Справится ли демократия со своими проблемами?

Свобода на перепутье

В дебатах о внешнем вмешательстве в выборы в США появился новый ракурс: целью вмешательства была не столько поддержка Трампа, сколько дискредитация демократической системы в Америке. Судьбу демократии обсудили в Йельском университете двадцать самых известных в Америке политологов и пришли к выводу, что если нынешние тенденции сохранятся, с демократией будет покончено.

Свобода на перепутье

Ещё одна утопия?

После победы в Холодной войне мало кто ставил под сомнение всемирное торжество демократии. Бывший соцлагерь строил демократические институты, открыл границы для движения людей и свободного предпринимательства. Азия, Африка, Латинская Америка избавлялись от диктаторов и гражданского бесправия. Максима, приписываемая Черчиллю: «у демократии много недостатков, но лучшего пока не придумали», казалась аксиомой. "Конец истории" Фрэнсиса Фукоямы, лавина сходных прогнозов обещали мир без войн и гражданских конфликтов.

Сегодня - острейшие международные кризисы, триллионные расходы на войны в далеких краях и внутреннюю безопасность при кризисном дефиците средств на базовые потребности: медобслуживание, инфраструктуру, образование. И ни людей, ни идей, пользующихся доверием, способных обосновать общественный консенсус, определить цели развития.

Политкорректный "Ньюйоркер" задался вопросом, ранее немыслимым: "Является ли сама Америка утопией? Демократия, в конце концов, только теория". Другой автор пишет: "Утопии имеют тенденцию верить, что общества, которые они строят, будут итоговым продуктом истории... Утопии требуют пересечь реки крови, но цель остаётся недостижимой".

Сомнения в народовластии не новы - самый популярный философ Америки Айн Рэнд видела в демократии препятствие объективному ходу истории и прогрессу. Ее идеи переживают ренессанс, никогда не говорили так много о деспотии толпы и реднеков. Философ Джейсон Бреннан в монографии "Против демократии" (либеральный Принстон!) призывает ограничить избирательные права малосведущих граждан. Треть избирателей считает, что марксово кредо - от каждого по способностям, каждому по потребностям - часть Конституции; столько же не могут назвать ветви правительства, половина верит в мировые конспирации... Трудно сказать, что опасней для демократии: невежество миллионов или эгоизм, частный интерес вполне образованной элиты.

Странно прочитать в "Нью-Йорк Таймс" статью потомка русских аристократов Николая Толстого, предлагающую Америке "попробовать монархию", - демократия не справляется с задачами, самодержец объединит нацию, обеспечит стабильность. До недавнего времени такая идея никому бы в голову не пришла. Прошло время, когда яркие метафоры "американская мечта", "сияющий град на холме" не сходили с языка политиков, сегодня их вспоминают редко, чаще саркастически, чем с гордостью и надеждой.

Фарид Закария, автор либерального евангелия "Будущее свободы", чьи идеи высоко оценили Генри Киссинджер, Сэмюэл Хантингтон , Артур Шлезингер, президент Обама, выбрал эпиграфом эпизод из странствий Одиссея: сирены заманивали мореплавателей прекрасным пением, противиться их зову было невозможно, и люди бросались в море и погибали. Эпиграф меня обескуражил: ведь книга - гимн демократии. Я спросил у Закария, как понимать эпиграф. Он улыбнулся и спросил, понравилась ли мне книга. "Очень", - честно ответил я. Читать утопии Христа, Мора, Кампанеллы, Маркса, программы ООН, партийные платформы и другие проекты всеобщего «осчастливливания» утешительно и увлекательно, только жизнь по ним не складывается.

Враги внешние

У демократий с античных времён были противники - деспотии, варвары, самодержцы. Но история доказала преимущества демократий - они обеспечивали лучшую жизнь для большинства и баланс интересов.

Нынешние проблемы возникли среди полного здоровья. Ядерная угроза расползается по миру, взаимовыгодные партнеры стали стратегическими противниками, подрывающими основы американской экономики и демократии. Согласно опросам, 64% европейцев считают, что их дети будут жить хуже, чем родители; в Америке так думают 60%. Раньше благосостояние улучшалось из поколения в поколение. И отношение к Америке изменилось: сегодня, согласно международному опросу Гэллапа, США рассматриваются как главная угроза миру.

Хиллари Клинтон в "Что случилось" утверждает, что Трамп превратил партию Рейгана в партию Кремля, а президента называет троянским конем. Противники не остаются в долгу: "Весь вред, нанесённый Америке (Обамой и его соратниками -Л.Г.), был умышленным", - говорил Марко Рубио, президентский кандидат. Половина и демократов, и республиканцев, согласно PEW, считает, что другая партия есть угроза благополучию нации.

Кто патриот и кто предатель - идут споры, но есть и очевидные внешние угрозы. Войны с террором не только требуют колоссальных затрат, снижающих благосостояние граждан, но и ограничивают личные права. Видеокамеры, компьютеры, смартфоны, телевизоры создают атмосферу, которую не мог вообразить Оруэлл. Государство, банки, корпорации и вместе с ними масса преступников получили невиданные возможности вторгаться в личную жизнь.

В прошлом, сталкиваясь с угрозой, демократии не углублялись в морализаторство и рефлексию. Когда самолеты покрывали бомбардировками Дрезден, Гамбург, Франкфурт, Хиросиму и Нагасаки, это не вызвал больших дебатов и протестов. После войны Германия и Япония потеряли большие территории, в Германии было 11 миллионов беженцев. Сегодня идут споры о том, помогать ли террористам «Хамаса» и «Хезболлы», на какие уступки идти Ирану и палестинцам, отрицающим право Израиля - единственной демократии на Ближнем Востоке - на существование.

Враги внутренние

Великие цивилизации всегда рушились от внутренних противоречий, враги внешние ускоряли падение. Джаред Даймонд в монографии "Крушение" показал, что и западная цивилизация от этого не застрахована. Политические конфликты грозят перерасти в гражданские войны. Доверие к президенту, Конгрессу, местным властям, полиции на рекордно низком уровне, менее трети граждан верят, что государство представляет и защищает их интересы.

Ослабевает надежда на консолидирующую роль Конституции. Профессор Вандербильдского университета Ганеш Ситараман пишет в "Нью-Йорк Таймс": "Наша Конституция не была создана для страны с такой концентрацией богатства наверху, что непременно сопровождается олигархами и демагогами-популистами. Общество, построенное на неравенстве, всегда под угрозой социальных потрясений". Сегодня один миллиардер может оказать больше влияния на жизнь страны, чем миллион сограждан. И никакой конспирации: "делатели королей" братья Кох, Мерсер, Адельсон, Сорос, старые деньги банков, новые хедж-фондов, Силиконовой Долины, Большой Фармы. Без стратегии Бэннона не было бы Трампа, но Бэннона не было бы без денег Роберта Мерсера. Аргумент, что большинство богачей действуют на законных основаниях, годится для суда, но не для общественного договора. Законы, нормы, налоги устанавливают люди, и у этих людей свои интересы. Сегодня биржа на подъеме, те, кто имеют лоббистов и консультантов, владеют внутренней информацией, получают рекордные дивиденды, но десятки миллионов американцев при "интересе" в десятую долю процента теряют сбережения из-за инфляции и роста цен.

Ничего так не показывает кризисное состояние демократии, как положение в охране народного здоровья. 64 тысячи американцев, погибших от передозировок в прошлом году (в этом будет больше), обогатили фарминдустрию. Нужно учесть и более триллиона долларов на безрезультатную борьбу с наркоманией. Только за шесть месяцев этого года индустрия здоровья затратила сто сорок пять миллионов на прямое лоббирование. Дешевые лекарства не могут попасть на американский рынок. Мартин Скрели, владелец фармбизнеса, повысил цену на уникальный препарат в пять тысяч раз. Недавно он сел в тюрьму: судья посчитал, что он угроза обществу. Но не за грабеж средь бела дня, а за пост в «Фэйсбуке»: "Уплачу пять тысяч долларов за волос Хиллари Клинтон".

Медрасходы - главная причина личных банкротств: мало кому удаётся умереть, не выплатив сбережения страховым компаниям. Медрасходы на человека в США в два-три раза выше, чем в Европе, Канаде, Израиле, а физическое и психическое здоровье американцев хуже, продолжительность жизни ниже. Врачи зарабатывают тем больше, чем чаще пациенты приходят на приём, чем больше тестов и операций производится. Вокруг медицины кормится огромная бюрократия страховых компаний, брокеров, юристов, пиарщиков, лоббистов.

При единой страховке (процент с дохода вместе с налогами) и отношении к медицине не как к прибыльному бизнесу расходы снизились бы во много раз, но изменить положение недопустимо: страховка для всех, говорят оппоненты, это социализм. Социализм Америке не грозит - экономика построена не на производстве, а на спекуляции, транснациональных связях, обобщать здесь нечего, нет пролетариата и его партий. И национальная психология основана на индивидуализме, а не на коммунальной общности. Берни Сандерс, движение "одного процента" подтвердили, что идеи перераспределения не имеют здесь перспективы. Но и механизмы, которые успешно работали до недавнего времени, не обеспечивают прогресса и гражданского мира. Когда демократии не могут справиться с проблемами, приходят диктаторы.

Хаос и разобщение - лучшее время для новых утопий. Могу и я предложить свою: на ТВ и радио, в прессе, Интернете ввести глушилки и блоки, когда произносятся слова "Трамп", "Клинтон" и другие, узнаваемые по скандалам и распрям. Дать продолжительный отдых селебритиз. Обсуждать не нравы и характеры политиков - авторитета нет ни у кого, а обстоятельства и проблемы. С охлажденными страстями, на трезвую голову, может быть, появятся лучшие идеи и люди.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру