Любить трубача

Фильм о джазмене Майлсе Дэвисе

53-й Нью-Йоркский международный кинофестиваль в Линкольн-центре закрылся мировой премьерой фильма «Далеко впереди» о выдающемся джазмене, трубаче и композиторе Майлсе Дэвисе. Английское его название – Miles Ahead, так называлась пластинка Майлса 1957 года.

Фильм о джазмене Майлсе Дэвисе

В России фильм назвали коммерчески интригующе «Убить трубача», но пока не купили.

50-летнего афроамериканца Дона Чидла насмотренная публика помнит по целому ряду фильмов, включая «Ночи в стиле буги», «Отель «Руанда», франчайзам «Железный человек» и «Друзья Оушн». Здесь он дебютировал как режиссер, при этом и сыграл главного героя.

Чидл – крепкий актер, умеющий быть убедительным. Но Чидл-режиссер вступил на рискованную территорию байопика о выдающемся современном музыканте. На ней легко соскользнуть в колею штампа и банальщины.

Ведь можно и про звезду шоу-бизнеса снять такое уникальное кино, как «Весь этот джаз». Боб Фосси волшебно обошел рифы штампов в своем очень достойном американском ответе на «Восемь с половиной» Феллини. Ну это мы размечтались.

К достоинствам фильма Чидла я бы отнес желание как можно дальше уйти от стереотипов байопика и в импрессионистическом ключе набросать портрет Гения. Удалось ли ему это? Лишь отчасти.

Что замечательно – нет унылой хронологической последовательности в духе «жизни замечательных людей». Поэтому мы не видим даже во «флэшбеках» детских лет Дэвиса в Сент-Луисе и его первых попыток прорваться на джазовую сцену Нью-Йорка.

Зато непомерно большое место на экране займет коллизия с поддельным репортером-авантюристом Дейвом Брейденом, который всеми правдами и неправдами стремится проникнуть в дом к переживающему творческий кризис музыканту и взять у него интервью. Дейва играет Юэн Макгрегор, актер замечательный, но здесь он как будто и сам не очень верит в реальность своего героя и потому несколько переигрывает.

Дэвис в конце концов смиряется с этим странным пажем, и эта очень необычная парочка оказывается вовлечена в опасные приключения с погонями и стрельбой.

Это кино – плод чистой как слеза младенца любви Дона Чидла к Майлсу Дэвису. На пресс-конференции после фестивального показа в Линкольн-центре он сказал, что сценарий, который он тоже написал, правда, в содружестве со Стивеном Бейгелманом, вдохновлялся картинками, которые рисовало его воображение. Чидла заинтересовал один из самых трудных периодов жизни гения современного джаза, а именно с 1976 по 1980 год. Увлечение наркотиками стало мешать музыке, он просто физически не мог играть на трубе. И говорил таким загробным хриплым шепотом, который Чидл передает мастерски.

Весь фильм, конечно, фоном для метаний и стенаний Дэвиса служит его музыка. Пуристы джаза могут остаться недовольными той музыкальной кучей-малой, которую устроил Чидл. Никакой последовательности в выборе музыкальных отрывков. Собственно, в этом и заложено кредо постановщика. Сугубо личный, произвольный, сугубо ассоциативный взгляд на творца и его музыку.

Впрочем, без флэшбеков и здесь не обошлось. Они переносят в гораздо более благополучные времена, например, во время ухаживаний и женитьбы на красавице-танцовщице Фрэнсис Тейлор (актриса Эмайатси Коринэлди). Сочными штрихами покажут зрителям как в иные дни Дэвис безобразно распутничал, как выкладывался на записи пластинок, как страдал от жуткой артритной боли в бедре, из-за чего стал заметно хромать.

Вообще, конечно, Дэвис был не подарок по жизни. И Чидл при всей его влюбленности в героя честно показывает его склонность к насилию. В одном из эпизодов в джаз-клубе Birdland его арестовывают и избивают полицейские. Вроде все так и было. А вот эпизод, когда во время визита на студию Columbia Records он стреляет из пистолета, чтобы вытребовать должок, это, как пишут знатоки его биографии, чистый вымысел. В фильме хорошо воссоздана атмосфера угрюмого, депрессивного отшельничества Дэвиса в огромной захламленной квартире - в духе чудаковатого миллиардера Ховарда Хьюза. Но когда на горизонте появляется молодой талантливый трубач, который дает шороху на глазах у изумленного и явно ревнующего ветерана, Дэвис воскреснет к жизни и творчеству, и начнется его «болдинская осень». Он всегда как музыкант-новатор был далеко впереди, miles ahead, но мы понимаем это обычно с опозданием, когда гений от нас уже ушел в бессмертие.

Новости региона

Все новости