Фотограф Нина Аловерт и ее «Легенды русского балета»

Алхимия кадра

Никогда не видел этой фотографии, на которой Ирина Колпакова танцует с Михаилом Барышниковым.

Алхимия кадра
Диана Вишнева и Нина Аловерт. Фото автора.

Это «Сотворение мира», Кировский театр, Ленинград, далекий 1971 год. Изумительная пластика, одухотворенные лица, смелая игра света и тени. Фото, конечно, блистательное, и, между прочим, оба легендарных фигуранта, ныне жители здешних краев, могут получить щепотку ностальгии, придя на выставку фотографических работ Нины Аловерт, посвященных русскому балету.     

Выставка «Легенды русского балета» открылась при большом стечении публики в Национальном арт-клубе в Грамерси-Парке в рамках 14-го ежегодного «Месяца русского наследия» (Russian Heritage Month).

Кураторами выставки, которая продлится до 25 июня, выступили Марина Ковалева, президент Русско-Американского Фонда (RAF), и Мэтью Дратт, искусствовед и эссеист.

Гранд-галерея клуба, одного из самых респектабельных культурных центров Нью-Йорка, стала на эти дни уникальной выставкой достижений русского балета. Достаточно назвать некоторые имена из тех, кто запечатлен камерой Нины Аловерт, – помимо упомянутых выше, это Майя Плисецкая, Полина Семенова, Диана Вишнева, Александр Годунов, Наташа Макарова, Ульяна Лопаткина, Владимир Малахов, Андрис Лиепа, Юлия Махалина, Николай Цискаридзе, Ирина Дворовенко, Максим Белоцерковский, Светлана Захарова, Денис Родкин и многие, многие другие. Я специально высыпал горстью эти звездные имена, не выстраивая хронологии и не придерживаясь табели о рангах. Для автора они все, очевидно, равно дороги и интересны.

Творчество Нины Аловерт уникально тем, что она преуспела в своей сложной профессии на двух берегах. Добилась успехов в России (тогда в СССР), где она, ленинградка, закончила ЛГУ, работала в ленинградских театрах, стала фотолетописцем Кировского и Большого театров, где ее фотографии украшали многие книги и брошюры о балете.

В 1977 году она эмигрировала в США, где стала работать фотографом-фрилэнсером и балетным критиком в нескольких ведущих изданиях, в том числе в журналах Dance Magazine и Ballet Review, а также в наших эмигрантских изданиях «Новое русское слово» и «Новый американец», ныне усопших.

То, что делает со своими «моделями» фотограф Нина Аловерт, это не просто «запечатленные мгновения» спектаклей, выдающихся и не очень. Как замечает во вступительной статье каталога выставки Мэтью Дратт, ей удается непостижимым образом передать праздничную воздушность, легкость танца, и, одновременно, невидимую часть айсберга – титанические физические усилия, которые предшествуют каждому спектаклю.

Почему же неявное становится явным, и почему камера Аловерт видит то, что не видят другие? Конечно, очень важно, что она всегда добивалась «беспрецедентного доступа» (формулировка Дратта) к своим героям. И на репетициях тоже. Глубокое погружение в профессиональную кухню балета дает фотографу ценнейший опыт. Как почти всегда, алхимия искусства опирается на эмпирический фундамент. Как пишет Мэтью Дратт, «Нина Аловерт, безусловно, самый значительный фотограф в мире балета». С этим утверждением трудно не согласиться.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру