Иммигрант из России признан виновным в убийстве бойфренда своей бывшей подруги

Дело Отелло

Присяжные бруклинского отделения Верховного суда штата Нью-Йорк после длительных слушаний и трех дней совещания признали 50-летнего иммигранта-россиянина Михаила Черняева в умышленном убийстве бойфренда своей бывшей подруги, тоже иммигрантки из бывшего СССР.  

Дело Отелло

"Чисто из-за ревности человек бессмысленно лишился жизни, оставив двух несчастных дочек и маленького сына", - прокомментировал вердикт районный бруклинский прокурор Кеннет Томпсон и поблагодарил за проделанную работу своих следователей, детективов полиции и экспертов, которые "раскрыли это сложное дело и помогли призвать к ответу расчетливого убийцу". Обвинительный вердикт грозит Черняеву лишением свободы на срок от 25 лет до пожизненного.

Чарльз никогда не говорил Анне: "А ну давай"

За делом Михаила Черняева я слежу чуть ли не со дня его ареста 24 мая 2013 года. Помимо знакомства с судебными документами, мы с ним переписывались, беседовали по телефону, и несколько раз я озвучивал эти беседы на Дэвидзон-Радио. Обвиняли - и обвинили - Черняева в том, что утром 19 сентября 2012 года он пришел в квартиру Анны Лиозновой на втором этаже дома на Брайтон 8-й стрит в бруклинском районе Брайтон-Бич, застал там ее нового бойфренда, 56-летнего американца Чарльза Батлера, ударил его ножом в спину и задушил, а тело вынес черным ходом из дома, погрузил в свой вэн, сел на труп, отвез за 90 миль от Нью-Йорка и выбросил в проток водохранилища Delaware Water Gap у городка Порт-Джервис на границе штатов Нью-Йорк, Пенсильвания и Нью-Джерси. Частично объеденный местным зверьем и полуразложившийся труп Батлера случайно нашли через месяц и опознали по созданному на основании скелета облику, материалам ДНК и единственному обнаруженному отпечатку пальца.

Причастность Черняева к  смерти Батлера установили через семь месяцев, и на допросе сразу после ареста Михаил сознался в убийстве и под протокол и видеозапись подтвердил это детективу Константину Попадопулосу и помощнику районного прокурора. "Когда я вошел в дверь, то встретил мужчину, -  говорит Черняев в этой видеозаписи, которую показали присяжным. - Он стал говорить про Анну. Он видел меня в окно и ударил меня в живот, сказал, чтобы я оставил Анну в покое. Я оттолкнул его, и он ударился головой". Присяжным показали запись уличной видеокамеры,  где видно, как утром 19 сентября 2012 года он въезжает в своем вэне на парковку у дома Лиозновой после того, как она ушла на работу, ходит у дома, а также входит и выходит оттуда, в одном случае с магазинными мешками в руках.

Про "зарезать и задушить" Батлера в допросе ничего не сказано, но Черняев подтвердил, что отвез его тело в своем вэне, "скинул с обрыва, затем сел в мою машину, дал газа и поехал домой. Мне было нехорошо. Я пил много воды". Он также рассказал, что вытащил из мобильника убитого Батлера "сим-карту" и вставил ее в свой мобильник, с которого отправлял Лиозновой "эсэмэски" от имени Батлера, но по их текстам Анна заподозрила, что это не ее Чарльз. В одной "эсэмэске" было написано: "Мне срочно нужно уехать на три дня. Просто забудь меня". Выступившая в суде Анна Лиознова назвала это «очень странным» и пояснила, что Батлер никогда не называл ее "sweetie" ("сладкая") или "honey" ("детка"), не говорил "now do" ("а ну давай"), а "forget me" ("забудь меня") вообще не было в его словаре.

Мы жили по соседству, встречались просто так...

Черняев и Лиознова жили по соседству на Брайтон 8-й стрит, и у Михаила была жена, но Анна называла его мужем, хотя они не были расписаны. Известно, что она родила Черняеву сына, информацией о судьбе которого я не располагаю. Чарльз Батлер, разведенный владелец процветающей страховой компании и отец-одиночка трех взрослых детей, жил с ними во флоридском городке Лейк-Мэри. Батлер родился в Нью-Йорке, а во Флориде исправно вел бизнес и воспитывал детей, а когда они стали взрослыми, его потянуло на родину. Об отношениях Батлера с бывшей женой ничего не сообщается. В мобильнике Батлера сохранилась видеозапись, на которой он стоит на улице перед универмагом Bloomingdale's, показывает на него и говорит: «Я здесь на 60-й (стрит) и Третьей Авеню, и смотрите, что я обнаружил: все любят ‘Блуми’!». На другом видеоклипе Батлер ликующе поет: «Манхэттен, Манхэттен, город, который никогда не спит!». В новой жизни ему не хватало новой спутницы, и ею стала Анна Лиознова, с которой Батлер познакомился в Интернете.

«Я искала нормального американца, - со смехом сказала Лиознова в интервью репортеру компании ABC Channel-9 Кристоферу Хиту, - вот мы и нашли друг друга». Познакомившись виртуально, они стали встречаться, и вскоре их отношения стали серьезными настолько, что в середине сентября Чарльз Батлер уехал из Флориды в Нью-Йорк насовсем и встретил Анну. Их любовь была чистой и светлой, хотя Дон Саватта, первый адвокат Черняева, во вступительной речи заявил, что Михаил и Анна, у которых общий сын, «поддерживали интимные отношения и имели секс до и после убийства Батлера». 21 сентября 2012 года дети Батлера заявили, что он пропал, и примерно тогда же о пропаже Черняева заявила Анна Лиознова. В феврале 2013 года Молли, старшая дочь Батлера, в интервью флоридскому телеканалу WFTV-Channel 9 обвинила полицию Нью-Йорка в том, что ее отца не ищут, а он, скорее всего, убит.

"Крик души" из тюрьмы на Райкерс-Айленд

Связавшись со мной из городской тюрьмы Райкерс-Айленд в начале 2015 года, Михаил Черняев упорно доказывал, что не убивал Батлера. После нашего последнего телефонного разговора он прислал мне письмо с заявлением, адресованным «всем, кого это может заинтересовать». На четырех страницах рукописного и безукоризненного английского текста, который с его слов записал тюремный товарищ-американец, Михаил Черняев заявлял, что его ложно обвинили в преступлении, которого он не совершал. В этом письме Михаил повторил по-английски все сказанное мне раньше по-русски, добавив, что «попал под колеса поезда системы юстиции штата Нью-Йорк».

О детективах, которые допрашивали его в день ареста, Черняев написал, что они вынудили его сознаться. «Меня незаконно допрашивали больше двадцати часов, - пояснил он, а вернее, его просвещенный американский сокамерник, - хотя допрос дольше восьми часов считается пыткой. Это вопиющее нарушение моих прав человека. На двух видеозаписях моего допроса даны две разные версии моего предполагаемого преступления. Первая запись была сделана после двадцати часов допроса без перерывов. Вторая была сделана через десять часов после первой… Мое признание детективы записали своими словами и дали мне подписать. Я говорю по-русски, и мне умышленно не дали переводчика. Меня обманули обещанием условного наказания и освобождения, если я сознаюсь».

О ревности как мотиве убийства Батлера Михаил заявил, что у него есть доказательства, опровергающие это, но адвокат Саватта отказался представить их присяжным. «Я расстался со своей бывшей подругой за три года до убийства (Батлера), - написал Черняев. – И через два года женился, но ничего этого в суде не было». Это опровергало заявление Дона Саватта в суде об интимных отношениях Черняева и Лиозновой "до и после убийства" ее американского бойфренда. В заключение он написал, что приехал в Америку из России ради лучшей жизни, веря, что в этой стране «честная и справедливая система». Но если полиции позволено лгать, спросил Михаил, «то как невиновному доказать свою невиновность? Если судья кричит на стоящего перед ним подсудимого, то какие у того шансы на честность и справедливость?».

Выходит, что Черняева бес попутал

На допросе в полиции 24 сентября 2012 года Михаил Черняев признался в убийстве Чарльза Батлера и сообщил детективу Константину Попадопулосу, что в него вселился бес. После изгнания или добровольного ухода беса Михаил отказался от данных признательных показаний. Его обвинили в умышленном убийстве, он не признал себя виновным и пошел на суд присяжных. Свидетелей защиты не было, сам Черняев по настоянию адвоката показаний не давал, а обвинение подтверждали детективы полиции. В конце апреля 2015 года, когда присяжные уже удалились на совещание, Михаил согласился признать себя виновным в непредумышленном убийстве и получить за это до 20 лет лишения свободы. Приговор был назначен на 20 мая, но в этот день Черняев отказался от признания вины и потребовал новых слушаний с новым составом присяжных. Как написала присутствовавшая в суде репортер New York Post Лия Юсташевич, «говорящий по-русски (Черняев), который во время слушаний пользовался переводчиком, попросил судью провести новые слушания по-английски. «Можно мне сказать?» – несколько раз повторил судье Черняев, на что Нил Файртог хлопнул по столу рукой и крикнул: «Заткнитесь! ("Shut Up")». По поводу этого окрика Черняев в письме «всем, кого это может заинтересовать», заметил, что судья отказывал ему в любой просьбе, а тут «вышел из себя и закричал только потому, что я просил разрешения высказаться по праву, данному мне Первой поправкой к Конституции».

До этого Михаил отказался от платного адвоката Саватта, и его защищали Пол Либер, Роберт Блосснер и Ховард Вайсмассер, который в мае этого года сказал судье Файртогу, что "за новых адвокатов платят друзья подсудимого". В просьбе Черняеву было отказано, и после длительного перерыва, который просили его новые адвокаты для ознакомления с делом, слушания продолжились и завершились 29 сентября обвинительным вердиктом. Последний раз Михаил Черняев позвонил мне из бруклинской тюрьмы BKDC (Brooklyn Detention Complex) на Атлантик-авеню, куда его перевели после из тюрьмы Райкерс-Айленд. Михаил пояснил, что таково общее правило, поскольку в первой тюрьме он провел больше двух лет. Ротация. «Здесь сидят такие же, как я, - сказал он. - И опасные, и не опасные. Но условия похуже, - там я ходил в библиотеку каждый день, а здесь раз-два в неделю. И с Интернетом беда. И вообще организованность хуже». Если бы только это... Судья Файртог назначил оглашение приговора на  28 октября. 

Новости региона

Все новости