Убийство полицейского в Квинсе

В субботу вечером в Квинсе очередной чернокожий преступник-рецидивист выстрелами в упор смертельно ранил полицейского. Патрульные 105 участка Брайан Мор и Эрик Дженсен в гражданской одежде и машине без опознавательных знаков объезжали свою территорию в районе Квинс-вилледж. 

Убийство полицейского в Квинсе

Как-то я провел лето в этом тихом и благонравном районе, застроенном дорогими домами, меж которыми по субботам пусто, а в остальные дни передвигаются правопослушные господа в головных уборах, за которые в бывшем СССР не принимали в элитные вузы.

Но, возможно, я жил в другой части Квинс-вилледж, а у перекрестка 212 стрит и 104 авеню патрульные Мор и Дженсен в 6.15 вечера заметили известного им афроамериканца Диметриуса Блэквелла, который подозрительно прятал что-то за пояс. Когда машина полицейских подъехала к Блэквеллу сзади, сидевший за рулем Мор якобы спросил: «Что это у тебя за поясом?», на что Блэквелл якобы ответил: «Да есть кое-что», достал револьвер - и через открытое стекло сделал три выстрела, попав 25-летнему Брайану Мору в лицо.

Мой знакомый сержант полиции, попросив не называть его, подверг этот диалог сомнению, а мой знакомый эксперт, тоже предпочтя анонимность, сказал, что если все было так, то Мор действовал крайне неосторожно и непрофессионально, заранее зная, с кем он имеет дело.

Брайан Мор скончался в понедельник утром

30-летний полицейский Эрик Дженсен, напарник Брайана Мора, не пострадал и тут же по радио поднял тревогу. Через считанные минуты на месте происшествия были больше десятка полицейских машин, появились инструкторы с собаками, а в небе завис вертолет. Район места преступления был перекрыт, все выезды на автостраду Белт-парквей взяты под наблюдение.

Раненого Мора перенесли в другую патрульную машину и доставили в больницу Jamaica Hospital, где ввели в искусственную кому и подготовили к операции. Сначала врачи сказали, что он останется жив, но затем его состояние ухудшилось. Как стало позже известно, пуля попала Брайану в лоб и вышла в шее, повредив ствол мозга. Операция длилась четыре часа. После нее в больницу вызвали священника Полицейского управления. В понедельник утром у Мора резко упало кровяное давление, и в 11.15 врачи были вынуждены отключить его от аппарата искусственного жизнеобеспечения.

«Выстрелы в полицейского Брайана Мора в минувший уик-энд были прискорбным актом насилия, который отнял у Нью-Йорка одного из его лучших, - сказано в официальном заявлении губернатора Эндрю Куомо. - Служа в нью-йоркской полиции, Мор ставил безопасность сограждан выше собственной, и мы будем помнить его службу с благодарностью и гордостью. Я присоединяюсь к нью-йоркцам со скорбью о его кончине и выражаю глубочайшее соболезнование его родным и близким».

О том, что Диметриус Блэквелл был вооружен револьвером, судят потому, что на месте преступления не нашли стреляных гильз. Сначала ему удалось скрыться - Блэквелл прыгнул через забор на 104 стрит, пробежал по тротуару три квартала и свернул к своему дому, где его нашли и арестовали примерно через полтора часа после выстрелов. В участке его опознали три очевидца, включая Эрика Дженсена.

Диметриус не отказывался от разговора с детективами и с некоторой гордостью рассказал, что друзья называют его «Ди» и кличут «Hell-Raiser» - по названию кинотриллера, который в русском прокате называется «Восставший из ада». Первым делом «Ди» потребовал адвоката и встречу с мамой.

Сначала его обвинили в двух попытках убийства полицейского, за что положено лишение свободы на срок от 25 лет до пожизненного. Но после смерти Мора это обвинение преквалифицируют на умышленное убийство первой степени, хотя на судьбе рецидивиста Блэквелла это мало отразится, и он так или иначе попадет за решетку на всю оставшуюся жизнь. Районный прокурор Квинса Ричард Браун подтвердил, что новое обвинение будет направлено большому жюри до того, как в пятницу Блэквелл второй раз предстанет перед судьей. В прошлом его судили за уголовные преступления 9 раз.

В июле 2000 года «Ди» арестовали за попытку убийства, когда он тоже несколько раз выстрелил в сидевшего в автомобиле мужчину. За это Блэквелл отсидел 5 лет и в 2007 году попал за решетку еще на 15 месяцев за нарушение условий надзора. Помимо этого его арестовывали и судили за грабеж, нападение, кражу и хранение наркотиков. После освобождения в 2008 году из тюрьмы Даннемора в штате Нью-Йорк Блэквелл находится под административным надзором.

В Управлении исправительных учреждений штата сообщили, что з\к Диметриус Блэквелл «плохо приспосабливался к режиму содержания». Известно, что он страдает эпилепсией, что у него трехлетняя дочь, а его младший двоюродный брат Кори Блэквелл профессиональный футболист и играл левым защитником в клубе New York Giants.

«Восставший из ада» на скамье подсудимых

В воскресенье Диметриуса Блэквелла доставили в суд из участка в белой полиэтиленовой хламиде, из-под которой виднелись тюремные татуировки - как обычно в случаях убийств, подозреваемого раздевают догола для экспертизы одежды, а в тюрьму «Ди» еще не перевели и спецодежду еще не выдали. Как заявил обвинитель Питер Маккормик, «это было не больше и не меньше как покушение на убийство одного из полицейских Нью-Йорка, которые отважно делали то, что делают каждый день - рисковали жизнью».

В зал суда набилось больше сотни полицейских, а на улице глава профсоюза патрульных Патрик Линч назвал Блэквелла «негодяем, который гордится, что его называют ‘Восставшим из ада’» и добавил: «Но мы добьемся, чтобы он больше никогда не делал ад из нью-йоркских улиц. Запомните, если нападают на одного полицейского, то нападают на всех нас». Назначенный судом адвокат Дэвид Барт сообщил, что у его клиента жена и маленький ребенок-дочь и заявил, что Диметриуса задержали в своем доме без ордера на арест, то есть фактически незаконно. Судья Майкл Явинский с этим не согласился и оставил его под стражей без права освобождения под залог.

Револьвер, из которого стрелял Блэквелл, искали до утра понедельника, назначив за его находку награду в сумме от 2,5 до 5 тыс. долларов. В итоге небольшой револьвер Taurus 38 калибра был найден в траве двора дома на 104 роуд. В барабане револьвера были три стреляные гильзы, что подтвердило три сделанных из него выстрела. Вскоре было установлено, что это один из 23 револьверов и пистолетов, украденных в оружейном магазине в штате Джорджия в 2011 году. В полиции уточнили, что с тех пор в Нью-Йорке у арестованных преступников обнаружили 9 стволов из этой партии.

Брайан Мор вырос в семье полицейских, его отец и дядя были сержантами, он жил на Лонг-Айленде и служил в полиции с 2010 года. Мор стал пятым нью-йоркским полицейским, в которого стреляли за пять минувших месяцев, и третьим убитым. Прибывший в больницу мэр Билл де Блазио заявил, что «наши сердца с его семьей», и назвал субботу «болезненным днем для всех нас», включая горожан и полицию Нью-Йорка.

Интересно, что пару месяцев до этого полицейским Нью-Йорка раздали новые правила несения патрульной службы. На пяти страницах правил их проинструктировали, как проводить задержания и осмотр прохожих. В частности, там указано, что этого нельзя делать только из-за «подозрительных движений» прохожего, который, например, лезет за пояс. Так оно и произошло вечером 2 мая в Квинсе.

Правоохрана с человеческим лицом

Пару недель назад федеральный куратор работы нью-йоркской полиции Питер Зимрот представил судье Анализе Торре составленный им кодекс поведения полицейских. С 75 пунктами кодекса должны ознакомить очередной выпуск Полицейской академии, который состоится в июне. Полицейских обяжут в общении с населением не позволять себе расистских и сексистских выходок или намеков; не дерзить и не насмехаться, а главное - не останавливать граждан без веской причины. «Избегайте стереотипных предположений, - гласит один пункт кодекса, - вроде выражения ‘хотя он ирландец, я никогда не видел его пьяным’».

Полицейским также предписано разговаривать с гражданами медленно и разборчиво, особенно обращаясь к людям, для которых английский не родной. В другом пункте отмечено, что «полицейские часто забывают, что большинство членов общества хорошие, законопослушные люди, которые ценят их присутствие и положительное влияние, которое полиция оказывает на детей и молодежь».

Должность Питера Зимрота была установлена в 2013 году решением федерального манхэттенского судьи Шайры Шейндлин, которая сочла неконституционной некоторые положения полицейской тактики «останови-и-обыщи». Рассмотрев кодекс Зимрота, федеральный судья Торрес, которая заменила Шайру Шейндлин, одобрила все 140 страниц этого документа, который очень косвенно можно считать смертным приговором Брайану Мору.

Нет нужды лишний раз повторять о массовых протестах против полицейской жестокости по отношению к чернокожим, погибшим якобы по вине полиции в Нью-Йорке, Фергюсоне и Балтиморе, которые приняли порой не контролируемый властями размах, превращаясь в погромы, поджоги и мародерство.

Верховные власти, от мэров до губернаторов и президента, заняли позицию «правоохраны с человеческим лицом», заявляя, что нарушать закон нельзя, но в данном случае можно понять причины, по которым его нарушают.

«Демонстранты не станут блокировать движение в знак протеста против засады в субботу вечером в Квинсе на Брайана Мора, - написала редакция газеты New York Post в понедельник, - пятого полицейского Нью-Йорка, в которого стреляли во время службы с декабря прошлого года». Ни в одном сообщении наших СМИ об этом инциденте я не нашел упоминания, что черный преступник стрелял в белого полицейского - это политически некорректно и видно только по фотографиям.

Но это правильно - в действиях Диметриуса Блэквуда нет и грамма расизма - он точно так же пустил бы пулю в лоб черному полицейскому. Все дело в том, что полицейские, как отметил в суде помощник районного прокурора Квинса, «отважно делают свое дело, каждый день рискуя жизнью». Риск быть убитым заложен в профессию полицейского, в связи с чем он вооружен и очень опасен для того, кого сочтет опасным. Беда в том, что социальные проблемы и пути их решения в нашей стране превращают полицию из стражей порядка, которым беспрекословно доверяешь и безоговорочно подчиняешься, в подозрительную группу вооруженных людей, которым все сходит с рук.

Америку ждет жаркое лето массовых беспорядков

Решать эти проблемы можно по-разному, но не так, как балтиморский мэр Стефани Роулингс-Блэйк, заявившая, что «когда страна смотрит на нас, неужели мы, три черные женщины на разных уровнях власти, не можем добиться справедливости и выздоровления этой общины?» Афроамериканка Роулингс-Блэйк имела в виду себя, мэрилендского прокурора Мэрилин Мосби и нового министра юстиции Лоретту Линч.

Такие заявления не сплачивают, а раскалывают общество, что на днях подтвердили результаты опроса, проведенного газетой Wall Street Journal и телеканалом NBC News. 98% опрошенных взрослых сказали, что этим летом в Америке могут произойти новые расовые волнения, то есть последний инцидент в Балтиморе не местный случай, а симптом национальной проблемы.

На вопрос о причинах таких волнений, 60% чернокожих респондетов ответили, что это «постоянные разочарования в том, как полиция обращается с афроамериканцами». 27% сказали, что в этих беспорядках виноваты люди, которые используют смерть задержанного полицией афроамериканца, «как оправдание мародерства и насилия».

Среди белых опрошенных так же ответили 58%, а 32% сослались на «постоянные разочарования». Опрос, охвативший 509 респондентов, проводился с 26 по 30 апреля, сразу после беспорядков в Балтиморе из-за пока не объясненной смерти молодого афроамериканца Фредди Грэя. Хорошо было Шекспиру написать, что зима тревоги нашей позади - Америку ждет жаркое и тревожное лето. 

Новости региона

Все новости