Как улучшить настроение, или Предновогодний Нью-Йорк

Средства массовой информации сообщают о стрельбе на американских улицах, взрывах и жертвах, но призывают не изменять своим жизненным привычкам и ритуалам, хотя и усилить бдительнсть и острожность. В массе своей широкая публика следует этому совету: улицы, парки, магазины и залы Нью-Йорка полны народом, от туристов, как всегда, нет отбоя. Может быть в Америке есть свой эквивалент старой русской пословицы «Умирать – так с музыкой»?

Как улучшить настроение, или Предновогодний Нью-Йорк
Christmas Spectacular в Радио-Сити мюзик-холле

Пройдемся и мы по маршрутам Рождества и новогодних праздников, начав, как и полагается, со «Щелкунчика» и «Мессии» — двух главных произведений рождественских дней в Америке.

Одни «Щелкунчики»

Если вы живете в Нью-Йорке, то, конечно, надо вести детей и внуков на «Щелкунчик» в версии Баланчина, идущий до первых чисел января в Театре Кока в Линкольн-центре, где выступает Нью-Йоркский Сити-балет. Баланчинская версия – по-американски радостна и оптимистична, сконцентрирована на детях (причем детские сцены в первом действии, с участием большого числа учеников Школы американского балета, прекрасно придуманы и «проработаны») и очень красива. И пусть эта сказка сегодня кажется особенно сладкой небылицей, но в детстве нам нужна вера в добро и свет, и тут баланчинский «Щелкунчик» — лучший помощник.

Поставленная в 2009 году для Американского балетного театра версия Алексея Ратманского, которая в декабре в течение пяти сезонов появлялась на сцене БАМ, из Нью-Йорк уехала (надеюсь, не надолго). Контракт БАМ с АБТ закончен, и эта балетная труппа развлекает «Щелкунчиком» Ратманского детишек Калифорнии: спектакль идет в Центре исполнительских искусств Оранж Каунти. Впрочем, слово «развлекает» в данном случае раскрывает только одну сторону спектакля. Более смешной, чем баланчинская версия, и еще более красочный, он в то же время не игнорирует драматическую сторону балета: тему взросления, страхов, первой любви, краха иллюзий.

Между тем в БАМ вернулся «Твердый орех» («Hard Nut») Марка Морриса, в котором изобретательный американец, взяв за основу гофмановский сюжет и не изменив партитуры Чайковского (она здесь звучит в сопровождении живого оркестра), поместил героев в американскую «субурбию» 60-х. Эта едкая, в чем-то автобиографическая сатира, где нет Феи сладостей, а персонажи похожи на героев комиксов, была создана Моррисом в 1991 году и с тех часто идет на американской сцене. Не беспокойтесь: это не самая радикальная адаптация оригинала. 

Практически каждая балетная компания или даже балетная школа Америки показывает в эти дни своего «Щелкунчика», и похоже, что публики на все хватает. Кстати, пробежав глазами сайты московских и питерских музыкальных театров, я убедилась в том, что Россия не только адаптировала американскую традицию, но и перещеголяла Америку: почти в каждом театре в течение предновогодней недели и еще нескольких дней (плюс-минус пара дней) ничего, кроме «Щелкунчика», не найдешь. Или почти ничего. Где-то мелькнула одинокая «Летучая мышь», в Большом в очередь со «Щелкунчиком» идет детская опера Г.Банщикова «История Кая и Герды», Мариинский показывает премьеру «Рождественской сказки», заказазанной Родиону Щедрину. А московская Новая опера, не имея балетной труппы, переделала «Щелкунчика» из балета в оперу...

Хоры, оркестры и немножко оперы

Что касается оратории Генделя «Мессия», то тут тоже «возможны варианты». Каждая церковь, имеющая хор, исполняет эту ораторию об Иисусе как Спасителе, своего рода комментарий ко всей жизни Христа – от пророчеств его явления до гибели и вознесения на небо и прославления. Состоящая из трех частей, она часто исполняется не целиком, а c сокращениями. Филармонические залы от церквей не отстают, предлагая более полные варианты. Так, в Геффен-холл Оркестр Нью-Йоркской филармонии представляет – вместе с солистами и Вестминстерским хором — «Мессию» пять дней подряд. В Карнеги-холл будет тоже пять исполнений, но разными коллективами, причем хор «Музыка Сакра» под управлением Кента Тритла исполнит «Мессию» на этой сцене уже в 77-й раз. Любопытно, что днем раньше, 21 декабря, тот же Кент Тритл, один из самых знающих и преданных своему делу хоровых дирижеров Америки, проведет исполнение той же оратории и на той же сцене, но с другим коллективом и в другом варианте: Ораториальное общество Нью-Йорка представит версию, созданную Вольфгангом Амадеем Моцартом в 1789 году, почти через полвека после сочинения оригинала.

Поскольку в Америке нет европейской, идущей от королевских и императорских театров традиции соединения оперы и балета под крышей одной компании, любители оперы в Нью-Йорке не оставлены и в праздничные дни без внимания. Правда, как мы знаем, лучшие классические оперы основаны на трагедиях. Но Метрополитен-опера постаралась свести число смертей и прочих печальных обстоятельств на сцене к минимуму. Даже такие любимцы публики, как «Риголетто» и «Богема» в середине декабря из календаря исчезли. Их сменили: прошлогодняя премьера – драматическая, но со счастливым концом опера Россини «Женщина с озера» (La Donna del Lago), плюс его же «Севильский цирюльник» и «Летучая мышь» Иоганна Штрауса, причем «Севильский» (версия на английском языке) покажут и днем – 30 декабря, для детей.

2015 год в Мет встречали новой – англоязычной и многословной, но визуально роскошной постановкой «Веселой вдовы» Франца Легара. В этом году для традиционной новогодней гала-премьеры подходящей комедии не нашлось. Остановились на редкости: мелодичной опере Бизе «Искатели жемчуга», которая никогда не ставилась в Мет. Насколько привлекательна для сегодняшнего зрителя разворачивающаяся на Цейлоне в незапамятные времена история то ли принцессы, то ли жрицы Лейлы и влюбленных в нее друзей-ныряльщиков – Зурги и Надира, а также как ее интерпретирует постановщица спектакля Пегги Вулкок, узнаем 31 декабря. По крайней мере высокое музыкальное качество спектакля гарантировано именами дирижера (Джанандреа Нозеда) и солистов (Диана Дамрау, Мариуш Квичень и Мэттью Поленцани).     

На Бродвее

Не обращая внимание на запредельные цены, нью-йоркцам уже почти недоступные, туристы заполняют залы бродвейских театров: хоть многие авторы и стараются сделать свои мюзиклы серьезными и актуальными (как психологически сложный “Fun Home” или исторический «Гамильтон» или даже неувядаемые «Отверженные»), в массе своей он – все еще самое яркое и праздничное по духу развлечение. Потому что о чем бы он ни рассказывал, в нем обязательно есть танцы и песни – с по возможности запоминающимися и вдохновляющими мелодиями.

Нынешний декабрь предлагает рекордный выбор. Ни один театр Бродвея не пустует и подавляющее большинство занято мюзиклами и комедиями. К традиционным «детским» «Аладину», «Королю Льву» и «Злюке» («Wicked»), а также к старым и не очень старым любимцам (таким как ветераны «Чикаго»,  «Hersey Boys», «Фантом Оперы» или более новые «Книга Мормона», «Матильда, мюзикл», «Король и я», танцевальный мюзикл по Гершвину «Американец в Париже»), в последние недели добавились популярный «Скрипач на крыше» (по Шолом-Алейхему) в новой постановке Бартлета Шера и два совсем новых мюзикла — «Школа рока» (по популярному кинофильму с тем же названием – «School of Rock»), «На ногах» («On Your Feet») по песням и судьбе Глории Эстефан — подарок латиноамериканской общине.

Несмотря на то, что «Finding Neverland» (по одноименному фильму, рассказывавшему об авторе истории о летающем фантазере Питере Пэне) не получил нынешней весной ни одной «Тони», мюзикл этот собирает ничуть не меньше публики, чем биографический «Beautiful» (по судьбе и песням Кэрол Кинг), отмеченный несколькими «Тони». Впрочем, последний — для тех, кто вырос на лирических песнях Кэрол Кинг и культуре 60-х и 70-х.

Те, кто хочет вернуться в мир голливудской музыкальной комедии 30-х годов, могут пойти на пародийный мюзикл 1966 года, все еще не потерявший своей привлекательности, «Дамочки на море» («Dames at Sea»). Те, кто легко воспринимает английский язык, акцент и юмор, могут еше успеть на комедию «Путеводитель по любви и убийству для джентльмена» (она закрывается в январе, после нескольких успешных лет на Бродвее) или на новую постановку комедии «Сильвия» с Мэтью Бродериком в роли главного героя, любящего свою собаку Сильвию больше, чем жену и всех других двуногих.

Разумеется, есть и драма, и ее лучшие образцы, идущие в эти дни на Бродвее, прибыли, как часто бывает, из Лондона: «Тереза Ракен» по одноименному роману Золя с Кирой Найтли в роли Терезы, «Король Чарльз III» (мрачно-саркастический взгляд в будущее Британии), «Вид с моста» Артура Миллера в лаконичной и мощной постановке Иво ван Хове — главный хит сезона. Американцы тоже приняли некоторое участие в этом мрачном ряду: кинозвезда Брюс Уиллис разыгрывает вместе с прекрасной актрисой Лори Меткаф пьесу по триллеру Стивена Кинга “Misery” (страдание, мука, нищета, ужас – все вместе).

Может быть кому-то и становится легче от зрелища чужих невзгод, но если вы хотите, чтобы дух захватывало, голова шла кругом и детей можно было бы повести, то вот еще два наименования: «Иллюзионисты» (эффектное шоу, в котором семеро иллюзионистов демонстрируют истинные чудеса) и «Christmas Spectacular» («Рождественское представление») в Радио-Сити мюзикл-холле, с музыкой, песнями, танцами знаменитых «Рокеток», кино- и свето- эффектами, Рождественской сценой и Дедом Морозом. Наслаждайтесь!   

Новости региона

Все новости