Кто спекулирует Холокостом и терроризмом?

Яблоки и апельсины

“Нельзя сравнивать яблоки и апельсины” - хотя эта поговорка популярна у американцев, скептик и педант могут ее оспорить. Фрукты можно сравнивать по вкусу, калорийности, запаху, цене. Но встречаются и совершенно неприемлемые сравнения разнопорядковых явлений, затуманивающие и искажающие взгляд на историю и современность.

Яблоки и апельсины

Невежество или ложь по расчету?

75 лет назад нацистское правительство Германии принято план “Окончательного решения еврейского вопроса” и приступило к массовому уничтожению евреев. Для этой цели были выделены огромные ресурсы, подготовлена технологическая база, развернута невиданная в истории расовая пропаганда. Пять лет спустя, после гибели 6 миллионов евреев, в обыденный обиход вошло понятие “Холокост” (Катастрофа), заимствованное из греческого перевода Библии.

Это понятие стало предметом академических дискуссий, обывательских пересудов, манипуляций с разными целями. Появились отрицатели Холокоста и еще больше тех, кто говорит о трагедии, злоупотребляя достоверностью и памятью о жертвах. Часто сравнение с Холокостом используют проводники миротворческих утопий и политические спекулянты.

“Арабская весна”, взорвавшая Ближний Восток, порожденные ей цунами, докатившиеся до западных берегов, имеют начало - выступление президента Обамы в Каирском университете. Он цитировал Коран: “Бойся Аллаха и всегда говори правду”. Речь свидетельствовала о страхе перед Аллахом и полуторамиллиардным воинством Ислама, но в том, что касается правды - здесь возникло много вопросов и сомнений. Обама говорил о тысячелетних страданиях еврейского народа, но здесь это понадобилось лишь для того, чтобы сопоставить погромы и Холокост со страданиями палестинцев. Президент здесь не первооткрыватель, сравнение стало привычным. Все чаще можно услышать и сравнения сионизма с расизмом, апартеидом и даже фашизмом.

Чего здесь больше: невежества или цинизма? “Окончательное решение еврейского вопроса” было приоритетной программой нацистов. Арабы, живущие в Израиле, пользуются большей безопасностью и свободой и имеют более высокий жизненный уровень, чем в сопредельных арабских странах. Арабы едут в Израиль на учебу и заработки. Раненый или заболевший араб получает бесплатное лечение в израильском госпитале. И на акты террора и провокации Израиль отвечает сдержанней, чем любая другая страна в мире. Как можно сравнивать это положение с Холокостом?! Холокост не метафора. Слово имеет вполне определенное смысловое значение: “Систематическое, спонсированное государством преследование и убийство евреев нацистским режимом и его союзниками”. Даже преследование евреев инквизицией, изгнание, погромы не подпадают под это понятие. Сегодня в Европе евреи боятся надеть кипу и пойти в синагогу, Интернет заполнен антисемитскими блогами и комментариями. Все это отвратительно, порой страшно,  но Холокост не это.

Обама образованный человек, университетский профессор-юрист, знающий цену слова и здравого смысла. Уже в школьные годы он слышал о фашистских лагерях смерти, о масштабах целенаправленного злодеяния. И он не антисемит, манипулирующий беспрецедентной в истории трагедией. Объяснение в том,  что о реакции евреев Обама не беспокоился. Еврейская община, в абсолютном большинстве проголосовавшая за Обаму, не отвернулась от него, немало поддерживают и по сию пору, несмотря на сделку с Ираном и небывалое в истории двух стран обострения отношений США и Израиля.

Абсурдное сравнение нередко используют евреи-либералы. Недавно я услышал такой аргумент: “Время колоний прошло, и Израиль должен уйти с захваченных земель, как сделали западные страны”. Библейские Иудея и Самария – колонии Израиля?! Но даже если не знать истории, как, глядя на Ближний Восток, можно не понять, что ждет евреев в случае уступок, оставляющих страну беззащитной среди враждебных соседей. Когда израильтяне говорят об угрозе нового Холокоста, их опасения имеют реальные основания. Исламские экстремисты не скрывают намерений уничтожить еврейское государство, сбросить Израиль в море. Иранская ядерная программа и поддержка террористов создают экзистенциальную угрозу еврейскому государству, и здесь нет преувеличения.

Беженцы беженцам рознь

Еще одно расхожее в эти дни сравнение – евреи-беженцы во времена нацизма и нынешние беженцы из исламских стран. При любых симпатиях и сочувствии к жертвам исламских междоусобиц, это совершенно разнородные явления, но даже в еврейской среде различия часто игнорируются. Жертвам нацизма некуда было бежать, не было еврейского государства, абсолютное большинство стран отказывалось им помогать. Даже пароходы с ними, достигшие берегов США, должны были возвращаться на верную гибель. Строительство лагерей смерти развернулось тогда, когда Гитлер увидел, что мир безразличен к судьбе евреев.

Сегодня настрой другой, и обстоятельства не имеют ничего общего. В реформистских синагогах, среди движений подобных “J street”, а это более 70% американских евреев, общий настрой: принять и помочь. Раввин синагоги “Бразерхуд” в Манхэттене говорит: “Я внук бежавших из Германии, и мой долг поддержать тех, кто ищет убежища”. Аудитория слушает одобрительно. Институт “Шалом Хартман” провел серию дискуссий “Еврейские ценности и израильско-палестинский конфликт” . Докладчик Тал Беккер, юрист, участник всех переговоров по этому вопросу в последнее десятилетие, ключевая фигура во встречах “за сценой”. Говорил он о том, что для Торы мир важнее справедливости, о необходимости сострадания к противникам, блистал эрудицией теолога и историка и ораторским мастерством. Для американских евреев он убедителен, ему осталось только убедить и арабов в достоинствах миролюбия и терпимости. Я спросил, попытался бы ли он применить его идеи к нацизму, и чем от него отличаются ХАМАС, «Хезболла» и аятоллы Ирана? Обычно после подобных вопросов меня больше не приглашают, но мы говорили не перед аудиторией, и Беккер сказал: “Я израильтянин, и с Вами согласен”, чем поверг меня в замешательство. Или он считает, что перед американцами нельзя называть вещи своими именами?

Исламизация Америки

У беженцев с Ближнего Востока другие обстоятельства. В мире 1.6 миллиарда мусульман, 50 стран, где господствует ислам. Но Саудовская Аравия, Турция, Иордания, Египет тратят сотни миллионов долларов на строительство тысячекилометровых заборов, ограждающих от наплыва единоверцев. У молодых людей, которые составляют основную часть иммигрантов, есть  возможность защитить свою жизнь с оружием в руках при активной помощи Запада. Было бы много разумнее те средства и усилия, которые демократические страны затрачивают на прием беженцев, направить на их расселение в мусульманских странах.

Последствия исламизации Запада уже очевидны. Бретт Стефенс, колумнист “Уолл-стрит джорнэл”, лауреат Пулитцеровскрй премии, бывший редактор “Джерузалем Пост”, недавно говорил на встрече, организованной UJA, что сегодня единственное решение для евреев Европы, - немедленная эмиграция, завтра может быть поздно.

Маленький Израиль с момента возникновения при любых трудностях принимал неограниченно евреев-беженцев. Здесь создана система помощи, установлен “День беженца”, и хотя адаптация ни для кого не проходит легко, все находят себе место на новой земле.

Среди евреев, ищущих спасение от нацизма, были люди разных политических убеждений, ортодоксы и атеисты, хорошо адаптировавшиеся в новых условиях и испытавшие большие трудности, но ни один из них не стал фанатиком-ненавистником новой страны. Можно не соглашаться с Трампом, но нетрудно предвидеть, что немалая часть мусульман, воспитанных в радикально отличающихся условиях, не найдет себе место в другой культуре. Трагедии в Европе и США показали, что образование, достойная работа, семейная обустроенность не гарантия признательности и благодарности новой стране.  Мусульманские общины, убеждающие, что ислам мирная религия, по существу ничего не делают для преодоления экстремизма. Здесь доминируют настроения, что причина всех бед Израиль и еврейское лобби.

Недавно я поучаствовал, кажется, один не-мусульманин и уж точно – только один еврей, на организованной “Форд фаундейшн” дискуссии, посвященной мусульманской жизни в Америке. В центре события была национальная знаменитость в движении за расовую справедливость, популярный автор Дипа Ивер. Как и другие выступавшие, она ни слова не сказала о терроризме, но очень много говорила о быстро растущей численности мусульманского населения и его политической активности. В следующие сорок лет доля белых в США сократится на 22%, евреев на 20%, а число мусульман утроится. Растущее присутствие мусульман хорошо видно в студенческих кампусах, где евреи уже боятся рот раскрыть в поддержку Израиля. Во время дискуссии я спросил,  сколько мусульман верят, что 11 сентября дело рук ЦРУ и «Мосада». Докладчики вопрос проигнорировали, это продуманная полемическая тактика. Можно долго спорить о будущем мусульман в Америке и в Европе, но одно определенно – благодарности за поддержку и дружбы с евреями не будет.

Для Израиля -особые правила

В нынешнем мире миллионы людей страдают от диктаторских режимов, межгосударственных, гражданских войн, религиозных притеснений, но ООН приняло более 20 резолюций, осуждающих Израиль и только три - другие страны. Израиль в центре внимания десятков правозащитных организаций, каждый шаг и слово правительства еврейского государства - предмет скрупулезного критического анализа. Каждая жертва оборонительных действий армии Израиля, связанная с действиями террористов и ракетными обстрелами, становится известной всему миру, но сотни тысяч жертв в других конфликтах это только статистика. Ни одна армия мира не имеет такого малого числа жертв среди мирного населения в результате воинских операций, как израильская. Израиль не применяет казни, публичные наказания, пытки,  хотя все это типично для его соседей. Мало кто задается вопросом, как бы любая другая страна реагировала на постоянные обстрелы, акты террора,  захваты заложников со стороны соседей. США и европейские страны в этих случаях посылают войска на другие континенты. По отношению к численности населения Израиль несет потери от террора большие, чем любая другая страна. От Израиля требуют территориальных уступок, но никто не ждет, что Германия получит назад земли, отошедшие после Второй мировой войны к России, Польше, Чехии, Франции,  Словакии, что Мексика вернет южные штаты США, а американские индейцы снова получат Манхэттен. Ho Израиль, евреи, - всегда исключение. 

Новости региона

Все новости