Берни Сандерс – чужой среди своих

Не шейте вы, евреи, ливреи

Берни Сандерс не будет президентом США, но он оставит заметный след в истории страны. Не только как радикал с социалистической программой, претендент без поддержки партии, но и как первый еврей, достигший столь заметного успеха в хождении в высшую власть и вызвавший резко негативную реакцию в еврейской общине США и в Израиле.

Не шейте вы, евреи, ливреи

Скажи мне, кто твой друг

Сионистская организация Америки была шокирована тем, что президентский кандидат Берни Сандерс избрал в качестве делегатов для разработки платформы Демократической партии фигуры известных критиков и ненавистников Израиля: профессоров Корнела Веста, Джеймса Зогби, президента Арабо-американского института, и Кейта Эллисона, первого мусульманского члена Конгресса.

Критическую оценку решению претендента дали многие еврейские организации, а в Израиле Сандерс уже давно помещен в категорию “евреев-самоненавистников” и “полезных идиотов”.

Корнел Вест, афроамериканец, профессор Гарварда и Принстона, популярный автор, активно поддерживает академический и экономический бойкот Израиля. Он считает Газу “концлагерем”, политику Израиля “безобразной, злобной, жестокой”, обвиняет Нетаниягу в военных преступлениях. Я много раз слушал Веста, он огнедышащий обличитель, яркий оратор. Но читая его, понимаешь – он общинный активист со стандартным набором риторики.

Зогби обвиняет Израиль в Холокосте против палестинцев, сравнивает еврейское государство с нацистской Германией, разоблачает еврейское лобби. Конгрессмен Элиссон возлагает равную ответственность на Израиль и террористов. Выбор Сандерса по-своему логичен. Он не впервые говорит об “израильской оккупации” и праве палестинцев на землю и государство. В некоторых изданиях выбор Сандерса связали с назначением Либермана, чуждого миротворческих иллюзий, на пост министра обороны Израиля: израильское правительство правеет, нужен американский противовес.

Но, полагаю, эффект будет обратным - израильтяне еще больше почувствуют, что полагаться не на кого, психология осажденной крепости укрепится.

Сандерс развернул атаку на председателя Демпартии Дебби Вассерман Шульц. Шульц голосовала за обамовский ядерный договор с Ираном, который Израиль и большинство евреев США считают катастрофой. Но в глазах Сандерса она - истеблишмент, противник преобразований, за которые он сражается.

Есть и личные мотивы. Партийная машина демократов поддерживает Хиллари и противодействует ему. Хиллари ничего не предложит Сандерсу, как Обама - Хиллари, а на будущее надеяться не приходится, ведь Берни уже 74 года. Согласно опросу телеканала CBS, четверть сторонников Сандерса не будут поддерживать Клинтон - она для них друг Уолл-стрита. Часть проголосует за Трампа – ведь он, пусть и с натяжкой, олицетворяет анти-истеблишмент. И еще большее число избирателей не будут вообще голосовать: “Чума на оба ваших дома”.

Следует подчеркнуть, что главная сила, обеспечившая поддержку Сандерсу, вовсе не привлекательность социализма, в Америке шансов не имеющего, а резкое недовольство всевластием финансовой олигархии, потерявшей чувство реальности в раздираемых противоречиями стране и мире.

Другой фактор - усиление в стране ультраправых настроений, ведь при этом Сандерс воспринимается как спасительная левая альтернатива. Будущее не сулит гармонии, коллизии между преемниками Трампа и Сандерса, между новыми левыми и новыми правыми будут, скорее всего, диалогом глухонемых, и те и другие уйдут еще дальше в популизм и экстремизм.

Многие наблюдатели считают, что Сандерс решил потратить последнюю фазу кампании для того, чтобы донести обществу свои идеи. Ведь клинтонизм - это сохранение при малой косметике власти все того же истеблишмента, ненавистного Сандерсу. Возможно, и сам Берни, бунтарь, нонконформист, скорее проголосует за хулигана Трампа, взорвавшего партийную рутину и политкорректность, чем за Хиллари, - уж с ней ему точно не по пути.

На фоне нынешних политических катаклизмов вырос рейтинг Обамы. Многие пророчили, что он уйдет в историю как один из худших президентов, но все познается в сравнении.

Не поступиться принципами

Сандерс - потомок евреев, иммигрантов из России и Польши, многие его родственники погибли в Холокосте. Семья была небогатой, родители умерли рано. Сандерс учился в Бруклин- колледже и Чикагском университете, но его больше интересовали не лекции и семинары, а реальная жизнь страны. В те годы было предостаточно антисемитских ограничений, но Сандерс вошел с головой в борьбу за права афроамериканцев. “Мы не потерпим ситуации, когда негры и белые студенты не могут жить вместе в университетском общежитии”, - заявил Сандерс и организовал первую в чикагской истории сидячую забастовку. Он протестовал против полицейского насилия и дождался суда за сопротивление аресту. В Интернете популярна фотография: полицейские тащат Берни в машину. Он участвовал в протестах против Вьетнамской войны и сегрегации в школах, в марше на Вашингтон, где Мартин Лютер Кинг произнес: “У меня есть мечта”.

В те годы была заметна его роль в Конгрессе расового равенства (СОRЕ). Я много раз беседовал с президентом СОRЕ Роем Иннесом, работавшим с Сандерсом. В публичных выступлениях Рой часто напоминал об участии евреев в борьбе за права афроамериканцев. Но помню наш разговор, когда Рой сетовал, как много в правительстве евреев и мало черных.

В 1963 году Сандерс и его первая жена работали волонтерами в киббуце, помогая строить израильский вариант социализма. С нынешней женой после свадьбы он отправился в Советский Союз. Сандерс считает себя секулярным евреем. Когда Сандерс был избран мэром Бурлингтона, города в Вермонте, он пригласил Ноама Хомского - известного философа и лингвиста, критика США и Израиля, представить городу и миру свои взгляды.

В 1990 году Сандерс был избран в Конгресс США. Он самый «долговременный» независимый конгрессмен в американской истории. Хотя в 2015 году он стал членом Демократической партии, Сандерс резко критикует обе партии за служение богатым. В 2010 году Сандерс выступил в Сенате с девятичасовой речью, обличая налоговые поблажки богатым. Он был противником вторжения в Ирак и “Акта о патриотизме”.

Начав президентскую кампанию, он заявил: “Я не верю, что мужчины и женщины, которые защищали американскую демократию, сражались, чтобы политический процесс принадлежал миллиардерам”. Средний взнос его сторонников - 27 долларов, олигархам он не служит. Но ему еще более важно доказать, что он независим от еврейского влияния.

Полезные евреи

Дилемма Сандерса не нова. Евреи порой дослуживались до высоких чинов, играли важную роль в правительствах. Обычно это требовало формального отказа от веры предков, но и в новое время они стремятся не подчеркивать родовую принадлежность. На этих условиях даже антисемитские правители терпели “полезных евреев” в своем окружении. Самый приметный после Христа еврей-отступник – Карл Маркс. Его работа “К еврейскому вопросу” часто цитировалась антисемитами. Дедушка Ленина, еврей-выкрест Бланк писал властям о вредоносности хасидов для народной нравственности. Троцкий говорил евреям, просившим о заступничестве: “Я не еврей, я большевик”. Еврей мог работать в карательных органах, в номенклатуре, но при этом обязательным условием было особое рвение в борьбе с “еврейским национализмом”. Подчиненные железному наркому Кагановичу евреи чувствовали больше присмотра и давления, чем в других ведомствах. Статистика Солженицына не всегда достоверна, но, по его утверждению, в создании ГУЛАГа евреи сыграли заметную роль.

Ныне в России, похоже, нет государственного антисемитизма. Горбачев, Ельцин, Путин, Медведев - без этого комплекса, но евреи в элите все же не забывают правила игры. Еврейские олигархи крестятся, становятся меценатами православия и народности, еврейские деятели культуры, религиозные лидеры преисполнены любви и благодарности к Путину. “Сын юриста” Жириновский – квазирусский патриот, бегущий впереди Зюганова и Проханова. Свободоборец Владимир Познер может себе позволить больше других, но не упустит случая показать, что еврейство для него ничего не значит. В своем недавнем фильме он представил Израиль так, что в симпатиях его не заподозришь.

В Америке свободы быть евреем больше, чем где бы то ни было в диаспоре, но и здесь приходится слышать о двойной лояльности, о еврейском лобби, которое служит Израилю. Сорос тратит миллиарды по всему белу свету, кроме Израиля, он спонсор антиизраильской организации JStreet, но его мировая репутация - агент сионизма.

В большой политике на двух стульях трудно усидеть. Великий дипломат Киссинджер, когда говорил с президентом и Конгрессом об Израиле, чутко следил за тем, чтобы его не заподозрили в национальных симпатиях. Помню митинг на Таймс-сквер против иранской сделки, где главным докладчиком был сенатор-еврей Чак Шумер. Демонстранты несли плакаты, скандировали, требуя от него остановить договор. Шумер крутился, как уж на сковородке, он относится к безопасности Израиля серьезно, но поддержал Обаму. Среди еврейских интеллектуалов критиковать Израиль и симпатизировать палестинцам - нормативное явление. Полагаю, Майкл Блумберг достойней любого из нынешних претендентов, но и при его заслугах и деньгах он понимает, что президентство не для него, “маленького еврея”.

И Сандерс оказался перед дилеммой “быть или не быть”. Быть евреем, пытающимся по библейскому завету улучшить мир, или позиционировать себя в качестве защитника всех обиженных и угнетенных, кроме евреев. Он сделал выбор. Но пока еще никому, хоть с каплей еврейской крови, не удавалось одолеть подозрение в двойной игре, в том, что любая интернациональная риторика лишь часть сионистского заговора по захвату власти в стране и в мире.

Александр Галич писал: “Ой, не шейте вы, евреи, ливреи... не сидеть вам ни в Синоде, ни в Сенате”. Либеральная демократия позволила одолеть сенатский рубеж, порой шагнуть и выше во власть, но за пределы роли “полезный еврей” выйти пока не удалось. Сандерс - не исключение.

Новости региона

Все новости