Вам шашечки или ехать?

Транспортная революция по имени “Убер”

Слово «Убер» еще несколько лет назад нельзя было найти в английских словарях. Происходящее от немецкого Uber (сверх, как в Ubermensch – сверхчеловек), оно стало названием ныне широко известной компании «Убер» (полное название Uber Technologies Inc.)

Транспортная революция по имени “Убер”

Это американская международная транспортная компания, штаб-квартира которой находится в Сан-Франциско (Калифорния). Компания разработала мобильное приложение «Убер», которое позволяет клиентам с помощью мобильных смартфонов или через сайт компании отправлять заказы на поездку. Эти заказы затем пересылаются работающим с «Убер» водителям, которые используют для перевозок собственные автомобили. По состоянию на май 2015 года компания «Убер» действует в 58 странах и в 300 с лишним крупных городах мира. У бизнес-модели сегодня имеются подражатели – тенденция, получившая название «Уберификация». Среди конкурентов «Убера» – такие компании, как Lyft, Sidecar, Ola Cabs, Haxi и другие.

Выгодно и удобно

Компания «Убер» была основана в 2009 году под названием «UberCab» Трэвисом Калаником и Гэрреттом Кэмпом, а в июне следующего года было запущено в работу её мобильное приложение. С 2012 года «Убер» стала интернациональной компанией и постоянно расширяет свою деятельность в других странах. В 2014 году «Убер» занял 48-ю строчку в рейтинге самых крупных компаний США. В середине 2015 года активы компании оценивались в 50 с лишним миллиардов долларов.

В большинстве случаев единственным требованием для работы на “Убер” (кроме соответствия по возрасту и здоровью и умения водить автомашину) является проверка благонадежности потенциального работника. Смартфоном и автомашиной не обязательно владеть – их можно взять напрокат.

Оплата услуг «Убера» аналогична системе оплаты традиционных такси по счетчику, но наём на работу и все платежные трансакции осуществляются исключительно через «Убер», без участия водителей. В некоторых городах цена определяется расстоянием, в других размер платы определяется временем поездки. В конце поездки плата автоматически снимается с кредитной карточки клиента. Компания получает от работающих в ней водителей комиссионные в размере 20% от стоимости любого вызова.

«Убер» использует автоматический алгоритм, с помощью которого расценки на его услуги могут быть повышены в несколько раз в особых обстоятельствах – при повышенном спросе во время праздников, при плохой погоде или во время природных катастроф. Эта практика вызывает критику со сторону клиентов, хотя их и предупреждают о повышении расценок во время заказа поездки. Например, в 2011 году Нью-Йорке в канун Нового года расценки были повышены в семь раз по сравнению со стандартными. А в Сиднее во время кризиса с захваченными террористами заложниками расценки «Убера» были повышены в 4 раза. Правда, потом компания принесла извинения и вернула переплаченные деньги клиентам.

Руководство компании говорит, что повышение расценок необходимо для того, чтобы в случаях резкого скачка количества заказов иметь возможность выполнять их быстро и в полном объеме. Высокие расценки сокращают число заказов, так как далеко не все клиенты соглашаются платить за поездку в несколько раз больше.

За и против

Поклонники «Убера» доказывают, что компания дает потребителям возможность выбора между обычными такси  и другими видами транспорта, а также предоставляет водителям «гибкую и независимую работу». Клиенты могут проследить на своем смартфоне движение нанятой ими  автомашины, что позволяет им точно знать время её прибытия.  Счет за поездку автоматически посылается на сайт электронной почты клиента.

«Убер» не требует, чтобы работающие на него автомобили останавливались по вызову на улице. Это помогает уменьшить заторы, так как водители «Убера» намного меньше, чем водители кэбов, рыщут по городу в поисках клиентов.

«Убер» и другие аналогичные транспортные компании внесли новые элементы в конкуренцию в индустрии такси. В частности, их выход на рынок привел к снижению стоимости лицензий на такси, выдаваемых в ограниченном количестве. В результате цены на медальоны для такси в некоторых городах резко пошли вниз. Так, например, в Нью-Йорк в 2013 году медальоны оценивались в 1,3 млн долларов, а в 2015 году их стоимость сократилась до 700-800 тыс. долларов. А в Чикаго она снизилась с 360 тыс. долларов в 2013 году до 240 тыс. долларов в 2015.  

Против “Убера” ополчились как официальные власти многих стран мира, так и водители такси, непосредственно затронутые деятельностью компании. Они утверждают, что использование «Убером» водителей, не имеющих лицензий на вождение такси, незаконно и создает угрозу безопасности движения.

Протесты, в частности, имели место в Германии, Индии, Испании, Колумбии, Бразилии, Франции, Италии, Дании, Китае и Англии. В декабре 2014 года «Убер» был запрещен в Испании и в двух городах Индии. Продолжаются споры «Убера» с несколькими правительственными органами, включая местные власти в США и в Австралии.

«Убер» нанимает своих водителей как подрядчиков (контракторов), а не как служащих компании. В Соединенных Штатах некоторые водители «Убера» опротестовывают эту практику и требуют считать их работниками компании, которым полагаются все имеющиеся в компании льготы. В частности, они требуют, чтобы “Убер” оплачивал все расходы на бензин и эксплуатационное обслуживание автомобилей.  В  федеральном суде Северного округа Калифорнии судья принял сторону водителей, хотя «Убер» продолжает апеллировать это решение.

Битва на Манхэттене

Несмотря на наскоки на трудовую практику «Убера», этот бизнес пока процветает. Как сообщила газета «Уолл-стрит джорнэл», в июле с.г. «Убер» перевозил ньюйоркцев примерно по 100 тыс. человек в день – в четыре раза больше, чем в прошлом году, в то время как желтые кэбы в июле делали 410 тыс. «ходок» в день – на 11% ниже, чем в тот же период в прошлом году.

Критики «Убера», включая мэра Ди Блазио, упрекали бурно растущий интернетовский бизнес в том, что его деятельность приводит к увеличению заторов на городских улицах. Мэр даже пытался – правда, безуспешно - установить лимиты на количество автомобилей, вызываемых через онлайновую платформу «Убера». Но на деле оказывается, что «Убер» всего лишь заменил часть вызовов желтых кэбов в самых оживленных частях города (согласно данным нью-йоркской Комиссии по такси и лимузинам).

В период между апрелем и июнем текущего года «Убер» прибавил более 3,8 млн посадок пассажиров в центральной части Манхэттена, а число посадок такси сократилось примерно на то же количество. В целом, общее число пассажирских посадок в Манхэттене осталось практически на том же уровне, что и в прошлом году: 39.37 млн в 2014 году против 39.36 млн в 2015.

И «Убер», и такси увеличивают количество пассажирских поездок в Бруклине и Квинсе, но и там у «Убера» преимущество – частично потому, что в этих районах такси бывает довольно сложно поймать.

Но настоящее сражение разворачивается в Манхэттене. В каждой из зон, на которые разбита центральная часть боро, «Убер» увеличил число поездок, а у такси их количество практически настолько же сократилось. «Убер» пока еще совершает всего 13% пассажирских посадок в Манхэттене, но динамика рост ошеломляющая - в прошлом году этот показатель равнялся только 4%.

«Уберу» удалось провести удачную кампанию по увеличению инвестиций, и теперь она оценивается в 60-70 млрд долларов. А еще совсем недавно эксперты сомневались в том, что она может превзойти цифру в 17 миллиардов.

Правда, компания сталкивается с конкуренцией подобных сервисов в Америке и во всем мире и с все громче звучащей критикой. Как отмечает «Уолл стрит джорнэл», «компания уничтожает существующий уже 80 лет бизнес (такси), угрожает благосостоянию тысяч владельцев медальонов, которые, веря в американскую мечту, влезли в огромные долги, чтобы купить эти медальоны».

Если зеленые кэбы, которые подбирают пассажиров во внешних боро и в Верхнем Манхэттене, увеличили число перевозок, то желтые кэбы снизили свой показатель. Но в целом, число посадок для всех трех сервисов возросло за этот период с 48 млн до 51 млн.

Дополнительные три миллиона посадок звучит как существенный рост, но большой вопрос – где именно произошло это увеличение.

«Убер» агрессивно нацеливается на центральный и нижний Манхэттен, самые загруженные транспортом части боро, предлагая здесь водителям дополнительные стимулы.

В Нью-Йорке по-разному оценивают различие в правилах регулирования такси и других средств пассажирских перевозок. Представитель Комиссии по такси и лимузинам утверждает, что «различие между правилами не такие уж большое, как некоторые думают». Но защитники прав водителей такси указывают на целый ряд преимуществ, которые водители «Убера» имеют перед водителями такси. И самое главное из них – плата за проезд. «Мы должны следовать установленным расценкам в соответствии с показаниями счетчика, мы не можем их ни увеличить, ни уменьшить, – говорят они. – А «Убер» может устанавливать свои собственные цены, которые они могут поднимать по своему усмотрению». Есть и другие различия в правилах - например, приспособление кэбов под перевозку пассажиров в инвалидных колясках, что не должны делать водители «Убера».

Но пока идут словесные (иногда превращающиеся в рукопашную) баталии между поклонниками и противниками этого революционного сервиса пассажирских перевозок, «Убер», наперекор всему, продолжает успешно расширять свою деятельность во многих городах мира, включая американские. Защитники прав потребителей полагают, что разрушение монополии такси, на протяжении десятилетий державших в своих руках большую часть городских пассажирских перевозок, дело нужное и полезное. Вопрос в том, как это сделать. Противникам «Убера» явно не по силам запретить его и выдавить с рынка услуг. В итоге, вероятно, будет найден компромисс, приемлемый для обеих сторон и не сопровождающийся существенным ущербом для каждой из них. А в выигрыше, как всегда в случае честной конкуренции, оказывается рядовой потребитель, то есть мы с вами. 

Новости региона

Все новости