Гуд бай, МКФ!

Последняя заметка с кинофестиваля

Всё – я сдаюсь и выхожу в тираж. Это последняя заметка с кинофестиваля. Я не в состоянии ни смотреть это – то, что мне предлагают устроители, - ни читать об этом, ни писать.

Последняя заметка с кинофестиваля

Вспоминаю Хармса, когда в театре на авансцену выходит девочка и говорит зрителям: «Спектакля не будет, актёров тошнит». Рецензии не будет. Меня тошнит. Тошнит близких и друзей, которые опрометчиво спрашивают о фестивале, а я начинаю отвечать, и они сначала не верят, а потом истерически кричат, что этого не может быть.

Это есть. Называется по-разному, описано устроителями в благостных тонах, и вы можете спокойно обойтись без меня – идите на сайт Линкольн-центра и читайте. О прекрасных поэтичных фильмах из жизни тел. В одном случае тело светится после того, как в него попала молния, – я писала о фильме «Миссис Хайд» - MRS. HYDE - и теле Изабель Юппер. В другом – LET THE SUN SHINE IN - тело ищет любви, и в роли тела Жюльет Бинош, которая играет Изабель - художницу, чей брак развалился. Где-то на периферии у нее есть дочь, с которой она не общается. Есть бывший муж, который пытается уговорить ее начать сначала. Но Изабель-Бинош перебирает чужих мужей. То состоятельный банкир, любитель высокого искусства, то актер-алкоголик освежает ее восприятие. Телу хочется чувств, но все нескладно.

Страдают от влечения друг к другу барышни в картине THELMA, которую я не стала смотреть, спасибо устроителям: предупредили, что для эпилептиков и фоточувствительных людей зрелище представляет опасность - может начаться приступ. Ограничилась трейлером – узнать, что там такое страшное. Узнала. В шведско-норвежско-французском фильме гремит музыка и ритмично мигают разноцветные лампочки, навязывая некий ритм. И вместо движущейся пленки – много стопкадров, где барышни напряженно обмениваются многозначительными взглядами или стоят как громом пораженные. Фильм ужасов про любовь.

С телами в картине LOVER FOR A DAY авторы разобрались без помигивающих лампочек. Бедная девочка с разбитым сердцем после разрыва с возлюбленным едет к отцу в поисках утешения. А находит у отца-профессора свою ровесницу – его юную возлюбленную. Которая ее и утешит. То ли как мать или мачеха, то ли как возлюбленная. Треугольник плавно складывается в равноугольный и эпилептикам ничто не грозит при просмотре.

В фильме CALL ME BY YOUR NAME можно, наконец, увидеть тела юношей, так как это история летней влюбленности двух молодых людей. Необычайной красоты небо-вода и зелень смягчают напряженные отношения.

В картине BPM элегичного пейзажа и пощады нет: два с лишним часа драматичной истории из жизни тел, преимущественно геев, умирающих от СПИДа, знакомят с историей протеста и лидерами борьбы за право больных СПИДом если не на жизнь, то на достойную смерть. Жуткая история на самом деле.

И апофеозом для меня стал фильм CANIBA, который я не смогла вынести.

Это чудовищная настоящая документальная история японца Иссея Сагавы. В начале 1980-х он уехал во Францию, поступил в Сорбонну, учился там, подружился с однокурсницей, как-то полюбил ее особой любовью, убил и съел. ТОЧКА.

Снято это на крупных планах, терпимо и неторопливо - портрет двух японских братьев, один из которых съел 7 кг отвергнувшей его девушки-голландки, а другой - садо-мазохист, любит резать себя ножами. История известная, так как объедки, или останки девушки - как принято это называть у людей, - японец сложил в какой-то пакет и попытался незаметно выбросить в Париже в парке... Его повязали, как-то непридирчиво судили, признали невменяемым и тихонько отправили назад в Японию - экстрадировали. Благодаря связям и богатству отца каннибал Иссей Сагава был вытащен из психушки и ныне живет на свободе в Токио. Когда его отец умер, Сагава в Японии оказался  безработным - никто не хотело брать его к себе, Япония знала его историю из газет. И тогда бедный парень - от голода! – начал рисовать картинки типа комиксов, в которых подробно и наглядно рассказывал одну историю – о своей любви к девушке и разделке... её туши? тела? – я не знаю, как правильно...

Товар нашел спрос и парень начал неплохо зарабатывать, рассказывая в подробностях о преступлении. Один такой комикс показан в фильме. Там прорисованы все сцены пошагово.

Практически инструкция «Сделай сам». Брат каннибала листает эту книгу, приговаривая: «Какой ужас, не могу смотреть!».

Оказывается, об этом каннибале, сожравшем однокурсницу в Париже, снята масса телепрограмм, фильмов, интервью. Написаны книги. Это я – тёмный человек – услышала о нем впервые. Кино смотреть не смогла, но бросилась читать и подивилась... Я не знаю, кто сумасшедший – он или те, кто с ним работает. Но его цитируют, обсуждают, призывают вдуматься... А я не понимаю, зачем стирaется последняя грань между условной «нормой» и безусловной патологией.

Сагава, например, спокойно говорит в интервью, что хотел бы еще до смерти успеть еще раз отведать человеческого мяса, и эту его мечту транслируют. Зачем??? Надеюсь, что мечта его не сбудется, но как знать... Сагава якобы находится в клинике, неспособен самостоятельно передвигаться, почти совсем ослеп.

Зачем французские режиссеры Вирина Паравел и Люсьен Кастен-Тэйлор дали слово каннибалу, не знаю. Ехали по гранту для французских антропологов снимать Фукусиму. А сняли вон что. Зачем привели в кадр его брата, который садо-мазохист и истязает себя, - тоже не знаю. Старательно изучала массу интервью, которые охотно дают создатели, эпатируя публику, и всё равно не поняла их мотивов.           

Большая часть фильма - крупные планы героя. Масса мяса лица бормочущего старого японца. Авторы поделились, что им было занятно снимать даже без понимания языка – они отказались от переводчика, снимали втемную, чтоб потом разобраться.

В фильме много семейной хроники о детстве Сагавы и его брата. Есть сцены домашнего видео, где он занимается сексом с не белой девушкой. Есть фрагменты роликов, снятых братом о его «играх», когда он наслаждается и возбуждается от боли, истязая себя огнем и колючей проволокой. Что авторы хотели сказать фильмом – не знаю. Всё, что они говорят словами, – неубедительно, отвратительно и отдает патологией. Они не осуждают героя, а размышляют о нем, как о человеке со странностями. Едят с ним и наблюдают, как он жаден до еды. Изучают его книги о людоедских подвигах. Отмечают, что он знаток Шекспира и классической музыки...

И восхищаются тем, что ему нельзя отказать в разуме, когда он говорит в свое оправдание, что «любовь - это каннибализм, начиная с поцелуя и с желания облизать губы другого человека».

Фильм выходит в прокат сразу после окончания кинофестиваля.

В неменьшем недоумении оставил фильм «Квадрат».

Его обязан посмотреть всякий, кто интересуется кино, так как еще в мае состоялась премьера этой картины на Каннском кинофестивале во Франции, где она получила главную награду - "Золотую пальмовую ветвь". Сюжет – почти сказочный – о том, как работа «Квадрат» появилась в шведской галерее в качестве нового экспоната. И этот объект обладает особенностью – он вызывает у зрителя приступы чувства любви и желание творить добро. Так задумал это успешный куратор музея современного искусства Кристиан, всеобщий любимец. Кристиан один воспитывает двух дочерей, живёт в самом центре общества творцов и воспринимает их работы очень серьёзно. Неожиданно на него сваливается мелкая неприятность - за пару дней до открытия престижной выставки этого самого "Квадрата" у Кристиана крадут бумажник и телефон. Он пускается на поиски воров. А дела на работе не ждут – ему с коллегами предстоит подготовить открытие и маркетинговую кампанию новой выставки некой латиноамериканской художницы, так что идея вычислить телефон по сигналу приходит им лишь под вечер. Оказывается, что он находится в многоквартирном доме. Кристиан с ассистентом решает разнести во все квартиры листовки с обвинением. Это приносит свои результаты, как положительные, так и отрицательные: один мальчуган в глазах родителей становится вором. Еще Кристиана достают странноватая американская журналистка Энн, держащая в квартире шимпанзе, молодые маркетологи, запускающие вирусную рекламу «Квадрата»...

Ощущение, что фильм режиссера Эстлунда состоит из набора короткометражек, которые, если сложить некий общий пазл, несут авторский месседж. Очень сумбурный в своем сарказме.

Критики с почтением пишут, что шведский режиссер Рубен Эстлунд в «Квадрате» подмечает тонкие детали человеческого поведения и, пропустив их через призму психологии, создает ироничные - до черноты - комедии о человеческих нравах.

Не знаю, не заметила, не смеялась. Полагаю, что большей издёвки и черной комедии, чем присуждение «Квадрату» «Пальмовой ветви», жюри просто не смогло придумать. Гулять так гулять...

Робкой оппозицией дегуманизации экрана и общества звучит тихий голос Ванессы Редгрейв, дебютировавшей в качестве режиссера большой документальной ленты «Море печали». Она повествует о беженцах, которые плывут и плывут к берегам Европы, и зачастую не доплывают. Тела, тела, тела мужчин, женщин, стариков и детей идут на дно на корм рыбам.

- Спасая беженцев, мы спасаем себя, - сказала она на премьере. – Спасаем наше общество, спасаем будущее человеческого общества. Фильм может помочь, так как он дает возможность зрителю увидеть происходящее и задуматься. Услышать и осознать, почему мы обязаны помогать другим. Я думаю, что многие люди готовы помочь, но не знают, как это сделать. Мы подсказываем, с чего начать, и это вселяет в меня надежду...

Оды во славу картины «Истории семьи Мейровица» писать не могу, так как не пою в хоре.

Фильм уже доступен – смотрите сами. Якобы комедия. Не знаю, не понимаю, не смеюсь. Актеры прекрасные, режиссера Баумбаха называют гением. Понравился на пресс-сессии ответ Дастина Хоффмана на вопрос, как он согласился на главную роль отца семейства.

- А я не соглашался, - сказал он спокойно. – Это меня сын уговорил.

Впереди премьера Вуди Аллена – ее дадут на закрытии кинофестиваля.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру