Всеобщие выборы в Германии пройдут 24 сентября

Uber alles, или Uber превыше всего

Проиграв две мировые войны, Германия отказалась от идеи военного завоевания Европы и покорила ее за счет «мягкой силы» - своей стабильной финансово-экономической системы и экспорта высококлассной продукции, основанной на передовых технологиях.

Uber alles, или Uber превыше всего

Таков на сегодня консенсус экспертного сообщества. Еще одним важным элементом международного престижа Bundesrepublik, по убеждению экспертов, является прочность политической системы страны. Победа Трампа и разрыв Британии с Евросоюзом напугали bien pensants («прогрессивно мыслящих»); хорошие результаты, показанные антиисламистом Гертом Вилдерсом на выборах в Нидерландах, и выход Марин ле Пен во второй тур президентской гонки во Франции тоже не сняли нервозности, а вот отсутствие в ФРГ какой-либо ощутимой силы, противостоящей истэблишменту, наконец вселили в прогрессистов веру в то, что контрнаступление популистов может быть остановлено.

«Чем скучнее прения между главными претендентами на верховную власть, тем лучше; пресность дебатов есть признак гармонии в обществе», - заявляли мейнстримовские комментаторы по следам предвыборных дебатов канцлера Ангелы Меркель с ее главным оппонентом, социал-демократом Мартином Шульцем. Трамп и Клинтон в прошлом году «стрелялись» много раз, Меркель и Шульц только один, и их единственный поединок напоминал не столько дуэль не на жизнь, а на смерть («дуэт, а не дуэль», как заметил один немецкий журналист), сколько спокойную, непринужденную беседу двух маститых политиков, которые последние четыре года находились в коалиции. И которые, по всей видимости, по итогам грядущих выборов снова будут вынуждены сформировать альянс. Одно дело американская избирательная система, построенная на принципе «победитель получает все», и совсем другое — немецкая, допускающая коалиции. Так что вероятному младшему партнеру, Шульцу, было не с руки дерзить вероятному старшему партнеру, Меркель.

Поэтому участники без всякого напряга, посмеиваясь над беззлобными шуточками оппонента в свой адрес, перебирали имеющиеся между ними мелкие различия по вопросам совсем не космического значения: сроки рассмотрения ходатайств о политубежище; повышение минимального пенсионного возраста; желательность сохранения бесплатного проезда по автобанам. Ни один из дискуссантов не проронил теплого словечка о президенте Реджепе Эрдогане (в отличие от Трампа), и оба стоят на том, что Турция не должна стать членом ЕС; ни один из дискуссантов не выразил намерения ограничивать эмиграцию либо строить пограничные заграждения; сокращать социальные пособия. Или, не приведи господи, выносить на референдум вопрос о членстве Германии в Евросоюзе. Ни Меркель, ни Шульц ничего не сказали о Северной Корее или Украине; Россия была упомянута лишь единожды в связи с мягкой критикой решения бывшего канцлера Шрёдера принять предложение войти в совет директоров «Роснефти».

Элите Федеративной республики удалось удержать уровень поддержки радикалов слева и справа в пределах 15 — 20 процентов. Что даже в совокупности меньше, чем у социал-демократов. Это несомненная заслуга истэблишмента. Отдельные патологии в политическом сознании немцев избирательная кампания все же выявила. Например, отказ МВД запретить кровавой организации «Народный фронт освобождения Палестины», создавшей свою партию в Германии, баллотироваться в Бундестаг (США, Канада, Австралия, Евросоюз квалифицирцируют НФОП как террористическую группировку); Меркель и Шульц полностью обошли вниманием тему огромного положительного внешнеторгового баланса Германии, которая не на шутку тревожит ее экономических партнеров; после печального опыта Америки и Франции с российскими хакерами ни христианские демократы, ни социал-демократы не выразили ни малейшего беспокойства в связи с вопиющей незащищенностью электронных средств передачи данных голосования с мест в центральную избирательную комиссию. Ни те, ни другие, сдается, не видят в сопернике злого врага, и им по большому счету безразлично, кто победит. И победит ли честно либо благодаря противозаконным подтасовкам, организованным третьей стороной.

Отказ Меркель и Шульца обсуждать проблемы Восточной Европы лишил немецкого избирателя удобной возможности подумать о последствиях строительства трубопровода по дну Балтики «Северный поток 2», по которому российский газ будет прокачиваться в Евросоюз в обход Украины. С технико-экономической точки зрения проект абсолютно несостоятельный, его единственное и немаловажное назначение для Москвы — экономически ослабить Украину, а заодно и интерес Запада к ее независимости и стабильности, который сохраняется, пока российское энергосырье поступает в Европу по сухопутному газопроводу, пролегающему по украинской территории. Если «Северный поток 2» будет реализован, уязвимость Киева перед давлением Москвы возрастет многократно. Осуществлению начинания могут помешать протесты восточных государств - членов ЕС, а также последний пакет американских санкций, запрещающий отечественным банкам и энергокомпаниям прямо или косвенно (через европейских партнеров) участвовать в новых энергетических проектах с Россией.

Отсутствие жесткой антироссийской риторики и в ходе избирательной кампании, и во время дебатов было замечено Кремлем. И, может быть, даже вознаграждено. Вспомним: в 2015 году российские хакеры похитили 16 гигабайтов информации со служебных серверов Бундестага. С тех пор парламентарии пребывали в тревоге, что часть этих сведений, сдобренная дезой, попадет в открытый оборот и нарушит нормальное течение политической жизни. Однако до голосования остается всего десять дней — и этого не произошло. Молчат рупоры российской пропаганды, телевизионные и интернетовские. Неужели потому, что, в отличие от американских выборов, в Кремле уверены, что знают, кто победит в Германии, и не хотят еще больше восстанавливать против себя Ангелу Меркель? Либо Кремль просто рассчитывает нанести удар в самый последний момент? Трудно согласиться с теми, кто думает, что российские спецслужбы урезонили принятый Бундестагом закон, предусматривающий суровые штрафы для соцсетей, которые оперативно не блокируют сайты, распространяющие фейковые новости про выборы.

Еще одним подарком Меркель (а возможно, и Трампу) стало внесенное Россией в Совет Безопасности ООН предложение о размещении миротворцев ООН вдоль линии соприкосновения на Донбассе после разведения сил враждующих сторон; «голубые каски» призваны защищать наблюдателей от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, которые контролируют исполнение соглашения о перемирии. Подобная идея уже давно циркулировала и в западных столицах, и в Киеве, но Москва до настоящего момента относилась к ней прохладно.

Киев сразу же выразил несогласие с российским планом, а спустя два дня президент Порошенко огласил свои контрпредложения. А именно: миротворческая миссия ООН должна действовать по всей территории Донбасса, включая район границы Донбасса с Россией, через которую ведется снабжение сепаратистов; в ней не должно быть россиян; не может идти речи о согласовании этого плана с сепаратистами и он не должен означать отмену или ослабление санкций против России.

Федеральный канцлер в телефонном разговоре с Путиным приветствовала инициативу России, однако указала, что в мандат миротворцев должны быть внесены изменения. Путин высказал готовность учитывать в инициативе о миротворцах ООН в Донбассе их право охранять Специальную мониторинговую миссию ОБСЕ не только на линии соприкосновения, но и в остальных местах, где инспекторы осуществляют свою работу. Неизвестно, готов ли Путин пойти на уступки Порошенко в других его требованиях. «Задачей миссии ОБСЕ не может быть гарантирование российской оккупации и легализация российского военного присутствия на Донбассе, а только обеспечение прочного мира», - заявил Петр Порошенко.  

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру