Почему невидимая война угрожает человечеству реальной катастрофой

Тайная третья мировая...

Когда это произошло, американские спецслужбы испытали настоящий шок. Еще бы - огромный пассажирский "Боинг" авиакомпании United Air Lines оказался фактически во власти хакера. Для этого, как он потом рассказывал, ему не надо было даже входить в пилотскую кабину - оказалось достаточно подключить ноутбук к бортовой  развлекательной сети, чтобы получить контроль над системой полета.

Тайная третья мировая...

Не вдаваясь в технические детали осуществленной им операции, заметим только, что он проделывал это уже не раз. Но только не с целью диверсии, а лишь для того, чтоб еще раз показать уязвимость систем безопасности воздушных полетов. И хакер этот, Крис Робертс, был не совсем обычный - за ним стояла компания One World Labs, которая занималась такого рода тестированием, правда, на грани "фола". Поэтому самому воздушному "диверсанту" пришлось давать показания в полиции, хотя, как говорят, его и прикрывали спецслужбы. Для них  была особенно важна чистота таких экспериментов, поскольку авиакомпаниям не хотелось бы признавать, что у них имеются какие-либо "окна уязвимости".

Представители же ФБР, которые занимались экспериментами Робертса (последний случай такого рода произошел два года назад), говорят, что речь фактически идет о получении контроля над самолетом и возможном изменении траектории полета. Причем, как утверждают специалисты, методика, которую  продемонстрировал  Робертс, может быть использована настоящими террористами и в других сферах со всеми вытекающими отсюда последствиями. Сам герой этой истории говорит, что хотел лишь привлечь таким образом внимание к безопасности полетов, где, по его мнению, имеются существенные проблемы.

О чем поведал секретный план

Понятно, что сегодня, в условиях многократно возросшей террористической угрозы, вряд ли можно не прислушаться к этим предупреждениям ставшего в одночасье известным хакера. Ведь его технологией, которая не является совершенно секретной, как написано выше, вполне могут воспользоваться и настоящие террористы со всеми вытекающими отсюда последствиями. Тем более, как утверждают представители спецслужб, им даже нет необходимости садиться в самолет - достаточно с чьей-то помощью спрятать канал связи на борту, чтобы через него управлять воздушной машиной. В этой связи напоминают, как в сентябре 2016 года китайские хакеры из компании Keen Security Lab, специализирующиеся на кибербезопасности, смогли на расстоянии взломать электромобиль Tesla Model S. Им удалось войти в систему бортовой электроники автомобиля и манипулировать всеми его функциями во время движения. Тогда это был эксперимент. Но где гарантия, что к подобным приемам не прибегнут террористы, уже освоившие автомобильные теракты на улицах европейских городов, в среде которых готовят хакеров убийц, в Америке?

Вопрос этот, увы, не риторический. Поскольку сегодня уже можно утверждать, что мир перешел некую черту, за которой поднимается новая опасная реальность - использование киберпространства не только в преступных целях в виде хакерских набегов на финансовые учреждения, как это не так давно случилось, когда мир оказался под прицелом вируса-грабителя WannaCry, но и в целях военно-стратегических. Речь в данном случае идет о программах государственного масштаба с использованием целой армии хакеров для невидимых, но весьма ощутимых атак против других государств. Понятно, что представители стран, где уже существуют специальные подразделения для, скажем так, электронных набегов, в этом не признаются.

Как бы то ни было, но у американских спецслужб, как утверждает немецкий журнал Der Spiegel, уже есть видение войны будущего, в том числе сценарии того, как они будут атаковать инфраструктуру вероятного противника через Интернет. Этот секретный план, оказавшийся в распоряжении издания, был частью документов, выкраденных небезызвестным Эдвардом Сноуденом. План этот состоит из нескольких фаз, среди которых основными являются обнаружение уязвимости в системе противника, проникновение через выявленные дыры внутрь с помощью «тайных имплантатов» и, наконец, получение «постоянных доступов» с целью контроля или уничтожения критических систем и сетей через этот доступ. Причем под «критической системой» подразумевается, в основном, гражданская инфраструктура: энергетика, связь и транспорт. И это понятно -  ведь после выведения ее из строя противника можно брать, что называется, голыми руками.

Кибероружие - в штатном режиме

Причем это не просто теоретические прикидки - к войне в невидимом пространстве готовятся давно и серьезно. Не случайно в Агентстве национальной безопасности (АНБ) подготовлен доклад, в котором прямо говорится, что «следующий масштабный военный конфликт начнётся в киберпространстве». Поэтому у армии США, военно-морского флота, пехоты и ВВС уже есть собственные киберподразделения. Как, естественно, в России и Китае, и, судя по всему, даже в Северной Корее. Так что классный хакер сегодня становится чуть ли не ценнее ракеты. Поскольку может стать главным орудием в войне, которую никто не видит.

И здесь, как бы перекликаясь с сегодняшними предгрозовыми событиями на Дальнем Востоке, выясняется одна примечательная деталь: создателями вируса- вымогателя WannaCry, жертвами которого стали сотни тысяч человек и организаций в 150 странах, как вычислили видные компьютерные «вирусологи», скорее всего являются северокорейские хакеры из группировки Lazarus. И вряд ли можно сомневаться в том, что они действовали не на свой страх и риск, а "по велению партии и правительства" и, возможно, лично товарища Ким Чен Ына. Поэтому нетрудно предположить, что в Пхеньяне тоже готовятся к будущему, и не только запугивая мир новыми ракетами с ядерными боеголовками. Во всяком случае, код, который был обнаружен в WannaCry, совпадает с кодом из троянских вирусов, которые ранее применяли Lazarus. А такие совпадения случайными редко бывают, если бывают вообще.

Понятно, что если говорить в глобальном плане о видении ближайшего будущего, то оно, естественно, связано не с попытками электронной "чистки" чужих кошельков, а с куда более опасными и серьезными проблемами. Ведь пока одни специалисты видят главную угрозу для человечества в возможном ядерном апокалипсисе, который может спровоцировать тот же пхеньянский режим, другие считают куда более вероятной незримо накатывающуюся на человечество опасность иного рода - кибервойну. Причем она уже сегодня, по их мнению, развивается столь стремительно и захватывает такие огромные территории, что ее уже сравнивают чуть ли не с третьей мировой войной, которая завтра может вызвать непредсказуемые последствия. Не случайно совсем недавно руководство НАТО интегрировало в структуру командования альянса Центр киберопераций, что считают одним из важнейших моментов в натовской политике последних десятилетий.

Подтверждая значение этого нового направления в стратегии НАТО, одни из участников принятия такого решения, полковник в отставке Ризван Али, подтвердил, что теперь альянс намерен использовать в своих операциях кибероружие, которое раньше "применялось только для защиты". Теперь же оно будет использоваться так же, как вооружения на суше, море и в воздухе. При этом он, как подчеркивает Newsweek, откровенно дал понять, что этот "более агрессивный подход был задуман как мощный сигнал, прежде всего, в адрес России...". Тем не менее сегодня, не снимая подозрений в отношении друг друга, Вашингтон и Москва, оповещая мир (каждая сторона в отдельности) о своей победе над  ИГИЛ, не могут не задумываться о следующей фазе противостояния с джихадистской ратью. И эта стратегия уже начинает приобретать очевидные контуры в киберпространстве, где игиловцы разбрасывают сети для новых терактов в различных странах мира, давая указания тысячам своих тайных приверженцев.

Рано бить в фанфары...

Эта новая фаза войны, изощренная и коварная, может охватить еще большие территории, чем та, которая велась до сих пор, достигая поистине мировых масштабов. Оценивая эту опасность, представители американской разведки и военного ведомства предупредили в ходе недавних слушаний в Сенате, что поражение ИГИЛ в Сирии и Ираке не повлияет на способность группировки устраивать теракты, используя для этого социальные сети. Не случайно, говоря о будущих вызовах со стороны группировки, директор разведки в национальном контртеррористическом центре США Лора Шайон вынуждена была признать, что  «к сожалению мы не видим, как потери территории ИГ превращаются в сокращение способности «вдохновлять на атаки». При этом способность террористов связываться с «симпатизирующими» им людьми по всему миру через социальные медиа, по ее словам, «беспрецедентна».

Иными словами, слишком рано еще бить в фанфары в связи с вытеснением военной группировки "Исламское государство" с территории Сирии и Ирака.  

Как признают даже в Пентагоне, "уничтожение халифата на физическом уровне не означает конца ИГ как мировой террористической организации". И сегодня мы имеем дело с новой чрезвычайно опасной реальностью - "это новый халифат - в киберпространстве", как обозначил ее председатель сенатского комитета по нацбезопасности и государственным вопросам Рон Джонсон.

Увы, одно понимание опасности не гарантирует вероятности ее преодоления. Ведь, как не так давно указывала The New York Times, ссылаясь на неких должностных лиц, методы киберборьбы американских спецслужб с ИГИЛ в интернет-пространстве пока не слишком эффективны, поскольку террористы находят новые способы осуществлять свою деятельность. Совершенно очевидно, что после поражений в Сирии и Ираке они многократно усилят свою деятельность. Причем не только по части вербовки новых сторонников, но и в организации терактов, которые со всей очевидностью могут стать новым полем их борьбы с мировым сообществом. Но прежде всего со странами, чьи усилия оказались особенно эффективными в разгроме новоявленного халифата - с Россией и США.

Осталось только посмотреть, во что выльется эта новая всемирная проба сил, на сей раз в киберпространстве. Ведь именно там рождаются сценарии будущего глобального противостояния, которое даже рассматривают в качестве некой альтернативы не раз прогнозируемому ядерному апокалипсису.

Новости региона

Все новости