Нарушил ли Франциск заповедь Христа?

Папа против Трампа

Папа Франциск оказывает непозволительное давление на американских избирателей. Беспрецедентное вмешательство Святого Престола в президентскую кампанию. Понтифик нарушает правило Христа «кесарю – кесарево, Богу – Богово».

Папа против Трампа
Папа Франциск во время мессы в городе Сьюдад-Хуарес

Подобными фразами пестрела американская пресса после того, как папа на обратном пути в Европу позволил себе ответить одному из кандидатов. Что же он на самом деле сказал и следует ли его слова расценивать как вмешательство во внутренние дела США?

В ходе пастырского визита в Мексику папа побывал на мексикано-американской границе, в городе Сьюдад-Хуарес. Там стоит крест в память о тех, кто погиб, пытаясь пересечь границу. На этом месте, всего в 73 метрах от границы, где два народа разделяет металлическая сетка, папа совершил мессу, которая транслировалась на огромные экраны стадиона Эль-Пасо – города, расположенного на другом берегу Рио-Гранде, в Техасе. Папа говорил о гуманитарном кризисе, вынуждающем многих мексиканцев покидать родину, и сурово порицал тех, кто наживается на их беде. В конце богослужения верующие запустили воздушные шары с территории Мексики в США.

По поводу этого события Дональд Трамп и заявил, что папа – «очень политическая личность», что он не понимает проблем и угроз, исходящих от незащищенной границы, и что он «пешка» в руках у мексиканского правительства. Спасибо, что не назвал дураком и лжецом, как Трамп любит называть своих оппонентов.

Когда в самолете папа Франциск вышел к сопровождавшим его журналистам, корреспондент Reuters спросил его, что он об этом думает, и в особенности насчет пешки. Папа ответил с присущими ему смирением и иронией:

«Хвала Господу, что он так сказал, потому что Аристотель определяет человека как «политическое животное» - по крайней мере, во мне есть хоть что-то человеческое!

Насчет пешкиѕ не знаю, это оставляю на ваш суд, на суд людейѕ И потом, человек, который думает о возведении стен где бы то ни было, а не о наведении мостов, - не христианин. Это не по-евангельски. Это не рекомендация, как голосовать – не впутывайте меня в это. И надо еще посмотреть, что именно он сказал. Сомнения трактуются в его пользу».

Как видим, папа высказался максимально мягко, в общей форме и сделал специальную оговорку о своем невмешательстве.

Трамп по обыкновению продолжал куражиться, чтобы оставить последнее слово за собой. Приобретет ли он на этом голоса или потеряет – вопрос спорный.

Католики – самая быстрорастущая религиозная община США. Эти выборы называют «самыми католическими» в истории Америки. В отличие от протестантских проповедников, католические священники никогда не указывают пастве, за кого голосовать, а за кого нет. Вместе с тем было бы нелепо отрицать их влияние на католический электорат. К каждым выборам Совет католических епископов США, напоминая верующим, что они обязательно должны голосовать, выпускает памятку избирателя. Последняя, в ноябре прошлого года, принималась в обстановке резкой полемики – критики проекта нашли, что этот текст не соответствует «повестке дня» папы Франциска: в нем не отражены такие проблемы, как изменение климата и борьба с бедностью. Но краеугольные камни доктрины – недопустимость абортов и эвтаназии, контрацепции и смертной казни – остались неприкосновенными.

Самый известный случай вмешательства католической церкви в президентскую кампанию имел место в 2004 году, когда кандидату демократов Джону Керри было отказано в причащении – именно из-за того, что поддерживает право на аборт. Но проиграл он на этом немного: его соперник Джордж Буш-младший получил 53 процента голосов католиков. Это, в сущности, внутреннее дело церкви. Мало кто знает, что католики, входящие в руководство Демократической партии, - вице-президент Джо Байден, лидер фракции демократов в нижней палате Нэнси Пелоси – тоже лишены причащения.

На нынешних выборах все кандидаты-католики в то или иной мере находятся в оппозиции к Святому Престолу. Это давняя традиция, начало которой положил в 1960 году Джон Кеннеди, первый и пока единственный президент-католик. В ходе своей кампании он посвятил этому вопросу спецальную речь, в которой твердо заявил о своей незавсимости от Ватикана:

«В какого Бога я верю, имеет значение только для меня, а для всех остальных должно быть важно, в какую Америку я верю. Я верю в Америку, где церковь и государство отделены, полностью отделены друг от друга... Я верю в Америку, где никакое должностное лицо не просит и не принимает советов, касающихся его служебных обязанностей, ни от Папы, ни от Национального совета церквей, ни от какого бы то ни было иного церковного органа. Где никакая религиозная организация не стремится прямо или косвенно навязать свою волю народу или политикам, и где религиозная свобода настолько непреложна, что действия, направленные против какой-либо церкви, расцениваются как угроза всем другим церквам». Святой Престол такая позиция вполне устраивает. И вряд ли стоит пытаться быть святее папы Римского.  

Новости региона

Все новости

Популярно в соцсетях