Наполеон тоже запрещал женщинам неподобающий костюм

Пляжный дресс-код и демократия

В ноябре 1805 года в Вашингтон прибыл посланец тунисского бея Сиди Солиман Меллимелли – первый дипломат мусульманского государства, ступивший на американскую землю.

Пляжный дресс-код и демократия

Принимали его с большим почетом. Из уважения к мусульманским обычаям президент Джефферсон изменил ради гостя обычное время обеда в Белом доме: по случаю Рамадана он состоялся после захода солнца.

И это несмотря на то, что США и Тунис находились в тот момент в состоянии войны.

Меллимелли провел в Вашингтоне полгода и стал звездой светского сезона. Именно тогда супруга госсекретаря Долли Мэдисон, исполнявшая при вдовце Джефферсоне обязанности первой леди, ввела женскую моду на тюрбаны. Она любила и умела одеваться и была законодательницей вашингтонских мод. Тюрбан стал ее любимым головным убором. Существует множество изображений, включая дагерротип, сделанный в преклонном возрасте, где она запечатлена в роскошных тюрбанах из бархата и шелка, украшенных перьями райских птиц и страуса.

Нечто подобное произошло в 1669 году в Париже. Ко двору Людовика XIV прибыл посол турецкого султана Мехмеда IV Солиман Ага с большой свитой. Короля раздражала чванливость посла. Он велел драматургу Мольеру и композитору Люлли сочинить комический балет, высмеивающий турецкие церемонии. Мольер и Люлли написали «Мещанина во дворянстве». Людовик хохотал до упаду.

Но сатира достигла обратного эффекта. Тurquerie – «туретчина» - стала во Франции, а за ней и во всей Европе популярным стилем и в обиходе, и в изящных искусствах, и в оперных сюжетах. Не говоря уже о кофе, с которым парижан познакомил именно Солиман Ага.

Прежде культурные различия не мешали, а легко перенимались и обогащали обе культуры. В традиционной одежде никто не видел вызов и враждебную идеологию. А вот теперь две страны смотрят на мусульманский дресс-код с совершенно противоположных позиций.

Когда города французской Ривьеры один за другим стали вводить запрет на мусульманский женский купальный костюм, эта мера вызвала бурную реакцию в американской прессе и блогосфере, особенно после публикации фото, на котором четверо вооруженных полицейских на пляже в Ницце требуют от мусульманки раздеться.

В США ни хиджаб, ни буркини никого не смущают и не удивляют. Не далее как третьего дня я насчитал вокруг себя четырех женщин в мусульманской одежде. Одна юная африканка в хиджабе бойко обслужила нас в итальянском кафе. Все, что ниже головы, у нее было точно такое же, как у любой американской девушки: майка с английской надписью, джинсы, кеды. Женщина в никабе убирала мусор на вокзале в Филадельфии. По кампусу Пенсильванского университета весело бежали две стройные студентки в разноцветных хиджабах и спортивных костюмах. Если бы не административный восторг французских мэров, я бы не обратил на них ни малейшего внимания.

Право на традиционный костюм защищено в Америке Первой поправкой к Конституции, гарантирующей свободу вероисповедания и свободу слова, понятие которой включает и манеру одеваться. Идеологические ограничения на внешний вид школьников отменены решением Верховного Суда США еще в 1969 году.

Суд рассмотрел тогда дело «Тинкер против школьного округа Де-Мойн». В декабре 1965 года четверо детей семьи Тинкеров в возрасте от восьми до пятнадцати лет пришли в школу столицы Айовы с траурным повязками на рукавах в знак поддержки призыва сенатора Роберта Кеннеди к рождественскому перемирию во Вьетнаме. Старшие брат и сестра отказались выполнить требование администрации снять повязки и были отстранены от занятий. Они не ходили в школу полмесяца, пока не кончился запланированный ими срок акции.

Родители опротестовали решение школьного совета в суде. Спустя четыре года дело добралось до высшей судебной инстанции США. Семью голосами против двух Верховный Суд постановил, что запрет на ношение тех или иных предметов одежды на территории школы должен быть конституционно мотивирован.

В 2002 году американка Султаана Фримен, урожденная Сандра Мишель Келлер, принявшая ислам в замужестве, вчинила иск штату Флорида, который потребовал от нее сфотографироваться на водительские права без никаба, полностью закрывающего лицо. После долгой судебной тяжбы в удовлетворении иска было отказано на уровне окружного апелляционного суда штата, а выше Фримен не пошла. Суд счел, что если фотографом будет женщина, это никак не ущемит религиозные права истицы.

Тем не менее в 15 штатах допускается отсутствие фото на водительских правах по религиозным мотивам.

Французская борьба с символами не имеет ничего общего ни с борьбой с терроризмом, ни с борьбой с порабощением женщины. Она скорее напоминает охоту на стиляг или борьбу с мини-юбками в Советском Союзе. Меня самого в отрочестве завуч не пускала в школу в расклешенных штанах и с длинными волосами. Проникся ли я после этого идеалами коммунистической морали? Скорее наоборот.

И вот еще какая смешная история. Оказывается, до февраля 2013 года женщинам во Франции было запрещено носить брюки. Француженки стали носить длинные штаны во время великой революции по примеру своих мужчин-санкюлотов.

Наполеон запретил ношение женщинами брюк через восемь дней после совершенного им государственного переворота 18 брюмера (9 ноября 1799 года). Женщина, желавшая носить брюки, должна была получить разрешение полиции. Именно это сделала в свое время Жорж Санд, носившая мужской костюм. Впоследствии в закон были внесены некоторые послабления: женщинам было разрешено заниматься в брюках велосипедным и конным спортом.

Закон оставался мертвой буквой и наконец был отменен. Комментируя это решение, министр по правам женщин Наджад Валло-Белкасем (урожденная марокканка и мусульманка, в настоящее время – министр национального образования) сказала, что закон несовместим с современным французским образом жизни.

Вот и теперь Государственный совет Франции не нашел конституционных оснований для запрета буркини. Да будет так.

Новости региона

Все новости