, прежде всего финансовые, и они опасаются, что они могут оказаться под угрозой. И это не просто домыслы, а информация, что называется, из первых рук.

- Я не могу ссылаться на конкретных людей, - продолжил наш собеседник, - но  понял это, исходя из реальных разговоров на данную тему. К тому же неизвестно, что содержит засекреченная часть доклада минфина. И эта неопределенность ситуации вызывает в Москве, прежде всего у фигурантов доклада, особую нервозность со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому Кремль  пытается разогнать без резких движений американские тучи, и визит трех глав  секретных служб скорее всего и стал тому причиной. Не исключено, что Вашингтон предупредили против каких-либо "вбросов" в предвыборный период в России в качестве ответной меры на  подобные действия России в аналогичной ситуации в позапрошлом году в США".

С этой версией можно соглашаться или нет, но сегодняшний конфронтационный фон так или иначе ассоциируется с возможными последствиями, о которых все чаще предупреждают серьезные аналитики. Одно из таких предупреждений прозвучало на днях в связи с новой ядерной доктриной нынешней администрации, которая снижает, как указывают военные специалисты, порог применения смертоносного оружия, поскольку акцент делает на применении так называемого  ядерного оружия малой мощности. Если верить некоторым осведомленным источникам, эта проблема также была одной из тем, которая привела на берега Потомака первых лиц российских спецслужб.

Сюжет:

Санкции

Новости региона

Все новости