Но в начале февраля «Нью-Йорк таймс» обнародовала другие цифры: годовой дефицит достиг почти $15 млн, число выставок, которое составляло около 60, пришлось сократить до 40 в год, 50 с лишним работникам предложили «отступные», дабы те добровольно покинули работу, а 34 должности просто отменили, уволив тех, кто их занимал. Оставшимся предложили сокращение ставок и бенефитов.
Вдобавок кардинальная перестройка и расширение крыла современного искусства, которое предназначалось для размещения ценнейшей (ее оценивают в миллиард с лишним долларов) коллекции кубистского искусства Леонарда Лаудера и должно было открыться в год 150-летия музея (в 2020 г.), отложили на неопределенный срок за недостатком средств: проголосовав за строительство, Совет директоров музея не спешил со сбором нужных 600 млн долларов.
Через три недели после публикации в «Нью-Йорк таймс» директор музея Томас Кэмпбелл объявил, что 30 июня уйдет в отставку. Совет директоров начал поиск замены, а 54-летний Кэмпбелл, отец двоих детей, скорее всего, начал поиск новой квартиры, поскольку директор музея Метрополитен вместе с жалованием в 1.4 млн долларов получает на время своего директорства и просторную жилплощадь напротив музея.
Отставка произвела эффект разорвавшейся бомбы: в конце концов быстрый и обаятельный англичанин Кэмпбелл, выпускник Оксфорда и Кортланд-института, начавший работу в Мет в 1996 году помощником куратора отдела гобеленов и заменивший 1 января 2009 года, в трудное время международного финансового кризиса, легендарного Филиппа де Монтебелло, сделал много хорошего. При нем были обновлены - практически заново созданы - постоянные экспозиции Исламского искусства и Европейского искусства XIII-XIX веков, при нем проходило множество уникальных и единодушно расхваленных выставок - от сокровищ Пергамона или Средневекового Иерусалима до Manus x Machina (Мода в век технологии).
Но и критики было предостаточно, особенно изнутри. Поставленный перед необходимостью - увы, типичной для культурных институтов сегодня, привлечь в залы как можно больше посетителей, в первую очередь молодых, Кэмпбелл нередко жертвовал бесценным достоянием музея: исследовательскими кадрами и культурными традициями. То ли по неопытности (он попал в директора прямо из кураторов), то ли потому, что был «неисправимым англичанином», как написала одна из газет, но большой дружбы с коллективом в 2200 с лишним работников не получилось. Влияние умудренных опытом кураторов уменьшалось, их ряды редели (сегодня из старых кадров осталась одна четверть!), зато резко выросло - до 75 - число работников отдела дигитализации, занятого созданием нового сайта (многим он не нравится) и дорогостоящей каталогизацией всей коллекции: бесплатная «выкладка» ее в Интернет - Open Access - была объявлена почти перед самой отставкой директора.
Другой проблемой стал сдвиг в сторону развития коллекции современного искусства. Нужно ли развивать это направление, когда по соседству есть МоМА, Уитни, Гуггенхайм, Новый музей современного искусства, но нет ни одного музея, который мог бы конкурировать с Метрополитен по историческому охвату и числу шедевров прошлого? Да, открытие Met Breuer на Мэдисон-авеню принесло великолепную выставку «Неоконченное» и привлекло больше полумиллиона посетителей, перекрыв все ожидания. Но обновление взятого в аренду здания музея Уитни обошлось в $15 миллионов, а управление и работа нового крыла будут стоить еще около $20 млн в год.
В штыки был встречен многими еще один знак осовременивания: замена ренессансного, с завитушками, «М», издавна служившего музейным лого (помните разноцветные значки с этой буквой?), словами «The Met», написанными скучным современным шрифтом. Жестяные разноцветные значки тоже исчезли, хотя тут, по утверждению музея, произошла экономия: теперь всем в качестве билета дают маленькие бумажки.
Между тем только один из пяти посетителей платит за вход полную стоимость - $25: сумма-то «предлагаемая»! К тому же музею пришлось раскошелиться на урегулирование многомиллионного судебного процесса, начатого от имени посетителей, которых путала предыдущая формулировка «рекомендуемая плата», из-за чего они покупали билеты по полной цене. Расходы превышают доходы и экономить придется и впредь. Перед этой проблемой стоят ныне все культурные институты. Бруклинский музей и МоМА тоже сокращают свои кадры, а Оркестр Нью-Йоркской филармонии отодвинул дату перестройки своего дома в Линкольн-центре, чтобы прикинуть, действительно ли на нее нужно «всего» $600 млн или, как показывают аналогичные проекты, намного больше.