Капризы или патология?

Почему они так разборчивы за столом

Уважаемая редакция!

Нашему Мише 6 лет. Его еда состоит в основном из молока, яблочного сока и крекеров. Он плохо ест, можно сказать, с рождения. Конечно, нас всегда это беспокоило, и мы обращались к врачу. Доктор проверил Мишу, сказал, что он совершенно здоров, что вес и рост у него в порядке, как и подобает в его возрасте. 

Почему они так разборчивы за столом

А что же касается разборчивости в еде, то успокоил, что со временем это пройдет. Однако не проходит. Даже, как нам кажется, становится хуже. Иногда, когда мы пытаемся дать какую-то новую пищу, к примеру, шоколадные чипсы, он испытывает такое отвращение, что его тошнит.

Когда он идет на день рождения к друзьям или у нас собираются родственники, возникает проблема. Ребенок отказывается буквально от всего - от пиццы, от сладостей, от мороженого. Это так непохоже на то, что было со мной и мужем в нашем детстве. Мы оба выросли в Одессе. Мамы и бабушки нас буквально закармливали и не успокаивались, пока тарелки с борщом и курицей не опустеют. А мы никак не можем заставить Мишеньку съесть что-нибудь существенное, а не эти крекеры, к которым он так привык. Что нам делать?

Л.Ж.

Уважаемая Л.Ж!

Ваше беспокойство оправдано. Разборчивость в еде - серьезная проблема, и не такая уж редкая. Послушайте, о чем говорят между собой родители, когда собираются вместе. «Мой ни за что не берет в рот овощей», «Мой ребенок ест у курицы только крылышки», «Моя не переносит мед» и.т.д. Обычно годам к пяти-семи все это проходит. Однако не у всех. Как и в вашем случае. Дети с замедленным развитием или рожденные преждевременно, или с какими-то другими отклонениями переходят к полноценному питанию с большим трудом. Да и некоторые вполне здоровые мальчики и девочки - тоже. Считается, что у пяти процентов малышей разборчивость в еде сказывается негативно на здоровье.

Встречаются такие, кто не берет в рот ничего, кроме крекеров и нескольких видов соков, точь-в-точь как ваш Миша. Другие же ограничивают себя тремя-четырьмя видами пищи, а все остальное отвергают. Это расстройство, которое требует медицинского вмешательства. Тем более, что во многих случаях капризы с едой - проявление каких-то других проблем. Ребенок испытывает боль, у него поведенческие или эмоциональные осложнения.

«В большинстве случаев это что-то физическое, - утверждает Дженнин Сидлер, специалист по питанию из Фрэнкфорта, штат Иллинойс. - Но это может быть также аутизм, синдром Аспербергера, синдром Дауна или что-то еще». Поэтому первым делом проверьте ребенка у профессионала. Если окажется, что перечисленных выше бед нет, прислушайтесь к нескольким общим рекомендациям доктора Сидлер.

 

•Обязанность родителей - готовить для своих детишек здоровую еду. А те уже сами разберутся, что им больше всего подходит из предложенного мамами и папами.

•Родители, а также старшие братья и сестры, должны подавать пример. Им следует потратить какое-то время и дать какие-то объяснения по поводу вкуса, цвета, текстуры, питательной ценности разных блюд. «Родителям необходимо садиться и есть вместе с детьми, - говорит Дженнин Сидлер. - Они должны быть учителями в области питания».

•Сидлер рекомендует, чтобы малыши принимали пищу, сидя на высоком стульчике. Пусть родители проверят, есть ли там место, куда поставить ноги. «Не позволяйте им бродить туда-сюда и есть где попало, - подчеркивает она. - Пусть не делают это за кофейным столиком или в баре, где они любят устраиваться, чтобы за едой болтать ногами». Смотреть при этом телевизор - тоже дурная идея.

•Разрешайте ребенку исследовать текстуру пищи. «Пусть они играют с рисом или взбитым кремом», - советует Дженнин Сидлер.

•Сделайте еду забавным процессом. Поэтому уместно приобрести смешную вилку или ложку или позволять играть, пряча, к примеру, чернику внутрь печеной картофелины. «В противном случае, - говорит Сидлер, - они никогда не прикоснутся к этой картофелине».

«Мы увидели свет в конце тоннеля»

Наша читательница пишет, что обращалась к врачу, но тот не помог. Такое бывает. В этом случае не надо прекращать усилий. Постарайтесь найти другого доктора или, еще лучше, специальные клиники для детей, которые плохо едят. Есть такая, к примеру, в Балтиморе. Называется она Kennedy Krieger Institute. «Мы имеем дело с самыми разными детьми - от тех, кто не берет в рот овощи, до тех, кто вообще никогда не пробовал твердую пищу», - говорит директор программы, доктор Питер Джиролами.

Среди маленьких пациентов есть и страдающие аутизмом, проблемами пищеварения, аллергией к некоторым видам пищи, однако большинство - вполне здоровые мальчики и девочки, у которых в силу разных причин не сложились здоровые привычки в еде.

Такие лечебные учреждения можно найти во многих штатах. К примеру, в Пенсильвании есть специальная программа для плохих маленьких едоков при Penn State Hershey Medical Center. Руководит ею доктор Кит Уильямс. Он обращает внимание на то, что многие родители поступают неправильно, когда, пытаясь приобщить малышей к новой для них еде, дают им сразу большие порции. Ни в коем случае.

В программе Hershey Medical Center начинают с микроскопических доз. Скажем, даете ребенку одну горошину, кусочек лапши, крошки сыра. И приговариваете при этом: «Это так просто. Ты проглотишь за секунду». Заметили, что съел что-то, что, похоже, понравилось, постепенно увеличивайте дозы.

Именно такую стратегию доктор Уильямс применил к одному четырехлетнему мальчику, который, когда поступил в Медицинский центр, не брал в рот ничего, кроме претцелей, картофельных чипсов и яблочного сока. По совету врача, мама стала давать ему небольшой кусочек яблока и сразу после этого несколько любимых им претцелей. Каждый день кусочков яблока становилось больше, а претцелей меньше.

В течение шести недель мальчик попробовал 13 новых для него овощей и фруктов. Некоторые ему явно нравились. «Сейчас он уже сам просит клубнику и чернику, - говорит мама. - Мы увидели свет в конце тоннеля».

Кит Уильямс призывает родителей быть терпеливыми. Ребенку требуется попробовать что-то 10-15 раз, прежде чем он сочтет, что еда ему нравится. Поэтому не спешите опускать руки, если сразу не получается. Доктор считает ошибкой то, что многие мамы и папы не приобщают свое чадо к новой пище во время общего ланча или обеда, поскольку это мешает им самим наслаждаться семейной трапезой. «Не откладывайте на потом, делайте все вместе, пожертвуйте своим комфортом», - советует врач.

Еще одна распространенная ошибка. В тот момент, когда дети поступают в специализированные клиники правильного питания, родителей просят написать, что их сыновья и дочери ели и пили, по крайней мере, за последние три дня. «Когда мы смотрим на эти записи, то видим, что большинство ребятишек, отказывающихся от новой еды, целый день все время что-то перехватывали на ходу.

Неудивительно, что они не голодны», - говорит Нэнси Энтгелмайер, практикующая детская медсестра из Children‘s Hospital and Clinics of Minnesota в городе Миннеаполисе. Иными словами, все дело в неправильном режиме питания.

Надо, чтобы дети ели в определенное время, три раза в день, и лишь изредка давать им закуску в остальные часы. То же самое с питьем. «Мы видели малыша, который поглощал каждый день галлон молока и 12 унций сока, - вспоминает Энтгелмайер. - Поскольку он был переполнен жидкостями, то, естественно, не хотел есть».

Когда малыши постоянно «пасутся» в кухне и время от времени ухватывают что-нибудь со стола, это снижает их аппетит и делает их более склонными к тому, чтобы перебирать и капризничать. Установите распорядок домашнего питания и строго его придерживайтесь. Фрукты и овощи лучше всего давать утром, когда малыши более голодны.

Они проверяют вашу реакцию

Капризы за столом, может быть, вовсе и не капризы. Возможно, ваш ребенок переживает такую фазу в своей жизни, когда обостряется стремление к независимости. Разборчивость в еде - лишь один из симптомов этой тяги. Обычно это проявляется в возрасте 18-24 месяцев, и это нормальная веха в развитии. «Дети в это время обычно отвергают еду, даже ту, которую прежде любили.

И все это лишь для того, чтобы доказать свою независимость», - утверждает врач Лора Джэйна, один из авторов книги «Схватка за столом: Как родители могут, отвечая на вызов, победить, вооружившись вдумчивостью, юмором и бутылкой кетчупа». Лора Джэйна советует: дайте малышам проявить самостоятельность. Пусть они сами выбирают: бобы или морковка, блины или вафли, хумус или авокадо.

Если у вас есть какие-то особые соображения, скажем, купили целый большой пакет сладкого картофеля и надо его обязательно употребить в пищу, тогда предоставьте право выбора в чем-то другом. Например, чем намазать - маслом или кленовым сиропом. Или даже какого цвета тарелками воспользоваться. Главное - чтобы слово было за ребенком. Ему это позарез необходимо.

Исследования, проведенные недавно в Пенсильвании специалистами из Penn State University, показали: 94% детей в возрасте от трех до пяти лет ели кусочки фруктов и овощей, когда был выбор по крайней мере из трех видов пищи. И лишь 70% прикоснулись к еде, когда выбора не было, один-единственный вариант.

Другая ситуация. Малыши осознали, что они - хозяева положения, и начинают испытывать ваше терпение. Зачастую уклонение от еды - просто способ обратить на себя внимание. Уже знакомый нам доктор Джиролами из Балтимора рассказал такую историю: «У нас был малолетний пациент, который сказал маме, что хочет попробовать бэйгл. Она послала мужа в булочную.

Он с торжеством принес все виды бэйгл, которые были на полке. Ребенок не прикоснулся ни к одному, невзирая на уговоры. Мораль? Не поднимайте большого шума вокруг желания дитяти что-то попробовать. Чем незаметнее вы удовлетворите это желания, тем больше будет пользы».

«Это проблема контроля, - подчеркивает Джил Кэсл, эксперт по детскому питанию, соавтор книги «Бесстрашное кормление: Как растить здорового едока от детского стульчика до старших классов». - Отталкивая тарелку и вопя «Не хочу», они, может быть, просто проверяют вашу реакцию». «Когда ваше дитя отказывается от еды, самое худшее, что вы можете сделать, - это показать, что вы расстроены или рассержены», - поясняет Кэсл.

Если в таких случаях проявлять настойчивость и уговаривать или заставлять съесть ту или иную пищу, это может привести к обратному результату: ваш сын или дочка возненавидят то, что проглотили по принуждению, и в дальнейшем будут всеми силами избегать этой еды. В чем же правильный подход? «Малышам нужна ваша реакция, - продолжает доктор Кэсл. - И если они ее не получают, маловероятно, что в следующий раз они прибегнут к той же тактике». Не ест, выплевывает, канючит? Не обнаруживая никаких эмоций, отступитесь и скажите: «Хорошо. Может быть, проголодаешься позже».

С оглядкой на окружающих

Малыши очень внимательно присматриваются к тому, что едят другие дети. Ваш сын подружился с мальчиком, который предпочитает всегда только пиццу и чипсы. Увидев в руках вашего ребенка сэндвич или кусок дыни, приятель может сказать пренебрежительно что-нибудь вроде: «Фу, гадость». Этого достаточно, чтобы вкусы сына поменялись. Постарайтесь подбирать в окружение ребенка кого-то, кто хорошо ест и может оказать влияние на ваше чадо.

Исследования, проведенные в Англии, показали, что ребята от трех до семи скорее всего попробуют новую для них пищу, если видели, что ее едят те, кто постарше. Поэтому если ваш ребенок якшается исключительно с капризными едоками, постарайтесь «внедрить» рядом кого-то еще, кто будет влиять на него положительно. Это могут быть, к примеру, более старшие дети из числа родственников.

Но сделать это необходимо незаметно и непринужденно. Если ваш ребенок почувствует, что что-то специально подстроено, он будет реагировать на 12-летнего двоюродного брата так же, как на маму или папу, то есть отторгать, не брать пример, а поступать наоборот.

Обычно, когда есть старшие братья и сестры, это снижает вероятность появления в семье малышей, слишком разборчивых в еде. Об этом свидетельствуют исследования, проведенные в Норвегии. Почему шансы меньше? По мнению экспертов, потому, что родители уже научились чему-то, когда имели дело со старшими детьми, и не повторяют прежних ошибок. 

Новости региона

Все новости