Экономика: конец кризиса?

Или начало нового?

Американцы снова хорошо покупают, значит, наша экономика, базирующаяся главным образом на внутреннем спросе, в относительном порядке. Отчет о розничных продажах в июле лучший за семь месяцев текущего года и снимает определенную озабоченность по поводу неважных показателей первых кварталов.

Или начало нового?

Грядут ли перемены?

Тут следует заметить, что Трамп за полгода правления (при перевесе республиканцев в обеих палатах Конгресса!) не смог провести ни одного серьезного изменения в правилах ведения бизнеса, и, несмотря на торжество «быков» на биржевой корриде, то бишь брокеров, играющих на повышение, мы все еще живем в экономике Обамы. Его команда заливала финансово-экономический кризис миллиардами долларов, но теперь – Екклесиаст, как всегда, прав - пришло время собирать камни.

Нет, налоговую реформу республиканцев, мечты, о которой надувают паруса биржевиков, судя по всему, ждет та же участь, что и реформу Обамакер, но политика финансового смягчения, кажется, сменяется политикой усушки и утруски, что фактически будет означать завершение ликвидации последствий кризиса. Причем президент тут не при делах – ФРС, эквивалент Центробанка Америки, у нас круче Белого дома и не особо прислушивается к советам оттуда.

Похоже, намечается элиминация части долларовой массы. Об этом ФРС сообщила еще в середине июля, а сейчас пошли новые слухи, и биржевые индексы, воспрявшие было после падения в связи с корейским обострением, с 16 августа пошли вниз.

Должен попутно заметить, что благодаря снятию Трампом многих ограничений в нефтегазовой сфере цена на них не растет, несмотря на все самоограничения ОПЕК и России, а цена бензина в США даже падает – и это летом, когда спрос особенно высок! Это неплохо для потребителей, но не слишком хорошо для экономики и в первую очередь для сланцевых и вообще для энергетических компаний, столь опекаемых президентом. Но общая тенденция благоприятна.

Сильный рост розничных продаж в июле (0,6%, это немало), а также июньские розничные продажи, пересмотренные после анализа в положительную сторону, плюс онлайн-продажи, которые увеличились на 1,3% (это 11,4% в год, что неудивительно, ибо сетевая торговля с каждым годом набирает обороты), -   в итоге всего этого, по данным CNBC/Moody Analytic, рост ВВП в третьем квартале составил около 2,8%. Неплохой показатель. Экономисты Barclays теперь ожидают роста на 2,6% в третьем и четвертом кварталах. Дай бог.

«Потребительские расходы оживились», - говорит Уорд Маккарти, главный финансовый экономист Jefferies. И это компенсирует снижение выручки от продаж бензина из-за (представьте себе!) падения цен на бензин. «Похоже, что это может немного увеличить ВВП, даже при слабом уровне инфляции. Каковая не является отражением слабости потребительских расходов», - сказала Дайан Сонк, гендиректор DS Economics.

Инфляция (в умеренных дозах это полезная смазка для четко работающей экономики) - давняя головная боль ФРС, мечтающей разогнать ее хотя бы до 2%. Увы, рост за июль составил всего 0,1%. Замедление инфляции вызывает опасения по поводу того, что существует некая основная проблема, которая может затормозить всю экономику. Учитывая, что сотни миллиардов, если не триллионы, долларов, влитые в нее, так и не раскочегарили наш локомотив на полную мощность.

Повторю в этой связи, что феноменальный рост фондовых индексов не отражает реального состояния экономики. Биржа перегрета ожиданиями налоговых послаблений для корпораций, но скоро (ФРС тому порукой) придет время «медведей», играющих на понижение. Сильно ли пострадаем мы, читатели «ВНС»? Не думаю. Схлопывание этого мыльного пузыря не должно затронуть широкие массы, как случилось в 2008 году. Хотя рост цен на жилье и внушает определенные опасения – в среднем по стране они за год поднялись на 6,8%, что очень много. Растет и сумма задолженности по ипотеке, но пока она не критична. Лишь бы Трамп не тронул закон Додда-Франка – об ужесточении требований к банкам и защите потребителей – и не дал волю лихим банкирам. Именно на их совести прошлый кризис.

«Долларовый» пылесос

О таможенно-торговых угрозах Мексике, Китаю и всему миру все уже, полагаю, забыли, реальная жизнь показала, что это была обычная предвыборная демагогия, а что касается иных проблем, то не будем всерьез обсуждать предложения совершенно неадекватных российских «экономистов», таких как Хазин, Глазьев и Делягин. Они на полном серьезе предлагают отказаться от доллара и от вложений в американские долговые обязательства, что, по их мнению, обрушит финансовую систему США. Хотя бы потому не будем, что Россия купила наших долговых бумаг всего на 109 млрд долларов, что, во-первых, в двадцать раз меньше, чем вклад Китая или Японии и никак не может повлиять на стабильность доллара, а во-вторых, в условиях санкций эти деньги могут стать оружием против самой России. Их ведь можно и заморозить на счетах…

В принципе и в порядке насмешки США могут напечатать тонны свеженьких долларов на эту сумму и отослать самолетами в Россию, что и стало бы лучшим наказанием для нее. Американский госдолг, господа, номинирован в американской валюте, так что ФРС, печатающая ее, в случае нужды легко отобьет такой мяч! Но она, похоже, намерена сама приступить к сокращению долларовой массы. На заседании в середине июля ФРС не только подняла ключевую ставку до 1-1,25% годовых, но и анонсировала старт программы изъятия долларовой ликвидности из финансовой системы.

Слишком много капиталов было влито в экономику во время тушения финансового пожара, избыток доступной ликвидности был одним из факторов подъема биржевых индексов, масштабных спекуляций и рыночных пузырей. То-то в августе фондовые индексы в США установили исторические максимумы.

Пока ФРС реинвестирует средства от активов на балансе как только у облигаций наступает срок погашения, регулятор выкупает те же бумаги на ту же сумму. Но в конце года от этой практики откажутся: Федрезерв начнет гасить казначейские облигации на $6 млрд в месяц, а ипотечные - на 4 млрд. Через квартал объем увеличится до 12 и 8 млрд соответственно, а еще через год достигнет 50 млрд в сумме. Результатом станет "сокращение доступных банкам резервов", констатирует ФРС в релизе: денежная масса будет уходить обратно в ЦБ и по сути "сжигаться".

Суммы фигурируют внушительные: в ходе программы гашения последствий кризиса 2008 года на мировой рынок было выброшено порядка $3,5 трлн. Для сокращения этой массы Минфин США намерен резко увеличить выпуск долговых бумаг в четвертом квартале. Операции стартуют в ноябре или декабре, прогнозирует банк JPMorgan: за 2018 год Федрезерв откачает из системы 325 млрд долларов, в 2019 году - 600 млрд, а к началу 2020-х годов - более 2,2 трлн.

Что ж, до поры, когда этот долларовый пылесос заработает, осталось не так много времени, но, судя по фондовым индексам, последствия будущего уже сказываются. Каковы они будут в целом, в глобальном масштабе? ФРС открывает "ящик Пандоры", и последствия политики уничтожения денежной массы предсказать на данный момент невозможно, предупреждает глобальный стратегический советник Pacific Investment Managemen Ричард Кларида.

Уже появились опасения, что основная тяжесть ляжет на плечи развивающихся стран, откуда начнется отток капиталов. За время политики финансового смягчения в США в мире был накоплен колоссальный объем долларовых долгов (около $13 трлн), которые необходимо возвращать и обслуживать именно в американской валюте. Хуже всего к долларовому голоду готовы Россия и Бразилия, которые страдают от фундаментальной слабости нацвалют и большого объема валютных займов. Российские компании, например, до введения санкций успели занять за рубежом $252 млрд, по данным ЦБ.

Ввиду падения ВВП и деградации экономики трудно назвать Россию развивающейся страной, но опасения вполне оправданны: сокращение долларовой массы приведет к усилению доллара и к удешевлению рубля. Такой шаг ФРС снизит приток в Россию зарубежного капитала, предупредил глава Минэкономразвития Максим Орешкин. Во-вторых, дорогой доллар всегда ведет к падению цен на нефть. Рынок которой и так находится под давлением из-за перепроизводства. Что опять-таки грозит девальвацией рубля.

А в-третьих, действия ФРС приведут к удорожанию кредита по всему миру, что не может не сказаться негативно на биржевых котировках. Они как начали расти в недобрый день 8 ноября прошлого года, так могут и рухнуть аккурат к годовщине этого дня – некоторые эксперты опасаются, что сокращение уровня глобальной ликвидности способно даже спровоцировать системный финансовый кризис и глобальную рецессию.

Должен в этой связи заметить, что республиканцы, приходя к власти, раз за разом повергают страну в кризис и затем демократам приходится приводить ее в норму. Традиция идет со времен генерала Гранта по прозвищу «Мясник», ставшего в свое время знаменем новой партии, республиканской. Он был ярым антисемитом, а начало его второй президентской каденции ознаменовалось биржевым крахом 1873 года. Клинтон в этом плане был одним из лучших президентов, но затем пришел Буш и все порушил. Затем Обама восстановил экономику и снова пришел черед республиканцев ее ломать. И все же в экономике есть надежда избежать кризиса, потому что в политике он уже в разгаре.

Дело в том, что усиливается раскол между Трампом и его партией, он совершенно не способен работать в команде и создавать команду, поэтому вряд ли сможет провести анонсированные им реформы. Он крайне неудачно выступил по поводу событий в Шарлоттсвилле, республиканский истэблишмент массово отворачивается от него и многое станет ясно уже через месяц-полтора.

Конгресс возобновит работу 5 сентября и до конца месяца должен принять бюджет на новый финансовый год, иначе 1 октября грянет шатдаун, произойдет остановка работы всех госучреждений. В сентябре же придется обсуждать налоговую реформу (без точного знания о том, сколько будет собрано налогов, трудно утверждать бюджет). Конгрессу предстоит также поднять потолок государственного долга и обсудить проект триллионных инвестиций в инфраструктурные проекты. Будут ли республиканцы поддерживать постоянно ссорящегося с ними президента - большой вопрос

Сюжет:

Санкции

Новости региона

Все новости