Рождение рождества

Человеку свойственно неадекватно воспринимать исторические факты во времени. Абсолютное большинство из нас считает, что Рождеству как празднику без малого две тысячи лет, но фактически ему нет и двухсот.

Рождение рождества

Взрослые забавы

Не такие уж далекие прадеды понятия не имели о елках, елочных игрушках, рождественских подарках, кэролс, Санта-Клаусе. И вообще Рождество не было праздником, в том числе в США. Ни Библия, ни Евангелие ни словом не упоминают, что верующие как-то должны отмечать рождение Христа.

А на нет и суда нет. Еще в первой половине XIX столетия 25 декабря был в США обычным рабочим днем. Работали фабрики, магазины, банки. Но исподволь идея праздника начала овладевать массами. Началось с духовных песен-кэролс. Верующие в такт песнопениям норовили плясать, что не нравилось суровым служителям церкви, кэролс ушли в «подполье» и стали обрастать светскими сюжетами на жалостливые темы бедняков, вдов и сироток. Рождение Иисуса - чем не повод проявить христианскую заботу о сирых, о чем и пелось в кэролс.

Но истинное милосердие должно быть анонимным и на помощь жаждущим одарить пришел универсальный помощник - Санта-Клаус. А чтобы он не таскал на горбу мешки и проворней справлялся со своими новыми обязанностями, ему вручили упряжку оленей. Хотя поначалу Санта-Клауса занесло не в ту сторону. Вместо сказочного дарителя Санта стал северным Вакхом, символом непотребства в еде и выпивке. Зажатые в условностях и религиозных ограничениях пуритане по праздникам отпускали вожжи и отводили душу.

Малосимпатичный портрет раннего Рождества дополнялся так называемым вассайлингом (wassailing), прототипом славянских колядок. Клич “Wassail, wassail all over town!” воодушевлял любителей выпивки и повергал в страх обывателей. «Вассальщики» ходили толпами по домам и требовали «откупного». Зажавшему выпивку скряге разбивали камнями окна, ломали заборы, могли пустить и «красного петуха». Рождество не ограничивалось одним днем, и повальная пьянка длилась вплоть до Нового года. Стояли фабрики, не работали учреждения, солдаты разбегались в «самоволки». Особо опасным Рождество было в Нью-Йорк, город оказывался во власти уличных банд.

Естественно, такое Рождество не могло вызывать симпатий ни властей, ни церкви. Во многих штатах празднующих штрафовали, а церковники с амвонов дружно осуждали сбившуюся с пути истинного паству. Главная особенность раннего Рождества в Европе и Америке в том, что это был праздник улицы, праздник для взрослых. Смена курса произошла во второй половине XIX столетия. В дело облагораживания «дикого» праздника особый вклад внесли писатель Чарльз Диккенс, нью-йоркские меценаты и просветители Джон Пинтард и Клемент Мур. Под их влиянием Рождество вошло под крышу дома. Идея провести рождественский вечер не среди пьяной братии на грязных улицах, а у камина, при свечах, в кругу семьи, стала находить все больше приверженцев. Со скрипом власти начали признавать праздник. В 1870 году Рождество стало федеральным праздником.

Золотая жила

Первые елки в Америке появились вместе с немецкими эмигрантами. Поначалу на них развешивали подарки от детей взрослым членам семьи, потом компас сместился в обратную сторону. Собственно, смена взрослой ориентации Рождества на детскую спасла праздник и придала ему особое очарование. Кому из родителей было не приятно подарить своим чадам сказку! На первых порах подарки были символическими - дешевая игрушка, кукла, книжка, сладости в чулке. Во что это превратилось сегодня, каждый из нас знает по собственному опыту. Санта-Клаус из хронического пьяницы и дебошира переквалифицировался в милого дедулю - любителя «Кока-колы». С легкой руки британцев на помощь к нему пришли солдаты Армии спасения.

Бизнес почувствовал в Рождестве золотую жилу и начал эксплуатировать его на полную катушку. Сегодня надо поздравлять не только детей, но ближних и дальних родственников, соседей, сослуживцев, и само приближение праздника повергает нас в финансовый шок.

С годами Рождество в Америке набирало силу и обрастало новыми красками. Появились елочные игрушки, рождественские открытки, с появлением электричества елки и дома засветились гирляндами и иллюминацией, композиторы сочиняли прекрасные мелодии.

Когда американцы с воодушевлением распевают «White Christmas», большинство из них не подозревают, что этот христианский «шлягер» сочинил еврей, выходец из могилевского штетла Ирвинг Берлин. Кстати, автор еще одного шедевра, на сей раз патриотического - “God Bless America!”. Кинематограф подарил Америке песни, без которых немыслимо современное Рождество - “Have Yourself a Merry Little Christmas”, “The Christmas Song”, “Let It Snow”. Фильмы “Holiday Inn”, “Meet Me in St. Louis”, “Scrooge”, “How the Grinch Stole Christmas” и “Home Alone” такая же неотъемлемая часть Holiday Season, как в Россия «Ирония судьбы» и «Карнавальная ночь» .

Современное Рождество все более приобретает характер межконфессионального, общечеловеческого праздника. Его с удовольствием отмечают на всех широтах Земного шара не только католики, баптисты, евангелисты или православные, но и мусульмане, буддисты, иудеи и просто атеисты. Кажется, к сложившимся рождественским традициям уже нечего прибавить, однако беспокойное человечество, и особенно самая шебутная его часть - бизнесы, не успокаиваются на достигнутом. На брэнд Рождества работают целые отрасли промышленности, индустрия отдыха и развлечений. Бесчисленные американские Вифлеемы стригут с праздника купоны, а такие городки, как индианский Санта-Клаус или мичиганский Франкенмут, празднуют Рождество круглый год нон-стоп. Американцы честят в хвост и гриву корпоративную жадность, а Большой Бизнес под маской жизнерадостного Санта-Клауса слушает и торгует.

Jingle bells - гимн “террористов”

Один мой знакомый американец как-то сказал мне - не занимайся ерундой и не ищи, откуда пошли наши праздники. Все до одного, включая Рождество и День независимости, придумали торговцы! Эта хитроумная система держит покупателя на крючке круглый год. В торговле никто не забыт. Женщины и  мужчины, отцы и матери, старики и дети, влюбленные и разведенные, боссы и секретарши, президенты и рабочие, патриоты и пацифисты, военные и гражданские, верующие и безбожники...

Торговые мероприятия крутятся вокруг памятных дат календаря. Но если раньше хоть соблюдалась какая-то субординация и очередность, в последние годы началась сумятица. Самое урожайное время на праздники в Америке с сентября по декабрь. И каждому овощу было свое время. Первая декада сентября посвящалась Дню труда, октябрь - Хэллоуину, полноября - Дню Благодарения. Наутро после Дня Благодарения начинался Holiday season - рождественский покупательский марафон. Сейчас хэллоуинная торговля идет без малого два месяца, а первые Санта-Клаусы и рождественские сувениры-аксессуары появляются на прилавках в начале сентября. Опять же, если раньше между этими тремя праздниками были хоть небольшие, но паузы для покупательской передышки, сейчас в действии торговый нон-стоп.

Holiday season - это, конечно, красиво. Дома и улицы под шапками снега (в основном, на телеэкранах), детские утренники в церквях и школах, солдаты Армия спасения с колокольчиками и кружками для пожертвований, елки в супермаркетах, под ними живые Санта-Клаусы, продавцы с оленьими рожками или в красно-белых шапках-колпаках. Последние - безымянные герои рождественской торговли. Многие магазины работают с шести утра до полуночи, обычная норма покупателей удесятеряется, каждого надо ублажить и еще смотреть в оба, как бы те что-нибудь не сперли. Для магазинных воришек Рождество - профессиональный праздник.

Во всех торговых «точках» круглый день звучат рождественские мелодии, гимны и песни-кэролс. Вся Америка их любит... кроме продавцов. В прошлом году многомиллионная армия тружеников прилавков США и Канады в лице своих профсоюзов назвала рождественские песни музыкальным террором. Обычно в течение всего года в супермаркетах звучит приглушенная музыка, рассчитанная на усредненный вкус. Музыкальный цикл составляет пять часов и меняется каждую неделю. В рождественские дни цикл сокращают и кассету с одними и теми же мелодиями крутят каждые двадцать минут. Представитель профсоюзов Брэд Добсон говорит: «Это музыкальный террор. Однообразная музыка сводит с ума продавцов. Они становятся агрессивными, у них появляется отвращение к этим мелодиям, и по пути, к работе и покупателям».

По-моему, Брэд стопроцентно прав. Пример из собственного опыта - меня «забодал» на работе один коллега. Он мог слушать «Пёрл джем» круглый год без перерыва. Террор прекратился только после моего ультиматума боссу - или я, или «Пёрл джем».

По утверждению профсоюзного лидера, в погоне за доходами владельцы не должны игнорировать психическое здоровье тех, кто делает им эту прибыль (на Holiday season приходится половина годовой выручки). А это миллионы человек, продавцы - одна из наиболее распространенных профессий в Северной Америке. Когда, наконец, наступает рождественский вечер в кругу семьи, лучший подарок для продавца - никакой музыки.

Если музыкально-рождественское однообразие утомляет даже тех, кто отмечает этот праздник, то каково тем, кому он чужд? В США и Канаде равноправие культур и религий. Понемногу мусульмане, буддисты, иудеи начинают ворчать - давайте и наши праздники отмечать на такую же широкую ногу. Пожелания политкорректные, хотя чтобы свергнуть с пьедестала американское Рождество, нужна новая Реформация. Что вряд ли произойдет в обозримом будущем. Пока же некоторые торговые компании и частные владельцы начинают прислушиваться к веяниям времени и здравому смыслу - все хорошо в меру - и сокращают Jingle bells до разумных «размеров». О- hо-hо! Merry Christmas to all!

Новости региона

Все новости