Новый документальный фильм к 500-летию со дня смерти Иеронима Босха

«Это всегда ад и чуть-чуть рая»

Готовясь к годовщине смерти одного из самых странных, оригинальных и популярных художников в истории, Музей Северного Брабанта в родном городе Босха с причудливым названием 's-Hertogenbosch, которое ныне сократили до короткого Ден Бош (в Голландии имя художника произносят как Бош), решил подготовить выставку его работ. Босх провел в этом городе почти всю жизнь. Но ни одной его картины там нет.

«Это всегда ад и чуть-чуть рая»

Работ Босха вообще сохранилось немного: 25 картин и чуть меньше рисунков. Что-то, в том числе знаменитый триптих «Сад земных наслаждений», находится в мадридском Прадо (этот музей организовал в 2016 году свою юбилейную выставку Босха). Что-то – в Венецианской Академии, в Лувре, в Вашингтонской Национальной галерее...

Как собрать их воедино? Способны ли они к переезду? Действительно ли написаны рукой Босха?    

И голландские эксперты и историки искусства, участники специально созданного проекта по изучению и реставрации Босха, отправляются в путешествие. Не только как просители, но в первую очередь как исследователи, пытающиеся разгадать Босха, секреты его техники и его фантастических образов, может быть, его характера и жизни, о которой сравнительно мало что известно, но главным образом - его творческого процесса. Одна из их главных задач – проверить аутентичность того, что приписывают Босху, возможно - найти другие его работы, доказать, где работала рука Босха, а где – его ученики или родственники (в конце концов, художниками были десять членов его семейства).

С голландской методичностью и дипломатической сдержанностью, вооруженные новейшей технологией,  они вглядываются в детали полотен, анализируют их странные образы, перебирают архивы, сравнивают красочный слой со скрытым под ним рисунком, беседуют с кураторами и директорами, снимают слои вековой грязи и подсчитывают кольца на дереве дубовых панелей (он писал, как правило, маслом на дереве), стараясь выяснить год создания. Босх, как известно, дат не оставлял, а те подписи, что обнаружены на некоторых его картинах, не всегда аутентичны, и, учитывая его прижизненную популярность, у него нашлось немало копиистов и подражателей.  

Путешествие длилось девять лет, привело ко многим открытиям, к феноменальной по сложности реставрации нескольких работ, к атрибуции картины Босха «Искушение Св. Антония», хранящейся в Канзас-Сити, штат Миссури, как подлинника, к изданию подробнейшей тысячестраничной монографии и к организации в Музее Северного Брабанта самой большой выставки Босха. Организаторы сумели собрать на ней 20 живописных работ мастера и 19 рисунков, хотя музей Прадо отказался дать на нее свой «Сад земных наслаждений» - триптих 400 лет не покидал Испании.

Главные проблемы и этапы этого огромного и трудного «странствия к Босху» мы видим в фильме «Иеронимус Босх. Вдохновленный дьяволом» (Hieronymus Bosch: Touched by the Devil), созданном продюсером и режиссером Питером ван Хёйсте.

Фильм не следует ни хронологии жизни художника, ни хронологии его исследований. Не надейтесь, что вы получите в нем все ответы на загадки Босха. Эксперты до сих пор спорят о смысле и происхождении тех или иных его образов: где кончается иллюстрация традиционных для позднего средневековья религиозных верований и моральных поучений и начинается эта неописуемая игра воображения, есть ли ирония в интерпретации художником притч и сказок своего времени или все это – просто честный и точный визуальный «пересказ»?

Но зритель может вместе с экспертами рассмотреть фрагменты и детали, часто неразличимые за музейным оградительным стеклом, задуматься над их значением, оценить изобретательность мастера.

Камера возвращается к повторяющимся у Босха образам: сова, пожар (в детстве Босх пережил гигантский разрушительный пожар в своем городе). В другом эпизоде – интереснейший анализ картины-притчи «Скупой и смерть», с напоминанием о забытых ныне средневековых представлениях.

Отдельная тема – взаимоотношения с иностранными музеями. Куратор Прадо широко улыбается нидерландским гостям, но строит им всевозможные препоны и отказывается принять разработанную ими рациональную и четкую систему атрибуции (как потом оказывается, не зря: авторство одного из шедевров Босха в Прадо ныне поставлено под сомнение).

Глава венецианской Академии торгуется: триптих «Распятие Св. Юлии» одолжить в музей Ден Боша нельзя без реставрации, а она стоит больших денег, которых нет. Гости согласны, картина очищена (на что уходит несколько лет!), и вдруг из Венеции приходит отказ. Значит, опять звонки, письма, переговоры. Это уже не только о Босхе, но и о музейной жизни и той ее стороне, что скрыта от публики. И когда в конце фильма мы вместе с экспертами смотрим на «Видение загробной жизни», где рядом с подробными картинками ждущего грешников ада светится непропорционально маленькое пятно туннеля, куда ангелы несут всего нескольких праведников, и слышим слова «это всегда ад и чуть-чуть рая», то кажется, что они относятся не только к гениальным видениям Босха. 

Новости региона

Все новости