В «граде на холме» усиливаются раздоры

Две Америки

Разговор о разделенной, расколотой противоречиями стране, нации ведется с библейских времен. Америка казалась ответом на вопрос, как решить эти проблемы: в сияющем граде на холме утвердится единение, братство и содружество. Но в последнее время “две Америки”, “новая гражданская война” -постоянные темы газет, телевидения и университетских дискуссий. И накал страстей все нарастает.

Две Америки

Повесть о двух городах

Если судить по урокам истории, в гражданских войнах погибло больше людей, чем в международных. Даже общая религия не залог мирного сосуществования: католики и протестанты, шииты и сунниты пролили крови единоверцев еще больше, чем иноверцев. Стала расхожим понятием “Повесть о двух городах” - название книги Диккенса о Французской революции, сполна выявившей отношения между верхами и низами одной нации. Марксовы идеи классовой борьбы зачахли с крахом коммунистической утопии, но их отзвуком осталось недавнее шумное движение “Нас 99%”. Сентенцию о двух Америках озвучил бывший сенатор и кандидат в президенты Джон Эдвардс: “Америка привилегированных и богатых и Америка тех, кто живет от чека к чеку”. Хозяева банков и корпораций, мультимиллиардеры из Силиконовой долины взяли в руки правительство, прессу и университеты крепче, чем это удалось Пентагону, ЦРУ и ФБР во время “холодной войны“. Сегодня 60 человек владеют большим богатством, чем нижняя по благосостоянию половина человечества, и разрыв усиливается из года в год.

Одна из приметных перемен в политике страны - смена имиджа двух партий. Десятилетиями демократы позиционировали себя как представители среднего и низшего классов, народные защитники от власть предержащих богачей. А республиканцы воспринимались проводниками интересов корпоративной и финансовой элиты. Но теперь новобогачи в майках и кроссовках, молодые успешные профессионалы, студенты стали опорой демократов, а изгои глубинки, оставшиеся за бортом в новом смелом мире, отдают голоса за республиканцев. “Нью-Йорк таймс” представила графически “две воображаемые остро разделенные нации”. “Америка Клинтон” это 15% территории страны, “Америка Трампа” - 85%. Первая - это большие города, университетские центры, районы с черным и испанским большинством. На “территории Клинтон” живет 54% населения страны - 174 миллиона, на «территории Трампа» - 46%, или 148 миллионов. Создатель “The Wire” Дэвид Симон говорит : “Теперь есть две Америки. Моя страна это шоу ужасов”.

“Бостон глоб” приходит к выводу, что две нации “так разобщены сейчас, что трудно представить, что реальная политика сможет объединить их”. “Лос-Анджелес таймс” пишет, что “между ними лежит озлобленность и недоверие”. “Вашингтон пост” пишет о хаосе и растерянности в разделенной стране и усиливающемся чувстве апатии. Газета приводит суждения независимого политконсультанта Шаноны Коутер: “Я не чувствую себя частью ни одной из Америк, и я не озабочена тем, чтобы стать такой частью.” CNN говорит: “Один президент - две Америки“, но считает “наиболее фундаментальным вопросом темперамент Трампа.” Утешительная точка зрения - все дело в характере, культурном уровне, отсутствии политического опыта у нового президента! Это очень упрощенный взгляд на истоки кризиса. Те, кто видит корень зла в истеблишменте и правительстве, обслуживающем элиту, поддерживают радикализм Трампа; он ближе и тем, кто видит обе партии с позиций “Чума на оба ваших дома”. С другой стороны, немало республиканцев в шоке от лидера их партии. Попробуй разобраться, левая, правая где сторона.

Найти компромиссы - не может быть и речи. О чем говорить, словами Филипа Рота, “с мошенником, лишенным человеческих качеств” - новым президентом. Мадонна хочет “взорвать Белый Дом”. Протрамповские оппоненты говорят о “полезных идиотах”, требуют “сделать Америку белой опять”.

Что привело страну к такому расколу, к такому президенту?! Лгал, манипулировал, обещал несбыточное? Но кто в большой политике имеет столь чистую репутацию, чтобы иметь право бросить камень в победителя? Не Трамп расколол Америку. Он говорит: “Я мессенджер”, «посланник», и это правда. Элизабет Уоррен, гарвардский профессор, сенатор-демократ, бывший претендент на президентство, пишет, что почва для Трампа готовилась три десятилетия. “Сегодня средняя семья, живущая на две зарплаты, находится во много раз худшем положении, чем семья с одной зарплатой в прошлом поколении. Один из трех американцев имеет дело с агентством по взысканию долгов, 70% студентов в долгах уже с 18 лет, 820 тысяч американских семей обанкротились в прошлом году. Мы ушли от страны для среднего класса в страну для самых богатых”. С 1935 до 1980 г. 70% нового богатства шло к 90% населения, а верхние 10% получали 30%. С 1980 по 2016 верхние 10% захватили почти все новое богатство. За тридцать лет цены выросли с учетом инфляции на жилье на 57%, медстраховку на 104%, высшее образование на 275%, уход за детьми на 953%. На еде, одежде, предметах обихода приходится экономить. И в то же время элита никогда не имела столь высокого уровня потребления и возможностей влиять на власть и ее решения. В эти результаты внесли равный вклад и республиканцы, и демократы.

Не хлебом единым

Демографическая картина страны меняется на глазах. Согласно мультикультурной идеологии, соседство и слияние разных ценностей, традиций, норм обогащает нацию. Когда имигранты приходят с готовностью уважать старожилов, адаптироваться, и притом не в драматическом количестве, общество в состоянии справиться с испытанием. Другое дело, когда массы пришельцев с других берегов, с другими нравами и устоями приходят со своим уставом и требованиями, и поступаться принципами не намерены. Предвидеть взрыв антииммигрантских настроений на Западе было нетрудно. Политкорректная риторика не может одолеть жизненный опыт. Нельзя, живя в мегаполисе, где большинство жителей недавние иммигранты, не считаться с тем, что есть провинция, где настроения другие. Для нью-йоркцев, каждодневно видящих и слушающих новости об антитрамповских демонстрациях, трудно представить, что 57% американцев поддерживает указ президента об ограничении иммиграции из семи мусульманских стран.  Против указа всего 33% (данные Rasmussen poll) . В Аризоне члены местной милиции, потеряв надежду на власть, охраняют свои жилища от незваных гостей с армейским оружием в руках. Трамп - их президент.

За последние десятилетия обострились расовые конфликты. Нет действия без противодействия, и организация “Жизни черных что-то значат» активизировала, в свою очередь, движение белых националистов “Alt-right”. В ответ на перспективу стать белым меньшинством и утратить доминирующую роль возникли правоэкстремистские и нацистские группы. Ричард Спенсер, ведущий идеолог белого национализма, признает, что эскалация противостояния либералов и защитников прежнего миропорядка  “может привести к германскому фюреру”. “Daily Stormer”, популярный ныне вебсайт, прямой наследник нацистского “Der Sturmer”. Интернет заполнен расистскими, антисемитскими, гомофобскими, конспирологическими сайтами.

Евреи - за, евреи - против

Как всегда, любые политические катаклизмы обостряют “еврейский вопрос”. Среди американских евреев давно нет взаимопонимания, в головах хаос и смятение. Трудно разобраться, то ли Трамп окружен евреями и под их влиянием, то ли поощряет антисемитов и врагов Израиля.

Большинство американских евреев либералы, и они активно протестуют против любых действий президента. Только что состоялась большая демонстрация “реформистов” в Бэттери-парке против указа об ограничениии исламской иммиграции, где самой заметной была Анджела Бучдахи, главный раввин Центральной синагоги. Теперь в эту синагогу можно войти только через наряд полиции, секьюрити на каждом шагу. Когда я приехал в Нью-Йорк 22 года назад, не было никакого контроля. Американские евреи знают, что, согласно опросам, до 90% мусульман настроены антисемитски. Они знают о катастрофической статистике антисемитских актов в Европе и США. Решение 16 мусульманских стран не разрешать въезд евреям не вызвало ни протестов, ни  вопроса, почему бы этим странам не принять своих собратьев-беженцев, судьбой которых они озабочены.

Почти все ведущие еврейские организации осудили президентский указ об ограничении исламской иммиграции. Но Сионистская американская организация и ортодоксальные синагоги его поддержали. Деньги Сороса и его соратников евреев-либералов противостоят деньгам Адельсона и защитников традиций. Зятя Трампа, ортодоксального еврея Джареда Кушнера, проклинают раввины-либералы, а их коллеги ортодоксы надеются, что он наладит отношения США и Израиля. Кстати, предки Кушнера из России. Наш человек Борис Эпштейн, иммигрант-москвич, помощник Трампа, вызвал фурор в еврейской среде, поскольку он подготовил заявление Белого Дома ко Дню Холокоста, не упомянув евреев.

Можно еще упомянуть расхождения ашкенази и сефардов, “шварцен” (черных евреев) и белых, конфликты между и внутри хасидских сект... Приятно, как замечено в старом анекдоте, послушать антисемитов, убежденных, что все евреи заодно и помогают друг другу.

Примечательны настроения в русскоязычной общине. Она не была однородной и ранее: те, кто покинул Союз в свирепые годы диктатуры, были республиканцами, а волна иммигрантов горбачевско-ельцинских времен отдавала предпочтение демократам. Первых занимали принципы, идеология, вторых в первую очередь велфэр, фудстемпы, бесплатная медицина, субсидированное жилье. Сегодня тупиковый конфликт в общине – отношение к путинской России, к войне в Украине. Нет и близко партийного единства, 20 лет назад сторонников демократов было 70-80%, но настроения радикально изменились и до Трампа. “Наши” встревожены либеральным отношением к исламскому радикализму, обострением расовых конфликтов, ростом антисемитизма в стране и в мире. Пример Европы, живущей от акта террора до другого акта, бессильной защитить свои ценности и культуру против инородного нашествия, где полиция и медиа боятся мусульманского гнева и еврей не смеет носить кипу, убедительней мультикультурной риторики. “Наших” не утешить надеждами на перевоспитание добром и пресловутым плавильным котлом. Они видят вокруг совсем другое: подобие коммунальной кухни, где у каждой хозяйки свой, отдельный котел. 

Новости региона

Все новости