Где заканчивается свобода слова

Музыкальная история

Маэстро Дэннис Прагер не входит в число великих дирижеров, чьи имена у всех на слуху, кто собирает полные залы, чьи концерты освещаются ведущими медиа. Но он стал знаменитостью после того, как его пригласили дирижировать симфоническим оркестром Санта-Моники.

Музыкальная история
Маэстро Дэннис Прагер

Может ли консерватор дирижировать оркестром?

Так называлась статья Дэнниса Прагера, размещённая на Интернете. Статья вызвала бурю откликов. Поводом послужило приглашение Прагера выступить на концерте в Уолт Дисней холле. Оркестр Санта-Моники в основном состоит из волонтеров, живет на спонсорские пожертвования, и музыкальный директор Гуадо Ламел надеялся, что гость-дирижёр поможет в сборе средств.

Но группа музыкантов ответила бойкотом: Прагер противник либеральной идеологии, и в свободной от предрассудков Калифорнии он персона нон-грата. Мэр Санта-Моники Кевин Маккейн заявил: "Я не приду на концерт с участием проповедника ненависти". "Нью-Йорк Таймс" включилась в полемику: "Многие отказались играть на фандрайзинге, утверждая, что позволить Прагеру, который считает, что однополые браки могут вести к полигамии и инцесту, как и другие его заявления, будет равносильно поддержке и нормализации дискриминационных предубеждений". Что правда, то правда! Прагер активный участник медийных дискуссий, он действительно писал: "Если Америка имеет конституционные обязательства обеспечить равные права в браке, тогда нет убедительных аргументов не разрешить полигамию, или браки между братьями и сёстрами, родителями и взрослыми детьми". Позицию Прагера "Таймс" считает разделяющей общество. Прагер резонно спрашивает: "Разделил ли он общество более, чем Обама?". Или, добавим, Хиллари Клинтон, продолжающая ожесточающую страну битву, или ведущие медиа, которые не могут простить Трампу, что он победил их «Твиттером»?

"Лос-Анджелес тайм" опубликовала статью Майкла Хилтцика, суть которой: Прагер сам виноват, политизировав свою деятельность. Иными словами, заткнулся бы и не лез в печать, пусть бы махал палочкой. Хилтцик называет Прагера праваком, но против суперактивности леваков в культуре у него нет возражений. NPR обвинила Прагера в том, что он критикует мультикультурализм, мусульман и геев. Свобода критики не оспаривается, нужно только думать, кого критиковать.

Я не знаком с Прагером, не был на его концертах, но иногда читаю его и слушаю по радио. Пишет и говорит без истерики и клоунады, твёрд в убеждениях. В день трагедии в Лас-Вегасе вопреки волне протестов доказывал, что право на оружие неприкосновенно. Он считает себя жертвой цензуры, запрета на профессию, но требует лишить работы менеджеров команд и игроков, не уважающих гимн и флаг. Прагер считает их идиотами, но идиоты всегда более говорливы, чем умные, и это не повод лишать их слова. И как понять, кто больше идиот сегодня? Эта дискуссия - ещё одно подтверждение, что здравого смысла одинаково нет и слева, и справа.

Прагеровская история заставила подумать и о моем личном опыте. В партийных битвах в Америке я не участвую, никогда не голосовал, большинство американцев выборы игнорирует. Я считал, что запрет на профессию - это прошлое: фашизм, коммунизм, эра маккартизма, но есть и в нынешней Америке особые обстоятельства, ограничения, в особенности в образовании и медиа. Я усвоил, что о моих взглядах, немодных, нелиберальных, лучше помалкивать в аудитории и в общении с коллегами. Прагер считает либерализм раковым заболеванием, мой диагноз помягче - симптом суицида. В отличие от Прагера, мне повезло - начальство и коллеги не читают по-русски, а "В Новом Свете" к моим заметкам относятся терпимо...

Как ни удивительно, эпопея Прагера имеет хеппи-энд. Обычно администраторы уступают давлению медиа и меньшинств (в Калифорнии меньшинства уже не меньшинства). Но скандал пошёл на пользу - все билеты были распроданы, Прагер дирижировал 51-й симфонией Гайдна, аудитория аплодировала стоя, Прагер взял аккордеон и зал дружно запел: "Америка прекрасная". God Bless America!

Кому можно и кому нельзя

Политическая активность селебритиз - норма поведения, хорошо служит пиару, рекламе, укрепляет самооценку звёзд, повышает рейтинги и тиражи. Отношение публики противоречиво: с одной стороны, уважение, с другой - идиома "безмозглые селебритиз" в широком обиходе.

Либералы озабочены состоянием психического здоровья футболистов, боксеров и прочих гладиаторов энтертеймента, регулярно получающих мозговые травмы, но когда они устраивают шоу во время исполнения гимна или подъема флага, их мнение принимают всерьёз, даже Президенту и суду приходится реагировать. Голливудские звезды никогда случая не упустят выступить с крутым заявлением; непонятно, что публику занимает больше: сексапильный облик или скандал вокруг сказанного. Каждый рэпер убеждён в праве матерно выражать своё отношение к действительности. Порой и вполне адекватные артисты порождают сумятицу своими сценическими стейтментами. Билли Джоэл недавно вышел на сцену в Мэдисон-сквер-гарден с желтой звездой на костюме. В еврейской среде раскол: что это - протест против волны антисемитизма или профанация великой трагедии во имя саморекламы?

Был когда-то консенсус - все имеют право на самовыражение. Господствовала максима, приписываемая Вольтеру: "Мне ненавистны ваши взгляды, но я отдам жизнь, чтобы вы могли их свободно высказывать". Сегодня другие нравы: оппонент, несогласный - враг, фашист, социалист (по ситуации), ему нет места в сияющем граде на холме.

Политика доминирует над этносами и религией. Я хожу и в ортодоксальные, и в реформистские синагоги. Раввины стали политическими активистами, проповеди - пропагандой. Согласно PEW, через 15-20 лет большинство американских евреев будут ортодоксами не потому, что реформисты и атеисты укрепятся в вере, а из-за того, что либеральные евреи не хотят обременять себя детьми. Но голоса ортодоксов-консерваторов совсем не слышны, и если о них пишут и говорят, то как о ретроградах, отставших от жизни. Хотя многие из них компетентны в делах биржи и рынка более, чем в Торе. Еврейское единство и взаимопомощь существует лишь в головах антисемитов.

И у христиан солидарности не больше: твердокаменные евангелисты, "Возрожденные христиане" чаю не выпьют с собратьями во Христе, готовыми прощать всех без разбора. За и против Трампа, геевских браков, женщин-священников, абортов, продажи оружия, новых иммигрантов... Единственное, что есть общего сегодня в разных конгрегациях, - все больше музыки, не литургической, вытесняющей проповеди и рефлексию.

Классика и политика

О музыкантах классического жанра нужно сказать особо. В отличие от героев хип-хопа и попсы, это, как правило, образованные, мыслящие люди, общение с Бахом и Малером требует интеллекта и глубины чувств и суждений. Тосканини, Стерн, Менухин, Мазур, Баренбойм, Ростропович, Темирканов, Гергиев, Мацуев, Башмет, Кремер, Кисин - список можно долго продолжать - сыграли заметную роль в общественном дискурсе.

Можно спорить, насколько такое сочетание активности целесообразно, гений и злодейство, увы, порой совместимы. Среди деятелей искусства были и есть националисты, сторонники нацизма, авторитарных режимов. Вагнер, гениальный композитор, был во многом предтечей фашизма, ярым антисемитом. В письмах Чайковского есть антисемитские предубеждения.

Многие деятели искусства, в их числе яркие музыканты, служили проводниками соцреализма, подавляющего отступление от партийных директив. В сталинские времена члены творческих союзов писали на коллег доносы чаще, чем их менее талантливые сограждане. В новые, свободные времена было и такое: виртуозы Большого театра решали творческие споры кислотой в глаза сопернику...

Вопреки политкорректным банальностям, знания и таланты не всегда сближают людей с разными взглядами. Можно вспомнить о злополучной "Смерти Клифхангера" в Метрополитен-опере, сюжет которой - попытка "дать слово и понять" арабских террористов, захвативших туристический корабль и выбросивших за борт старого еврея в инвалидной коляске. Хоть опера бездарна, и поставлена была лишь в угоду политкорректности и пиару, она вызвала бурю взаимообвинений и враждебности.

Классика все более политизируется. Многие выступления российских музыкантов сегодня, как во времена Холодной войны, проходят с политической коннотацией, порой с шумными демонстрациями. Вот приятное исключение: в Меркин-холле выступил "Алаш ансамбль" из Тувы, горловое пение и костюмы не по русским стереотипам, да и где Тува, мало кто знает, все были в восторге, обошлось без идейных разногласий.

Ничего не добавляют ни музыке, ни миру концерты в поддержку сторон в политических баталиях. Другое дело, когда Исаак Стерн сумел поднять общественное мнение на спасение Карнеги-холла. Или дирижёр Густаво Дудамель, лидер движения за массовое приобщение молодежи к классическому искусству, осветил музыкой жизнь сотен тысяч детей.

Музыкальная классика переживает трудные времена: многие оркестры, ансамбли, залы сокращают репертуар и периодичность выступлений, хип-хоп, рэп, электроника оглушают и одуряют молодое поколение. Во времена Джона и Джеки Кеннеди в Белом доме выступали мастера классического жанра; Барак и Мишель Обама предпочитали артистов хип-хоп; музыкальные вкусы Дональда и Мелании Трамп, как и четы Клинтон, выражены восторгами по поводу мюзикла "Гамильтон". На концерт по поводу национального торжества порой пригласят Йо Йо Ма, но звезды там Бейонсе и ее коллеги.

Великая музыка и ее исполнители располагают бесконечными возможностями донести любые движения мысли и чувства. Кому заниматься пропагандой, звать на баррикады, и без них в избытке.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру