Внятной стратегии борьбы с аутсорсингом пока не выработано

Медленно заводы уплывают вдаль

23 мая компания Carrier Corp. сообщила об увольнении 632 сотрудников завода в Индианаполисе: 338 рабочих получат «розовые листочки» 20 июля, остальные в качестве «подарка» к Рождеству. В мире бизнеса такое бывает, но данный казус особый, показательный. Ибо причиной сокращения стал перенос производства в Мексику, несмотря на давление Трампа в ходе его предвыборной кампании.

Медленно заводы уплывают вдаль

Сохраним рабочие места!

Под этим лозунгом Трамп шел к победе, а Carrier как раз собиралась уволить всех рабочих своего завода в связи с переводом его в Мексику. Но под давлением президента (он и в ходе предвыборной гонки и после победы бывал на этом заводе) пообещала сохранить 1100 рабочих мест. Известие об этом прогремело на всю страну и во многом способствовало успеху Трампа. Он обещал ‑ и рабочие поверили.

Так что же означает нынешний шаг Carrier, крупного производителя холодильников, кондиционеров, систем отопления и вентиляции? Почему компания не держит обещание? Почему обманула рабочих, президента и всю страну?

Хронология событий такова. В феврале прошлого года компания сообщила о намерении сократить 1400 рабочих. Холдинг United Technologies, в который она входит, также объявил о планах перевести производство из Хантингтона, Индиана, в Мексику. Мэр городка обращался за помощью к бывшему губернатору штата Майку Пенсу, нынешнему вице-президенту, но ответа не получил – они с Трампом сосредоточили свое внимание на заводе Carrier в Индианаполисе.

В мае прошлого года, во время завершения предвыборной кампании в Индиане, Трамп давал стопроцентную гарантию, что в случае его победы завод останется на месте. И 24 ноября бодро чирикнул в «Твиттере»: «Я много работаю, даже в День Благодарения, пытаясь заставить Carrier A.C. Company остаться в США (Индиана). ПРОГРЕССИРУЕМ ‑ скоро узнаете!».

29 ноября компания Carrier «оттвитила», что «рада заключить сделку с Трампом и Пенсом» по сохранению 1000 рабочих мест в Индианаполисе. И, наконец, в тот же день Трамп победно твитнул: «Четверг - большой день для Индианы и прекрасных рабочих этого замечательного штата. Мы оставляем наши компании и рабочие места в США. Спасибо, Carrier».

Но уже 1 декабря, всего через пару дней после триумфального визита президента-элект, компания разослала рабочим письмо, в котором сообщала, что помимо хорошей новости о том, что в ходе продуктивных переговоров с ним принято решение сохранить производство газовых печек, есть и плохая: производство кондиционеров к концу 2017 года все же будет перенесено.

Подводим итоги? На заводе остается около 800 сотрудников, что заметно меньше цифры, озвученной Трампом. Но и это не все. Оставшиеся тоже будут уволены. Стивен Моррис, менеджер завода, написал в недавней записке в Департамент трудовых ресурсов Индианы, что увольнения на заводе в Индианаполисе будут продолжаться.

Что касается завода в Хантингтоне, то увольнения начались в марте текущего года и к зиме будут уволены все 740 сотрудников. В итоге, как видим, за рубеж уплывут почти 1400 рабочих мест. И еще один полезный для понимания того, что происходит в сфере производства, пример. В миле от завода Carrier находится фабрика по производству подшипников Rexnord. Трамп клеймил и ее за перевод производства в Мексику, но фирма не придала ни малейшего значения его инвективам и этим летом увольняет последних из 300 своих сотрудников.

Можно ли остановить лавину?

Почему же аутсорсинг столь масштабен и упорен? Оттого что выгоден! В Мексике условия для бизнеса гораздо комфортнее. Там достаточно квалифицированная рабочая сила, но зарплата, на которую в развитых странах приходится до половины себестоимости продукции, намного меньше, чем в США. Так, если рабочим завода в Индианаполисе платят в среднем 34 доллара в час (с бенефитами), то в Мексике на аналогичном производстве ‑ всего $6. Кроме того, там ниже налоги и меньше регулятивных запретов. Там шире экспортные возможности: Мексика, в отличие от США, не ограничивает торговлю ни с одной, кажется, страной. Там, как и в Штатах, побережье с хорошими портами, удобный выход к двум океанам. И так далее. И самое главное – тесное соседство с главным рынком сбыта, США, с которыми имеется соглашение о свободной торговле.

Еще один важный фактор высокой конкурентоспособности мексиканских заводов – они новые. Новейшие! Оборудованные по последнему слову техники, с самыми передовыми технологиями. Так получается, что они лучше американских. Поэтому качество продукции там выше, а стоит она дешевле. Это как с айфонами – идеи появляются в Силиконовой долине, технологии создаются там же, но производство идет на новеньких китайских заводах. Если же делать их в Калифорнии, то цена подскочит примерно вдвое.

Как видите, просто так, из чувства патриотизма, корпорации от аутсорсинга не откажутся. Ибо проиграют конкурентную борьбу. Но если уж вы поставили такую цель, то есть два пути ее достижения.

Первый ‑ это компенсировать им потери от возвращения производств на родину. Как? Снизить налоги. Что и предлагает Трамп. Но тогда стране придется урезать расходы (начиная, как всегда, с социальных), пойти на рост дефицита бюджета и государственного долга. Сторонники Трампа полагают, что рост производства со временем восстановит и даже расширит налоговую базу. В принципе, говорят эксперты, это возможно, но потребуется ежегодный рост ВВП минимум на 3%, что нереально.

Патриотические бейсболки

Директор Национального совета по экономике Гэри Кон недавно озвучил экономические идеи Трампа, выступая в Конгрессе. 26 апреля он представил план налоговой реформы и озадачил специалистов отсутствием деталей - план занял две неполных странички. Неудивительно, что и месяц спустя ничего не слышно о ходе ее обсуждения – обсуждать, собственно говоря, пока нечего.

И, главное, указывают обозреватели, этим путем Америка уже ходила ‑ при Рейгане и Буше-младшем. И все получилось вовсе не так, на что рассчитывали энтузиасты «свободного рынка». При ослабленном контроле со стороны государства корпорации пустили прибыль, полученную за счет снижения налогов, не на развитие производства, а на бонусы топ-менеджерам и на инвестиции в рынок недвижимости. Все ликовали, брали кредиты и покупали жилье, биржевые индексы шли вверх, как и сейчас, но пузырь лопнул и праздник легкой жизни завершился, как мы помним, кризисом 2008 года.

Второй способ – с помощью запретительных пошлин не пускать в страну товары, произведенные на вывезенных предприятиях. Покупаем отечественное! Увы, скорее всего, оно будет дорогое и не очень качественное, ибо изоляция приведет к отсутствию конкуренции и технологическому отставанию. Потеряем и внешние рынки. Впрочем, мы их потеряем в любом случае, поскольку другие страны, кто бы сомневался, ответят таможенной войной. Между прочим, автозаводы, расположенные в США, держатся на плаву лишь потому, что 50-60% узлов и комплектующих получают от своих филиалов в Мексике и прочих странах. Без этого их продукция стала бы намного дороже и ее перестали бы покупать. Вспомните, кстати, банкротства наших автогигантов в 2008 году – они платили рабочим более 70 долларов в час, тогда как японцы чуть более сорока, но их машины были лучше.

Есть, правда, и третий способ. Раз уж в производстве так важна человеческая составляющая, особенно в виде доли затрат на оплату труда, то надо минимизировать ее роль. То есть максимально автоматизировать производство! И тогда не так уж важно, где расположен ваш завод, в Веракрус или Индианаполисе, его товары будут отличными и дешевыми. Одна беда – роботы не получают зарплаты и не нуждаются в этих товарах, то есть не формируют покупательский спрос, рынок. И при массовой роботизации станет неясно, откуда будут брать деньги люди, для которых эти товары предназначены, оставшись без работы. Так что с этим прогрессивным способом надо быть поосторожнее.

Как видим, бороться с аутсорсингом сложно. Между прочим, журналисты выяснили: бейсболки с надписью Make America Great Again сделаны в Китае. Как и многие вещи из коллекций Иванки Трамп. Торговая война с Пекином, похоже, уже снята с президентской повестки дня.

А вот заводы, похоже, как уплывали, так и будут уплывать за рубеж. Для борьбы с аутсорсингом нужен целый комплекс непростых решений, но пока крайне мало надежды, что это осуществится при нынешней администрации.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру