Картины Тернера в Коллекции Фрика

В гавани

Перед картинами Тернера испытываешь ощущение абсолютной тишины. И это - несмотря на то, что они отнюдь не пустынны: рыбаки, торговцы, богатые туристы, корабли, лодки, башни, здания... 

В гавани
Тернер. Гавань Дьеппа

Почему все это кажется остановленным в золотистом свечении его живописи, замершим в этой волшебной оранжевой дымке? Я не уверена, что хочу знать ответ на этот вопрос. Мне достаточно чистого наслаждения.

Сегодня Джозефа Мэлфорда Уильяма Тернера (1775-1851) считают величайшим пейзажистом Британии и предтечей импрессионистов, новатором, открывшим уникальные живописные эффекты в изображении света, воздуха, неба и водных пространств. Но начинал он и получил раннее признание в традиционном, реалистическом, слегка идеализированном пейзаже. Поворотным же пунктом в его творчестве стали годы после окончания наполеоновских войн, когда англичане снова, после почти 20-летнего перерыва, начали плавать в Европу. Тернер, страстный путешественник, был одним из первых.

По счастливому стечению обстоятельств в те же годы появились новые краски - желтые, оранжевые, которыми Тернер не преминул воспользоваться, когда его любимой темой стали гавани. Новая выставка в музее Коллекция Фрика собрала воедино несколько живописных полотен и два десятка акварелей Тернера на эту тему. «Атмосферная» живопись художника часто раздражала зрителей непривычными тонами и манерой письма. А вот акварели, порой с изображением того же пейзажа, были необыкновенно популярны. Их продажа давала Тернеру средства к существованию, британские топографические журналы заказывали ему пейзажи разных уголков страны для публикации. Прозрачность, воздушность акварели Тернер стремился перенести на живописное полотно. Но и живопись влияла на акварель, где художник часто использовал ту же композицию, что в больших полотнах.

Появление именно этой выставки в Коллекции Фрика не случайно. Постоянные посетители музея помнят два больших полотна Тернера, которые висят в самом большом зале друг против друга. Купленные самим Генри Фриком в 1915 году, оба изображают порты - Дьеппский и Кельнский. Они были написаны в 1825 и 1826 гг. и, возможно, задумывались для большой серии.  На выставке они перенесены в Овальный зал, а между ними - еще одно, таких же размеров, полотно «Гавань в Бресте», над которым художник работал между 1826 и 1828 гг., так его и не закончив. Оно, как и многие акварели, прибыло из лондонской галереи «Тэйт».

Над полотнами Тернер работал в мастерской, по памяти и эскизам, но и фантазируя как истинный романтик. Тернер вернется к гаваням в своих исторических полотнах, и два из них тоже есть на выставке, в том числе «Античная Италия - Овидий, изгнанный из Рима» (из коллекции Музея Метрополитен). Они и впрямь необыкновенно хороши. Но я понимаю современников художника, которые предпочитали акварели.  

Новости региона

Все новости