«Finding Babel» выходит на экраны Америки

В поисках утраченного...

20.10.2016 в 10:53, просмотров: 891

Этот фильм, снятый в 2015 году американским режиссером Дэвидом Новаком и начинающий 28 октября американский прокат, уже прошел по нескольким кинофестивалям, получил первую премию на Московском фестивале еврейского кино и отличные рецензии повсюду, где его видели.

«Finding Babel» выходит на экраны Америки
«В поисках Бабеля». Кадр из фильма

«Finding Babel» («В поисках Бабеля») мало похож на традиционную документальную кинобиографию. Он не слишком углубляется в собственно биографические детали - такие, скажем, как литературные влияния и связи писателя или подробности его детства. Но полон деталями иного рода и за полтора часа ухитряется очень многое сказать о Бабеле-писателе и Бабеле-человеке, о его времени и его трагической судьбе. Трагической не только потому, что оборвалась арестом, пытками, неправедным судом и расстрелом, но и потому – и это главная тема фильма, – что, романтик и идеалист, он поверил, вместе с многими, слишком многими соотечественниками-интеллигентами, в революцию и, увы, очень скоро пережил крушение утопии, увидев кровавую, жестокую, дикую правду о революции и тех, кто ее делал.

Нас подводят к этой мысли фрагменты из «Конармии», из «Одесских рассказов», из дневника Бабеля, который он вел в 1920 году. Они, как рефрен, пронизывают фильм. В переводе на английский (его сделал профессор New School Вал Винокур, который появляется в фильме с коротким, но проницательным комментарием), на фоне виртуозно смонтированной череды старых кинокадров, сегодняшних пейзажей и таинственных, сюрреалистических образов. Очень помогает и точная по атмосфере музыка Лёвы (псевдоним композитора Льва Журбина), которую, кстати, монтировал сам режиссер Новак, поскольку кроме инженерного имеет еще серьезное музыкальное образование.

Тексты Бабеля читает - сдержанно, без пафоса и без «характерности» - Лев Шрайбер. В голосе одного из самых интеллигентных американских актеров лишь изредка - едва различимая горестная усмешка. Он не появляется в кадре. Он не играет Бабеля – он его читает. 

Но это, как я уже сказала, рефрен, скрепляющий форму фильма и проясняющий идею. Есть еще один – поразительные, бесценные фрагменты интервью с Антониной Пирожковой, вдовой писателя, снятого еще в 2000 году. Она скончается через десять лет в Сарасоте, штат Флорида, в возрасте 101 года.

Канва же у фильма очень личная: попытка внука Бабеля, Андрея Малаева-Бабеля, пройти по пути деда, увидеть места, где он жил и воевал, о которых писал и где был счастлив, страдал и погиб. Андрей Александрович говорит в фильме, что бабушка была очень дорогим и сильно повлиявшим на него человеком, и этот фильм, сценарий которого он написал, - дань и ее памяти.  

Дорога ведет авторов по следам «Конармии»: Волынь, Броды, разрушенное здание казарм, амбразуры в крепостной стене, старая синагога, около которой нежданно-негаданно встреченные туристы из Израиля говорят о том, как известен там Бабель... Конечно, Одесса, открытие памятника Бабелю, бывшая его квартира, в которой сегодня живет в пышном «дворцовом» стиле  городской функционер, впрочем, память о писателе почитающий. Мимолетно – Жванецкий: «Настоящие писатели не уезжали..».

Тему продолжает уже в Париже Марина Влади. Параллели с Высоцким: почему не остался? Ведь все было ясно... Бабель оказался в Париже в середине 30-х. Иллюзий не было. Выпустили повидаться с первой женой и трехлетней дочкой. Но конечно не только для этого: он был «лицом» нового строя. Честным, открытым, доброжелательным, светлым.

Один из самых важных, на мой взгляд, эпизодов – репетиция написанной им в то время пьесы «Мария», которая была немедленно и предсказуемо, если знать сюжет, запрещена. Но он не мог ее не написать. Репетицию ведет сам Андрей Малаев-Бабель, выпускник Щукинского училища, актер, режиссер, профессор одного из университетов Флориды, в 1997 - 2005 годах худрук Театра-студии имени К.С. Станиславского в Вашингтоне.

В фильме у него много собеседников: от главы Центра еврейской книги в Амхерсте и специалиста по еврейской литературе Аарона Ланского до поэта Евгения Евтушенко, от драматурга Леонида Зорина и журналиста Виталия Шенталинского до монаха брата Виктора из Екатерининского монастыря (бывшей Сухановской тюрьмы). Есть и те, встречи с которыми не планировались: охранники дачи в Переделкино, куда безуспешно пытается попасть Малаев-Бабель, чтобы увидеть место, где арестовали деда. Биографии обращены в прошлое. В фильме «В поисках Бабеля» в равной мере живет современность.