Мет-Бройер открыл ретроспективу художника Керри Джеймса Маршалла

Уроки для будущего

Недели три назад популярная пародийная телепередача Saturday Night Live пригласила Тома Хэнкса быть ведущим (в девятый раз!). Любимый киноактер начал с монолога и в своем «отцовском поучении» растерянной перед выборами нации среди прочих упомянул очевидный факт: Америка темнеет.  

Уроки для будущего
Керри Джеймс Маршалл. Без названия (Студия) 2014.

Да, еще несколько лет, и белые станут в стране меньшинством. Иные из них предлагают бороться с этим явлением при помощи вил, топоров, револьверов и стен. Другие предпочитают понять и принять. В качестве полезного урока советую отправиться на ретроспективу чикагского художника Керри Джеймса Маршалла. Она занимает два верхних этажа Мет-Бройера (старое здание музея Уитни) на Мэдисон авеню.

Чернокожий, улыбающийся, неброско одетый гигант (он присутствовал на открытии) – один из лучших, если не лучший сегодня живописец Америки. Вся история европейской живописи, от ренессансных мастеров и Буше до Малевича и абстрактных экспрессионистов, впитана им, освоена, переработана и брошена на многочисленные полотна, в которых нет... ни одного белого лица. Только черные и очень черные. И жизнь, которая смотрит с этих разных, изобретательных, наполненных деталями картин, –  это жизнь чернокожей Америки, непридуманная, хотя порой нарочито, с намеком, идеализированная, украшенная блестками, лентами, виньетками, словами и лозунгами. 

Выставка названа «Mastry» (от «Mastery»), и она – диалог и вызов классической европейской живописи, на которой Маршалл учился, при этом сразу отметив для себя, что чернокожих персонажей в ней непропорционально мало. Вот и создает уже много лет свой «контрархив» мировой живописи. Для пущей достоверности дополнив эту выставку (в одном из залов третьего этажа) группой картин мастеров прошлого и настоящего, выбранных им самим из постоянной коллекции Мет: они важны были для собственного становления,  они продолжают быть его собеседниками в этом диалоге, где художник отстаивает право на свою тему и свою интерпретацию. 

Он родился на еще сегрегированном американском юге, в Бирмингеме, штат Алабама, в 1955-м. Переезд родителей в Лос-Анджелес, когда ему было девять, совпал с расовыми волнениями и открытием в городе Музея современного искусства - двумя факторами, определившими путь, по которому он пойдет. Он начал ходить в музей, поступил в Otis Institute – лучшую художественную школу в Лос-Анджелесе, потом жил в Нью-Йорке, став резидентом гарлемского Studio Museum, и наконец «осел» в Южном Чикаго. После 35 лет в искусстве, после премии МакАртура в 1997 году, после того, как его картины начали выставляться в музеях и оцениваться на аукционах в миллионы долларов, он продолжает жить в том же самом доме в «черном» районе Чикаго, и ничего артистического (читай «претенциозного», «колоритного», выделяющего его в толпе) в его облике нет.

Среди 80 картин выставки – портреты (от реальных людей до выдуманных), коллажи, почти лубочные сценки в пейзаже, «картины в картинах», картины-символы, картины религиозные, картины исторические, ню, абстрактные полотна, даже серия в стиле комиксов. Все вместе напоминают: в течение столетий живопись проходила мимо огромного пласта жизни. И, как пишет один из критиков, эти картины «вскрывают, дезинфицируют и прочищают многовековые предубеждения с точностью самого передового хирурга».

Но это не просто идеология. Это еще и живописное мастерство, и игра воображения, и иногда – легкая улыбка (художник говорит: «Мои персонажи никогда не бывают смешны»). Выставка продлится до 29 января.

Новости региона

Все новости