Американский мошенник-одессит стал крымским банкиром

Как шустрить под прикрытием

С неделю назад новостное издание Bloomberg опубликовало статью российских журналисток Евгении Письменной и Ирины Резник (обе они обозреватели газеты “Ведомости”) “Афера с налогами, тюремные сроки не преграда богачам в Крыму (Tax fraud, jail terms no barrier to riches in Crimea).

Как шустрить под прикрытием

Через пару дней русский текст этой статьи появился на сайте организации “Открытая Россия” (openrussia.org), которую возглавляет Михаил Ходорковский, а в совет директоров входят Генри Киссинджер и Джейкоб Ротшильд. Со ссылкой на Bloomberg по-русски статья называлась “Как бывший мошенник, осужденный в США, стал процветающим банкиром в Крыму”. Речь там шла о личности действительно незаурядной - 50-летнем одессите Евгении Владимировиче Двоскине, урожденном Слуцкере, он же Слускер, Альтман, Шустер, Козин, Лозин, еще несколько фамилий, а также две клички - в Америке “Женя Жирный” и в России “Чиграш”. 

По обе стороны океана Слускер-Двоскин попеременно был то обвиняемым, то потерпевшим, а российские журналистки встретились с ним в симферопольском офисе его Генбанка. Банк Двоскина открыл свое первое отделение в двух шагах от здания регионального правительства в Симферополе в 2014 году, через две недели после захвата Россией украинского полуострова Крым. Сейчас у банка 175 отделений, в регионе он стал вторым по величине. В начале этого года финансовый регулятор одобрил докапитализацию банка на 1,4 млрд рублей ($20 млн).

И еще один признак его выдающегося положения: в декабре США включили Генбанк в список российских предприятий, против которых введены санкции за «деятельность на оккупированной территории». Кабинет крещеного еврея Двоскина был “ украшен православными иконами и фотографией президента Владимира Путина с зажженной свечкой в руке”, а в интервью Евгений Владимирович сказал, что «в Крыму есть возможности, которых нет больше нигде в России, а он оказался там вскоре после российского захвата по чистому совпадению, и исторические события вызвали у него такой энтузиазм, что он остался и возглавил быстро растущий банк”.

Женя Жирный, как “Жертва № 4”

Похождения Двоскина в России могли бы стать сюжетом многосерийного триллера, но я остановлюсь на его жизни в США, с которой знаком лучше. В Нью-Йорк из Одессы он иммигрировал с матерью в 1977 году, когда ему было 11 лет, и из Жени стал Юджином, а для своих Женей Жирным, владельцем небольшого магазина на Брайтоне.  

Как сказал мне один свидетель похождений Двоскина-Слускера, «Жирный зарабатывал, крутился, выкручивался, шустрил и делал многое другое». Потерпевшим, а точнее “Жертвой № 4” он стал, якобы пострадав от криминального авторитета Мони Эльсона. «В 1992 году, - рассказал мне Эльсон много лет назад по телефону из тюрьмы, - меня арестовали по обвинению в киднэпинге. Будто я сказал одному типу с Брайтона, что если он не возьмет меня в партнеры, то я убью его вместе с женой. В нынешнем обвинении он у меня проходит как ‘жертва № 4’. Так он не жертва вымогательства, а жертва аборта, правда, не знаю под каким номером. С меня потом сняли все обвинения, а двое, что были со мной, отсидели по 20 дней в тюрьме. Хорош сговор?” Этой жертвой был Юджин Слускер.

Эльсон пояснил, что ему позвонил знакомый по Брайтону и попросил разобраться с хозяином соседнего магазина Женей Жирным, который “совсем обнаглел, кидает мусор, издевается и говорит, что его родственник - полковник не то в полиции, не то в милиции. Я пошел к тому, вызвал его из магазина и говорю: что ты хочешь от него, оставь его в покое, а то я тебе башку развалю. Вот и все. А весь киднэпинг в том, что я попросил его выйти из магазина. Вечером прохожу мимо этого магазина, и как тут на меня налетят! Группа захвата из отдела борьбы с организованной преступностью, с собаками, автоматами, базуками. Повалили на землю, приставили к голове стволы...»

Джин Шустер “шустрил” под разными фамилиями

В молодости Юджина Слускера, а в будущем Шустера, арестовали за угон “желтого такси”, но затем он “шустрил” под разными фамилиями и в основном с горючим, в ту лихую пору основным видом наживы русскоязычного криминалитета Америки. В 1991 году 25-летнего Слускера арестовали в Калифорнии и приговорили к небольшому, уже отбытому сроку лишения свободы, к трем годам надзора и штрафу. В 1994 году его забрали за уклонение от акцизного налога на солярку в Огайо, освободили под залог и снова арестовали в 1995 году в Нью-Йорке за неявку на оглашение приговора. Слускера вернули в Огайо и приговорили к 27 месяцам федеральной тюрьмы. В 2000 году Женю Жирного арестовали в Бруклине за поддельный канадский паспорт, но не посадили, а в том же году передали иммиграционным властям для депортации в Украину, поскольку со дня приезда в США американским гражданином он так и не стал. Вернувшись в 2001 году на Украину, Слускер в Одессе сделал себе российский паспорт на фамилию бабушки Двоскиной и перебрался в Москву. Там, как считают в российских МВД и ФСБ, он вступил в группировку Джумбера Элбакидзе, специализировавшуюся на крупных операциях по обналичиванию денежных средств. В свое время в Москве мне удалось получить доступ к нескольким документам, и вот справка Следственного комитета при МВД РФ по уголовному делу № 248103: «...в настоящее время на территории Москвы сложилось крупнейшее преступное сообщество по совершению преступлений в финансовой сфере. Им руководят - Мазин Иван Гаврилович (гр-н РФ, кличка ‘Ваня’)... и  Слускер (Двоскин) Е.В. (‘Чиграш’, лицо без гражданства, находится в России по поддельному паспорту, неоднократно судим в США, разыскивается ФБР за ряд тяжких преступлений, в том числе по двум убийствам,.. со стороны ФСБ РФ прикрывается...» (тут в предоставленной мне копии справки оказался пробел вымаранной фамилии куратора Жени Жирного по линии ФСБ).

В 2003 году, когда Слускер уже был в России с поддельным паспортом Двоскина, в бруклинском федеральном суде его под именем “Джин Шустер” заочно обвинили по делу очередной «бойлерной» - аферы с грошовыми акциями, цена которых искусственно взвинчивалась. Суд выдал ордер на его арест, ФБР обратилось в Интерпол, и в июле 2008 года российского гражданина Двоскина арестовали в Монако.

“В Монако приняли Женю Жирного, Слускера, - сказал мне тогда один нью-йоркский криминальный авторитет. - Это не просто мусор, он обермусор. Сейчас многие здешние, с кем он зарабатывал, крутился, выкручивался, шустрил и делал многое другое, не спят и чувствуют себя не очень в безопасности. Карузо по сравнению с ним - не певец. В общем, жди современного разворота многих забытых для обывателей событий».

Надо сказать, что по ходу федеральных судебных дел с участием Слускера в качестве подсудимого его адвокаты и он сам не раз отмечали эту гражданскую черту его характера. На суде в Огайо стало известно, что Слускер похвастался своему инспектору по надзору, будто тайно сотрудничает с ФБР, но там это опровергли. От уголовных обвинений в Нью-Йорке Двоскина-Слускера-Шустера защищал известный адвокат-криминалист Джеральд Шаргел, а защищать его от депортации из Монако в Нью-Йорк он пригласил русскоязычного адвоката Бориса Паланта. С помощью Паланта через месяц отсидки в монакской тюрьме Женя Жирный благополучно вернулся в Москву.

Жизнь в Москве под прикрытием ФСБ

В апреле 2009 года стало известно, что в Москву должна была прибыть с рабочим визитом большая группа сотрудников ФБР. Сообщалось, что агенты Бюро встретятся с коллегами из российского МВД и обсудят возможность совместных расследований в отношении одного «вора в законе» и трех бизнесменов, одним из которых был Евгений Двоскин. Группа в Москву не попала, так как в последний момент им не дали въездные визы. Как пояснил мне тогда компетентный московский источник, коса российского МВД нашла на камень ФСБ, которая прикрывала Евгения Владимировича. «Двоскин свободно разъезжал по Москве, хотя прокуратура давала ордер на его арест, а ФБР представило для этого все материалы, - сказал мой собеседник. - МВД пыталось его задержать, но его почему-то не задержали. Зато сотрудники, которые его разрабатывали, были арестованы».

Другой московский источник рассказал, что для безопасности Слускеру-Двоскину якобы выделили в гараже ФСБ оперативный «реанимобиль» скорой помощи с сиреной и мигалками, в котором его отрывали от «наружки» МВД. В разговоре со мной по телефону Слускер-Двоскин заявил, что ни в чем не виноват, а против него плетут интриги враждующие между собой чины в погонах с большими звездами.

Российские приключения Слускера-Двоскигна не уступают американским, и в недавнем интервью российским журналисткам уже в Крыму он подтвердил, что “только защита, предоставленная ФСБ, помогла ему уйти от обвинений в вымогательстве в Москве”.

Евгений Владимирович скромно сказал, что был знаком с покойным вором в законе Вячеславом Иваньковым по кличке Япончик, хотя раньше называл себя его ближайшим другом и чуть ли не родственником. “Русскую мафию” он назвал мифом, придуманным американскими правоохранительными органами, а о себе сказал: “Конечно, я не ангел. Я знаю, как отмывать деньги, и это невозможно делать с помощью своего банковского счета».

Новости региона

Все новости