Почему при Обаме США стали уязвимее в обороне

Стратегия замаскированного разоружения

О том, что в России разрабатываются такие ракеты, разведслужбы сообщали президенту Обаме с самого начала его первого срока правления. 

Стратегия замаскированного разоружения
Авианосец «Дж.Форд»

Он знал, что это является грубейшим нарушением договора о запрете ракет такого типа, заключенного в 1987 году. Но даже когда ракеты «Калибр» стали взрываться в Сирии, Обама вел себя, мягко говоря, индифферентно. Ни протеста, ни команды на адекватный ответ. Этот пример вполне типичен для Обамы и в определенной мере объясняет, почему сегодня в США наблюдается провал с разработками новейших видов оружия.

Лазер против ИС

В 2016 году произошли два события, знаменовавшие, в сущности, переворот в стратегии использования систем вооружения.  Первое из них –запуск  25 мая с космодрома Плесецк ракеты «Нудоль» -  первого боевого истребителя космических аппаратов. Разведывательных, связи и навигационных спутников, в первую очередь.

Думается, не надо обладать стратегическими познаниями, чтобы сообразить: если спутники этого назначения будут уничтожены, страна, их запустившая, ослепнет, оглохнет, ее штабы лишатся информации и способности управлять.

Ведь именно космические средства разведки и связи лежат в основе современных концепций вооруженной борьбы. Без спутниковых навигационных систем проблематично использование тех же крылатых ракет и другого высокоточного оружия, невозможно точное позиционирование подвижных наземных и воздушных объектов.

Знали в Пентагоне о подготовке Россией истребителей спутников? Еще бы! Первый из них был запущен на орбиту в 1978 году ракетой «Циклон». Её сменил «Рокот». Но с развалом СССР программа  «ИС-3» («Истребитель спутников») была закрыта. Возобновлена в 2008 году. Результат - налицо.

Можете не сомневаться, в Вашингтоне о всех этапах этой программы знали. И вроде бы готовили оружие противодействия. Наиболее эффективным является лазерное. Оно может уничтожать ИС на взлете, на орбитах. Бить их в космосе, из атмосферы и даже с Земли. Не буду здесь перечислять десятки лазерных систем, действующих на самых разных принципах, которые разрабатывались в США за последние четверть века. Назову только самую, пожалуй, успешную: «Наутилус», которую делали в сотрудничестве с Израилем с 1996 года. Несмотря на то, что в проект было вколочено почти полмиллиарда долларов и  можно было приступить к промышленному производству, Обама проект прикрыл.

А израильтяне продолжили разработку. Результат: боевая лазерная система «Железный луч», способная перехватывать не только ракеты, но и артснаряды и минометные мины в момент выстрела. Так, что рушатся они неподалеку от собственной пусковой установки или орудия.

А у нас ? В 2017 году армией США запланированы испытания наземной лазерной установки HEL MD мощностью в 50 киловатт. К 2020 году мощность этой наземной установки планируется увеличить до 100 киловатт. К 2021 году США хотят довести до практического применения лазерное оружие воздушного базирования для перехвата баллистических ракет.

Пик вложений в разработки лазерного оружия в США пришелся на 1989 год, когда в программы влили около 2,4 миллиарда долларов. С тех пор ежегодные затраты по теме были значительно ниже. В 2007 году на военные лазеры ушел 961 млн, а в 2016 году — уже всего лишь 300 млн. Скуповато. Около половины экспертов не ожидают введения в строй лазерного оружия в Вооруженных силах США в ближайшие два десятилетия.

Между тем Россия – накануне принятия на вооружение гирерзвуковых ракет, против которых лазер является, пожалуй, единственным оружием.                           

Сверхзвук и защита от него

Главное отличие гиперзвукового оружия от традиционных систем — его скорость: она превышает скорость звука в 5-10 раз. Что позволяет нанести удар, которым за минуты может быть поражена любая цель на Земле. При такой скорости возникают иные возможности преодоления систем противоракетной обороны. Но этих систем пока нет.

У нас не ведется и разработок такого оружия. Между тем Россия работает над ним уже два десятилетия. Система на Западе именуется U-71, в России - “объект 4202”. Планируется ее установка на новой ракете «Сармат». Полет боеголовки должен проходить на высоте 100 км в режиме маневрирования.

На гигантской скорости боеголовка маневрирует по направлению и тангажу (угловому движению летательного аппарата), поэтому перехватить ее невозможно и летит она точно к назначенной цели. Большую часть полета проводит на высоте порядка 100 километров, где разреженная атмосфера и почти космический холод снижают разрушительные последствия трения. Ракеты «Сармат», которые разрабатываются для таких боеголовок, должны стать в строй через три года.

Но что, кроме лазеров на космических платформах, может сбить гиперзвуковые боеголовки? Очевидно, это должны быть системы воздушно-космической обороны, действующие на тех же принципах.

Что о гиперзвуке рассуждать, когда и оборона от современных боеголовок еще весьма далека от желаемых параметров. Чем располагает  наша страна сегодня в системе ПРО?

- 50 тяжелых противоракет типа CBI в позиционных районах Ванденберг (Калифорния) и Форт-Грили (Аляска)

- 240 противоракет SM-3 Block IIA системы «Иджис» на крейсерах и эсминцах.

- В Румынии —3 батареи ракет SM-3 Block IB. Кроме Румынии планировалось поставить такие же противоракеты в Польше и странах Прибалтики, но в 2013 году от этого отказались.

Тогда министр обороны США заявил, что Вашингтон сворачивает последнюю фазу европейской программы ПРО, чтобы потратить высвободившиеся ресурсы на укрепление щита противоракетной обороны на Западном побережье страны. Этого, увы, не произошло.

Так на что же реально способен наш противоракетный щит сегодня?        

Хочу привести оценку весьма компетентного военного эксперта Юрия Федорова, опубликованную недавно в журнале «ПИР ЦЕНТР», ведущей в России неправительственной организации, специализирующейся на изучении вопросов глобальной безопасности.

«... ПРО США к 2020 году сможет перехватывать не более около одного процента стратегических ядерных боезарядов, которые Россия может иметь по Договору СНВ...». Так что уж тут о борьбе с гиперзвуком рассуждать...

Подведем итоги: за последние годы обороноспособность американской армии серьезно снизилась, военная техника устарела, а ядерная инфраструктура разваливается.

Заместитель главы Пентагона Роберт Уорк в 2016 году заявил, что Соединенные Штаты столкнулись с “атрофией стратегических мускулов”. Индекс военной мощи США за 2016 год подтверждает: Вооруженные силы страны только “частично отвечают требованиям по защите главных национальных интересов”. По мнению автора статьи, ослабление американских Вооруженных сил связано с тем, что хотя расходы на оборону после теракта 11 сентября увеличились, но оборонный бюджет сократился на 25% в реальном выражении. Военные миссии в Афганистане, Ливии и Ираке потребовали (и требуют!)  денег и оборудования. Ну и, наконец, большая часть американской военной техники устарела, особенно за десятилетие   непрерывного применения.

Журнал National Interest недавно рассказал о главных проблемах Вооруженных сил. За 15 лет американский флот сократился на 13%,  за последние 8 лет он получил только три корабля 1-го класса: авианосец «Дж.Форд»,  эсминец «Зумволт» и многоцелевую подлодку. Все они были заложены гораздо ранее, а за восьмилетний период на стапелях не появилось никаких новинок.

Число бригад сухопутных войск США снизилось на 11%, а боеготовность пехоты оставляет желать лучшего. По данным высшего командования США, две трети бригад не готовы к конфликту с противником, обладающим современным вооружением, напоминает “NI”.

“Атрофия мускулов”

Увы, за время правления Обамы произошел упадок боевого духа солдат и офицеров и боеготовности соединений. И налицо прискорбное состояние их оружия, описанное выше.

«Атрофия стратегических мускулов» не вызывала у предыдущего президента беспокойства, тревожила в разы меньше, чем, скажем, канадский нефтепровод. «пожарный» вывод американской группировки из Ирака. Сюда же относится и  военное обеспечение разгрома и уничтожения Каддафи. В соединении с всемерной поддержкой «арабской весны»  это привело к появлению ИГИЛ, к возрождению иранской агрессивности, к катастрофической  нестабильности Ближнего Востока и миллионам беженцев в Европе. Да и не перечислить всех печальных последствий «ошибок», «некомпетентности» и «дилетантизма» нашего бывшего верховного главнокомандующего.

Сюда же можно причислить и нынешнее безрадостное состояние американских систем вооружения. Не зря же президент Трамп объявил о насущной необходимости     ликвидировать эту отсталость в  инагурационной речи и недавнем выступлении перед Конгрессом.

Новости региона

Все новости