Белый дом ищет адвокатов

Под колпаком у Мюллера

Одно время казалось, что расследование российских связей Трампа и его команды топчется на месте. В прессе повторялся на все лады один и тот же набор фактов. Статьи отличались лишь степенью художественного мастерства их авторов. Вожди республиканцев демонстрировали явное стремление спустить дело на тормозах. О назначении специального прокурора они и слышать не хотели. Президент твердил, что все это домыслы и фальшивка, с помощью которой демократы оправдываются за поражение на выборах.

Под колпаком у Мюллера

Но с внезапным увольнением директора ФБР Джеймса Коми ситуация резко изменилась. Первый замминистра юстиции США Род Розенстайн заявил в своих показаниях Сенату, что служебную записку, на основании которой был уволен Коми, он написал по указанию президента. Впоследствии и сам Дональд Трамп, прежде ссылавшийся на записку Розенстайна как причину отставки директора ФБР, сказал, что принял решение самостоятельно, а записку использовал как предлог. После этого Розенстайн назначил бывшего директора ФБР Роберта Мюллера специальным прокурором по делу о российском вмешательстве в выборы. Скандал вышел на новый виток. Теперь в Белом доме осознали, что так просто не выкрутиться, и ищут адвокатов, которые могли бы в судебном порядке оспаривать повестки Конгресса и специального прокурора.

Сенсацией последних дней стали контакты старшего советника Белого дома Джареда Кушнера с российским послом Сергеем Кисляком и главой Внешэкономбанка Сергеем Горьковым. Факт их встречи в декабре прошлого года в Трамп-башне был предан огласке еще в марте. ВЭБ тогда заявил, что Горьков встречался с Кушнером не как с членом переходной команды Трампа, а как с бизнесменом: «В ходе переговоров обсуждались существующие практики работы зарубежных банков развития, перспективные направления и отрасли. Встречи проходили в формате road show (выездная презентация для инвесторов. – В. А.) по стратегии развития Внешэкономбанка до 2021 года c рядом представителей крупнейших банков и деловых кругов США, в том числе с главой Kushner Companies Джаредом Кушнером», — заявила пресс-служба ВЭБ.

Объяснение, конечно, неубедительное. Kushner Companies – строительная компания, работающая в городе Нью-Йорке и штате Нью-Джерси. Она не инвестор, а заемщик банковских средств. Горьков предлагал Кушнеру денег взаймы? Но ВЭБ значится в санкционном списке Министерства финансов США, и компания Кушнера соотрудничать с ним не может.

Согласно новой утечке, Кушнер, Горьков и Кисляк обсуждали возможность создания конфиденциального прямого канала связи между Белым домом и Кремлем. В идее неофициального прямого канала нет ничего противозаконного. Можно вспомнить, как в 1962 году в дни кубинского ракетного кризиса глава резидентуры КГБ в Вашингтоне Александр Феклисов вступил в контакт с корреспондентом ABC News Джоном Скали, который был лично знаком с Джоном Кеннеди и мог транслировать ему послания Москвы и передавать через Феклисова ответы президента.

В соответствии с таким подходом новость и комментируют представители администрации. Советник президента по национальной безопасности генерал Макмастер заявил, что его она нисколько не беспокоит, а министр внутренней безопасности Джон Келли – что «любой канал связи, закрытый или открытый, с такой страной, как Россия – хорошая вещь».

Однако Кушнеру хотелось организовать канал, исключающий прослушку ФБР. Для этого он предполагал использовать технические возможности российских диппредставительств. Такая затея по существу ничем не отличается от сотрудничества с русскими хакерами, в котором обвиняют Трампа. Заметим также, что при проверке на допуск к секретной информации Кушнер скрыл факт своих встреч с Кисляком и Горьковым.

Вторая сенсация, опубликованная CNN, гласит, что во время президентской кампании американская разведка перехватила разговор неких российских должностных лиц, обсуждавших возможность повлиять на Трампа и его советников при помощи компрометирующей информации, – как утверждает один из источников CNN, финансового характера.    

Дональд Трамп не раз говорил, что он не инвестирует в Россию, что у него нет никаких деловых интересов в России, и на этом основании объявлял вздором все обвинения в свой адрес. На самом деле он начиная с 1987 года очень хотел иметь такие интересы. «Мы осмотрели не менее полудюжины потенциальных участков для строительства гостиницы, причем некоторые из них размещались прямо рядом с Красной площадью... Меня сильно впечатлил энтузиазм советских представителей и их стремление заключить со мной сделку», - пишет Трамп о своей первой поездке в Россию – тогда еще Советский Союз – в книге «Искусство сделки». Но из этих планов ничего не вышло: обязательное условие создания совместного предприятия заключалось в том, что 51 процент в нем должен принадлежать советской стороне. Трампа это не устроило.

Он действительно не инвестирует в Россию. Россия инвестирует в него. «Русские вносят непропорционально большой вклад в наши активы, - говорил Дональд Трамп-младший еще в 2008 году. – Деньги из России текут рекой». В числе проектов, куда текут русские деньги, он назвал нью-йоркский 46-этажный кондо-отель Trump SoHo. Проект оказался провальным: роскошные квартиры поступили на рынок как раз в тот момент, когда в США грянул кризис ипотеки. Но во время строительства Trump Organization не испытывала ни малейших проблем с финансированием благодаря генеральному подрядчику с советским прошлым. Средства исправно поступали от ныне не существующей исландской инвестиционной компании, клиентами которой были, как считается, люди из окружения Владимира Путина.

Как финансировались проекты в других странах – отдельная тема. Во всяком случае, Trump Organization отказалась от своих строительных планов в Баку и Батуми именно по причине «токсичности» инвестиций.

Новости региона

Все новости

Популярно в соцсетях