День отца: уроки красивого праздника

Мужское это дело

В воскресенье, 18 июня, отмечается День отца (Father’s Day). Он появился в списке американских праздников в начале ХХ века. Смысл этого Дня – отдать должное отцам, их роли в семье, их влиянию на общество.

Мужское это дело

Инициатива приписывается Соноре Смарт, в замужестве Додд, уроженке Арканзаса, которая переехала в город Спокан, штат Вашингтон.

Ее отец, Уильям Джексон Смарт, ветеран гражданской войны, воспитал в одиночку шестерых детей. В 1909 году она услышала  в церкви проповедь по поводу недавно учрежденного Дня матери и сказала пастору, что и отцы достойны не меньшего. Тот согласился. Сонора хотела, чтобы первый праздник состоялся в день рождения ее папы, то есть 5 июня. Но священник не успел подготовить проповедь. Тогда празднование  перенесли на третье воскресенье июня 1910 года. День отца была впервые отмечен в Спокане, в помещении местного отделения Ассоциации молодых христиан (YMCA).

Однако прошло много времени, прежде чем Father’s Day стал национальным праздником. К этому приложили руку четыре президента – Вудро Вильсон, Калвин Кулидж, Линдон Джонсон и Ричард Никсон. Лишь в 1972 году был принят закон, предписывающий отмечать в США День отца в третье воскресенье июня. Аналогичные праздники существуют во многих странах мира.

Папы разные нужны. Папы разные важны

«Отцовство – единственная роль, в случае провала которой я буду считать свою жизнь неудавшейся», – сказал известный американский актер Итан Хоук. Многие его соотечественники готовы подписаться под этими словами. И с каждым годом число единомышленников Хоука растет. Потому что роль и функции отца в семье меняются буквально на глазах. Это ощущают на собственном опыте и те, кто родился и вырос в этой стране, и те, чье детство прошло далеко за ее пределами. Сергей относится к числу последних. До 13 лет он жил с мамой и папой в России, в Петербурге. У них была нормальная, дружная, вполне благополучная семья. Отец работал в конструкторском бюро. Мать в швейном ателье. И хотя оба значительную часть времени были заняты на работе, львиная доля забот по воспитанию Сергея легла на мать. Она делала всю рутинную домашнюю работу: готовила, убирала квартиру, стирала, перешивала одежду для растущего сына.

Как-то принято было считать, что не мужское это дело, и у матери не возникало претензий к мужу. Да и Сергей совсем не задумывался об этом и вырос в убеждении, что так и должно быть. Потом семья переехала в Америку. Они поселились в Нью-Джерси. Сергей окончил колледж, получил неплохую работу, три года назад женился, и недавно у него самого появился сын. И тут начались проблемы. Жена, хоть и тоже из русскоязычной семьи, родилась в Америке. У нее на глазах с детства были совсем другие примеры поведения молодых отцов. Они ловко перепеленывали младенцев. Для них не было проблемы поменять дайперсы. Они могли покормить и успокоить ребенка. Приготовить обед, когда мать занята. Сергею то и дело приходилось выслушивать от жены упреки в том, что он не умеет, как их общий знакомый Ник, управляться сразу с двумя малышами, освобождая от забот супругу, которая учится в колледже. Или как другой их знакомый Майкл, который один путешествует со своими маленькими детьми и ходит с ними в музеи. Нет, семья Сергея, к счастью, не распалась. Но ему пришлось выслушать много неприятных вещей и с кое-какими упреками согласиться. Впрочем, можно в его защиту сказать, что и в Америке такие сознательные отцы стали преобладать относительно недавно. Когда в 1989 году на полках книжных магазинов появилась книга Арли Хохшилд «Вторая смена», ее мгновенно раскупили. С тех пор она неоднократно переиздавалась. Хохшилд как бы открыла глаза людям на то, что они вроде бы знали и без нее: работающая мать приходит домой фактически на «вторую смену». На ней большинство домашней работы и воспитание детей, а ее супруг  оказывается в более привилегированном положении. Молодых женщин, которых вдохновляла мысль о завоеванном равенстве и открывающимися перед ними карьерными перспективами, шокировали выводы Арли Хохшилд о том, что дома они на самом деле стали зависимыми и неполноправными существами. В обществе стали все больше задумываться о необходимости справедливого распределения ролей в семье. И теперь сдвиги в жизни и, что особенно важно, в сознании, налицо. Совершенно очевидно, что отцовство приобретает все большую притягательность для американских мужчин. Канули в лету патриархальные традиции. Женщины работают, зарабатывают, делают успешную карьеру, занимают лидирующие посты на равных с мужчинами. И только отцовство остается единственной сферой, где безоговорочно проявляется мужественность. Разумеется, у тех, у кого она есть.

Что делать белоручке с подгузником?

Крис Пигула недавно выпустил книгу под названием Diaper Dude: The Ultimate Dad’s Guide to Surviving the First Two Years («Белоручка с подгузником: Полный справочник для отца, как пережить первые два года»). Автор основывается на собственном опыте. Что побудило его взяться за эту тему? «Существует полно изданий, в которых рассказывается о ходе беременности и развитии младенца, – объясняет он. – Но явно ощущается недостаток таких книг, которые раскрывают переживания мужчины, впервые ставшего отцом, старающегося соответствовать своим новым обязанностям и в то же время оставаться самим собой». 

В тот момент, когда в семье появляется младенец, первые часы и дни все взоры устремлены на мать. Она главная фигура в том, что происходит в доме. Отец на какое-то время остается на вторых ролях. И часто из-за того, что все кругом взволнованы, возбуждены и заняты, никому нет дела до того, что он испытывает. А между тем следовало бы присмотреться. Особенно когда речь идет о тех, кто стал отцом в первый раз. Жизнь резко меняется: недосыпаешь, ломается расписание повседневных дел, приходится задумываться о своих родительских обязанностях, о свалившейся ответственности, к которой порой внутренне не готов. И не только к ответственности – к выполнению элементарных бытовых обязанностей.

Сюзен Марото, специалист по вопросам просвещения родителей в предродовой период и в первые недели после рождения малыша, советует: «Есть вещи, в которых мамы могут помочь папам, чтобы те почувствовали себя компетентными в новой роли. Привлекайте их ко всему, что имеет отношение к уходу за ребенком: кормлению, купанию, одеванию, чтению, прогулкам и т.д. Не одергивайте их на каждом шагу, избегайте излишней критики. Попытки регулировать каждое его движение не приведут ни к чему, кроме раздражения. Отец должен выработать свой собственный стиль обращения с ребенком и следовать ему».

Крошка сын к отцу пришел

Итак, принято считать, что в раннем детстве, в младенческую пору, во всяком случае, ребенок больше нуждается в маме, чем в папе. Однако несомненно, что, как только ребенок начинает осваивать мир за порогом своего дома, его потребность в отце возрастает. Помните у Маяковского? «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?».

К кому пришел мальчик, чтобы разобраться в нюансах добра и зла? Не к матери – к отцу.  Детям нужна защита и руководство в сложных житейских ситуациях, связанных с учебой в школе, с поведением со взрослыми, с общением со сверстниками. В таких случаях отцы могут служить сыновьям образцом для подражания, а в дочерях воспитывают самоуважение. Отцы, сознательно или бессознательно, снабжают детей стратегией выживания и успеха в нашем непростом мире. Устанавливают стандарты того, что хорошо и что плохо. Отцовская любовь, в отличие от материнской, выглядит строже, она  проявляется «на определенных условиях», но зато дает детям такие установки, без которых им в жизни пришлось бы гораздо труднее. Этим она и ценна.

Когда в семье нет отца, у детей возникает целый «букет» отрицательных явлений: низкий уровень самоуважения, отчужденность, прогулы в школе и гораздо большая вероятность бросить ее (71% недоучившихся – «безотцовщина»), ранняя сексуальная активность, подростковая беременность, участие в молодежных бандах, вероятность оказаться за решеткой (85% юных узников тюрем жили без отцов), бездомность (40% детей, убежавших из дому, не имели пап), в 40 раз больший риск оказаться жертвой сексуальных домогательств.

Вот почему, если папа рядом с вами, цените его и любите. В Father’s Day принято приносить живущим отцам красные розы и класть белые на могилы. Не забывайте об этом.

Свет далеких миров     

Я подумал, что эту поэтичную историю будет уместно вспомнить в Father’s Day. Даже если вы ее слышали раньше.

Для Саши Саган, дочери знаменитого астронома Карла Сагана, смерть отца была событием, перевернувшим всю ее жизнь. Ей было 14 лет. И очень долго после его ухода, вопреки всему, она продолжала воображать себе, как он вернется и расскажет, что с ним произошло. Особенно остро давало знать о себе чувство потери в дни рождения, в праздники, на церемониях окончания школы и колледжа, при каждой неудаче или провале. Всегда в таких случаях Саша пыталась представить себе: а как бы к этому отнесся папа?

Но особенно горько ей стало, когда 16 лет спустя после смерти отца она собралась выходить замуж. Они сидели в вестибюле отеля в мидтауне Манхэттена – она, ее будущий муж Джон, сотрудник компании, занимающейся организацией свадьбы, и ведущий певец свадебного оркестра. Последний поинтересовался: «Вы, конечно, будете танцевать с отцом?».

«Он умер», – возразила Саша.

Певец смутился, но быстро овладел собой и, улыбнувшись, сказал: «Ваш отец будет наблюдать за вами сверху в такой особый день».

Саша хотела сказать, что не верит в загробную жизнь, так же, как астроном Карл Саган не верил в то, чего не мог доказать. Но она промолчала. Музыкант попал в самое больное место. Она считала, что свадьба – это апогей в отношениях между дочерью и отцом. Он ведет ее к венцу, танцует первый танец и вручает в руки мужчины, который будет любить ее так сильно, как прежде любил сам. У нее всего этого не будет.

Вечером она пришла с женихом в Централ-парк. Они сели на скамейку, и Саша впервые рассказала Джону о том, как горюет по отцу и как переживает, что его не будет с ней на свадьбе. К венцу ее вели мать и бабушка. Церемония происходила в апстейте Нью-Йорка, в Музее искусств имени Герберта Джонсона, который находится в кампусе Корнеллского университета. Саша бывала здесь и прежде. Когда она была маленькая, отец брал ее с собой и показывал знаменитую скульптуру Джакометти и японские свитки. Здесь в 1996 году после кончины Сагана была устроена траурная церемония. Но с тех пор в здании многое изменилось. На стеклянном потолке художник Лео Виллареал устроил поразительную композицию из тысяч мерцающих светильников, создававших иллюзорную картину далекого космоса. И, танцуя в день свадьбы с мужем под этим сиянием, Саша Саган как бы ощущала присутствие отца, и душа успокаивалась, освобождаясь от того, что тяготило ее все эти годы. 

Новости региона

Все новости