Как по-разному отмечается 75-летие Сергея Довлатова на двух континентах

«День Д» - в России. В Нью-Йорке - «День 0»?

Петербург бурлит. Кипит идеями и проектами. Город на Неве готовится отметить годовщину писателя, которого в советское время сначала не печатали, не пущали, а потом гнали, а в постсоветское время стали сильно любить, даже боготворить и покрывать хрестоматийным глянцем.

«День Д» - в России. В Нью-Йорке - «День 0»?
Нина Аловерт представляет фотографию Сергея Довлатова 1981 года: «Ресторан "Сокол", газета "Новый американец" празднует «юбилей» - первую годовщину существования газеты. Зал с трудом вместил более 900 гостей, многие приехали из других городов, настолько популярна была газета. В редакции шутили, что в следующий раз надо снять Мэдисон-Сквер-Гарден. Напомню, что газета Довлатова просуществовала два года. Публикуется впервые.

3 сентября, будь он жив, Сергей Донатович Довлатов отпраздновал бы 75-летие.

Питерец Лев Лурье, главный мотор предстоящих празднеств, остроумно называет славную дату «Днем Д». Если в оригинале так называлась высадка союзников в Нормандии, то в новой питерской интерпретации аналогию можно найти в высадке на брегах Невы двух посланцев города на Гудзоне. Это фотографы Марк Серман и Нина Аловерт, снимавшие много и хорошо Довлатова в его нью-йоркской жизни и привезшие с собой именные фотовыставки.

Выставка Марка Сермана называется «Довлатов в Нью-Йорке 80-х» и пройдет в отеле «Англетер».

Вот что о нем сообщают питерские устроители в соцсетях. Марк Серман окончил восточный факультет ЛГУ. Но забросил бирманский язык и стал работать на «Ленфильме» в операторской группе Дмитрия Долинина и Юрия Векслера. Был бригадиром осветителей и готовился стать оператором. С начала 70-х профессионально занимается фотографией. С Довлатовым общался еще в Ленинграде. Знакомство продолжилось в Нью-Йорке, где они оказались соседями по Квинсу.

На выставке в отеле «Англетер» будут представлены семейные фотографии автора «Заповедника», «Зоны» и «Компромисса» и Нью-Йорк 80-х годов.

«Каждый вечер со двора в квартиру Сермана доносился бархатный баритон Довлатова: «Марк, пойдёмте гулять». Теперь мы тоже сможем «погулять» с Марком Ильичом и Сергеем Донатовичем. Хотя бы так», - пишут организаторы «Дня Д».

Выставка Нины Аловерт «Довлатов. Нью-Йорк» пройдет в музея Эрарта. Читатели «ВНС» знают творчество Нины Аловерт, которая не только замечательный фотограф в области балета, где она действительно впереди планеты всей, но и, как пишет о ней Лурье, «дружила с Барышниковым и Нуреевым, в Нью-Йорке работала в газете “Новый американец”, которую редактировал Сергей Довлатов, автор ряда известнейших фотографий “позднего” Довлатова».

Кроме двух доблестных десантников из Нью-Йорка, Петербург отметит дату кинофестивалем фильмов про Довлатова, конференцией и круглым столом с участием Андрея Арьева, Татьяны Толстой, Якова Гордина, открытыми чтениями, экскурсией по довлатовским местам и многим другим.

Устроители обещают, что улица Рубинштейна, на которой жил писатель, на один день превратится в единое живое интерактивное пространство. На улице пройдут концерты, экскурсии, выставки паблик-арта. В конце праздника будет открыт временный памятник Сергею Донатовичу.

Юбилей Довлатова отметят и в Пушкинских Горах Псковской области, где он работал экскурсоводом. В честь юбилея с 23 по 25 сентября там состоится фестиваль «Заповедник». На него соберутся артисты, журналисты и поклонники творчества автора. А домик-развалюха, в котором писатель снимал комнату летом 1977 года, когда водил экскурсии по пушкинскому заповеднику «Михайловское», получил статус официального музея. И дополнил собой дом-музей Довлатова, который, как и прежде, стоит на своем законном месте в деревне Березино, которую писатель в повести «Заповедник» назвал Сосново.

Ну хорошо, это там, в далеком Питере. А что у нас, в Нью-Йорке? Ведь как-никак прожил здесь мистер Довлатов с 1978-го, года отъезда в вынужденную эмиграцию, до самой смерти, которая настигла его в августе 1990 года в возрасте 48 лет. В июне в арт-клубе Грамерси Русско-Американский фонд (RAF) организовал блестящую выставку «Третья волна и «Новый американец»: русская культура в Нью-Йорке», где, конечно же, фигура Довлатова занимала большое место. Но что сейчас, к 75-летию?

Я позвонил вдове писателя Елене ДОВЛАТОВОЙ, живущей в Квинсе.

- Лена, вам известно что-либо о планируемых акциях к юбилею?

- Один из местных журналов готовит публикацию к этой дате. Насколько я знаю, никаких мероприятий не предполагается.

- Наверное, вы бы знали?

- Конечно. Но я сама ничего не могу организовывать. Я не считаю это возможным для себя. Я знаю, что Нина Аловерт и Марк Серман летят в Россию.

- А вы не летите?

- Нет, мы не летим. Я побаиваюсь после последнего раза (смеется).

- А что случилось?

- Мы с Катей (дочь Елены и Сергея Довлатовых. – О.С.) были приглашены на «Ленфильм», где Алексей Герман-младший готовится к съемкам фильма о Сереже. Там так устроена бытовая жизнь, что я, например, в здании студии попала ногой в дыру и упала. Потом в Москве, буквально накануне отлета домой, пошла на концерт в Зал Чайковского. И упала в вестибюле, очень неудачно. Чрезвертельный перелом бедра. Меня заковали в железо. Сейчас стараюсь ходить без палочки. Хирург сказал, что заживление займет 18 месяцев. Произошли эти неприятности в начале года - зима, холода, в России очень везде скользко, Катя чудом ничего не сломала себе, тоже падала. Самый неприятный период – послеоперационный период в больнице. Это было ужасно. Так что воспоминания о последнем визите не самые хорошие.

- Размах юбилейных торжеств в России какие вызывает у вас чувства?

- Хорошие, конечно. Я благодарна. Ну есть некоторая эстрадность, опереточность, повышенный интерес к бытовой стороне жизни Сережи.

- Может быть, это мода?

- Я не знаю, мода ли это. Скорее это проявление настоящей, большой популярности и любви.

- Вернемся в Нью-Йорк. Памятную табличку на ваш дом повесили?

- Да нет же! Дом, вернее, даже весь наш квартал обнесен лесами, третий год идет долгий ремонт, так что памятную доску некуда вешать. Хорошо, хоть улицу Довлатова открыли два года назад, 7 сентября. Этот указатель, Sergei Dovlatov Way, установлен на углу 108-й и 63 драйв. Было много народу, мы с сенатором дергали за веревочку, снимали чехол.

- А экскурсии по Нью-Йорку Довлатова кто-то проводит?

- Кто-то проводит частным порядком. Меня однажды позвали, когда не могли найти его могилу на кладбище Маунт-Хеброн. Туда много людей приходит. Памятник весь покрыт камушками.

- Ну да, кладбище же еврейское...

- Да, какое же еще? Хотя Сережа тяготел к православию, хотя и не был крещен. Мать православная, я тоже, между прочим. Сын у нас тоже православный. Где купили место, там он и лежит. Для меня главное, чтобы недалеко было ездить. Мы часто там бываем с дочерью, ухаживаем, сажаем на могиле цветы в горшках.

- Это уже какое-то очень либеральное еврейское кладбище, вроде бы там цветы не положены...

- Там очень много хоронят выходцев из бывшего Советского Союза. Уже столько наших лежит, что они закрывают глаза на разные вольности.

Новости региона

Все новости