Прогнозы и неврозы

Как будут выглядеть Америка и мир в недалеком будущем

Журнал “Нэшнл джиографик” хорошо известен любителям путешествий, природной и антропологической экзотики, но недавно он пережил свой час всеобщего внимания. Журнал опубликовал серию фотографий: “Как американцы будут выглядеть в 2050 году” и пришел к выводу - “Прекрасно!” Ой ли? 

Как будут выглядеть Америка и мир в недалеком будущем
Фото: nationalgeographic.com

ЦВЕТОВ НЕ ЗАМЕЧАЯ

Большинство персонажей в галерее “Нэшнл джиографик” не имеют определенной расовой и этнической принадлежности. Это мулаты и метисы (или, политкорректно, люди смешанных рас). Центральный портрет в этой подборке (как и все другие сделанный с помощью фотошопа), вызывает затруднения даже в попытке понять кто это - мужчина или женщина. Подобные типажи можно увидеть и сегодня, но, согласно прогнозу, так будут выглядеть большинство американцев, образовавших путем смешанных браков мегарасу.

В 2000 году Бюро переписи населения США впервые предусмотрело возможность отметить при заполнении анкеты «больше, чем одну расу», и около 7 миллионов участников переписи оказались в этой категории. Через 10 лет число это увеличилось на треть, к сегодняшнему дню, очевидно, в Америке живут около 15 миллионов «полукровок». Согласно “Уолл-стрит джорнал”, в 2010 году 15% новых браков были смешанными, ныне - около 20%. Больше всего смешанных браков у азиатов - 30%, далее следуют “латиносы” - более четверти и черные - около 20%. На Гавайях 4 из 10 браков смешанные.

Согласно опросу, проведенному совместно журналом «Атлантик» и Институтом Аспен, 44% американцев считают, что испанский язык уже через 10 лет будет более распространенным в США, чем английский. Политкорректная пресса и оптимисты-либералы воспринимают эти перемены с энтузиазмом и видят в них путь к одолению национализма, расизма и прочей предубежденности и даже условие воцарения всеобщего мира и взаимопонимания. Color blind society - общество, не замечающее расовых различий, -заветная мечта гуманистов.

Скептики, как правило, белые, помалкивают, но это не означает смирение и согласие с мегарасовой перспективой. Белых на планете все меньше, всего около 10%, прирост населения Земли почти всецело за счет цветных. И дело не только в том, что белая раса растворится и ее генетические следы можно будет отыскать у потомков только в лабораториях.

В нынешнем мире множество свидетельств, что общая раса, язык и религия не спасают от враждебности, войн и геноцида. И в Америке, хотя здесь смешение кровей и культур происходит интенсивней, чем где-либо в мире, расовое напряжение усиливается.

Вот еще один деликатный момент. Для человека со стороны кажется, что эти общности внутри себя едины и монолитны: черные, “латиносы”, азиаты, арабы-мусульмане. Но это не так. Внутри каждой расовой, этнической, религиозной группы - свои различия и отчуждение. У афроамериканцев роль играют оттенки черного: те, кто посветлее - аристократия.

У испаноговорящих свои границы и нюансы в отношениях, связанные со страной исхода. Еще больше различий такого рода у азиатов - кто выше, кто ниже достоинством. У мусульман множество сект, и во имя Аллаха и пророка Мохаммеда, если не убивают друг друга, то и добрых чувств друг к другу и желания сблизиться не испытывают.

Чтобы было понятней и наглядней, достаточно присмотреться к нашей общине. Для тех, кто смотрит со стороны, все “рашенз”. А если смотреть изнутри – различия в акценте, манерах, юморе - и глаза бы не смотрели. И еще. Для психологической стабильности очень важна самоидентификация человека, его ассоциативная связь с историей и социальной группой.

Нужно ответить себе - кто я, где мое место, в чем предназначение. Когда-то историк Лев Гумилев (сын Гумилева и Ахматовой) пугал Россию и весь мир “этническими химерами” - смешением разнородного, разрушающим личность и общество. Теория не получила поддержки в советские времена, но сегодня, в век мультикультурности и космополитизма, у нее больше сторонников, чем когда-либо ранее.

Но отношения между социальными группами определяются прежде всего не цветом кожи, не традициями и привычками, а реальными интересами “здесь и теперь”. В первую очередь - экономическими интересами, условиями жизни. Что готовит будущее в этой сфере?

ЛУЧШЕ И ВЕСЕЛЕЕ. ИЛИ НЕТ?

Журнал “Атлантик” провел общенациональный опрос - каким американцы видят будущее через 10 лет. Далеко лучше не заглядывать, жизнь показала, что долгосрочные прогнозы, как правило, не оправдываются. Данные опроса свидетельствуют, насколько пошатнулась уверенность американцев в безоблачном будущем сияющего града на холме. Респонденты настроены пессимистически, и самое примечательное - в их представлении Америка будет еще более, чем сегодня, разделена экономическим неравенством.

Большинство сходится на том, что роль США в мире уменьшается, в то время как роль Китая еще более возрастет. Особенно тревожно настроены белые. 59% считают, что “страна идет в неправильном направлении”. Главные проблемы, вызывающие тревогу за будущее, - национальный долг, здравоохранение, обеспеченность работой.

Только 29% считают, что смогут обеспечить детям образование на уровне колледжа и 25% - что дети смогут легко найти работу. Только 30% опрошенных верят, что следующее поколение будет жить лучше нынешнего (по данным исследовательского Центра Пью). 66% убеждены, что экономическое неравенство усилится и 67% - что деньги будут еще больше влиять на политику. Только 24% белых думают, что напряженная работа обеспечит для них благополучие.

А ждет ли Америку что-нибудь позитивное? Как всегда, для кого как. 73% считают, что однополые браки будут легализованы повсеместно. В то же время традиционный брак будет слабеть, а сожительство в разных формах будет развиваться. Сторонники свободной продажи марихуаны также могут ожидать перемены к лучшему (по их понятиям).

Скептическое представление о недалеком будущем сочетается с убежденностью в дальнейшем технологическом прогрессе. Опрос Центра Пью показал, что американцы с нетерпением ожидают автомобили без водителей, летающих роботов и освоение Солнечной системы. 59% считают, что технологии улучшают жизнь. 62% надеются, что при медицинской необходимости органы тела будут выращиваться в лабораториях, но только 20% согласны есть искусственную пищу.

Особенно настороженно воспринимается перспектива модификации ДНК человека с целью улучшения его интеллектуальных и физических возможностей - 66% против. Это уже не фантазия, только что пришло сообщение из Китая, где ученые “перешагнули этическую границу” в исследованиях в этом направлении, изменив ДНК эмбриона. В Китае создан самый большой в мире центр по изучению генома, и здесь нет ограничений, которые действуют в США и Европе.

Поэтому западные компании, институты и ученые проводят многие исследовательские работы в Китае, в особенности “неполиткорректные”, связанные с расовыми различиями в способностях. В перспективе биологический отбор может обеспечить рождение более талантливых, продуктивных, здоровых людей, но только богатые страны и родители смогут использовать эти возможности. Сегодня идея кажется ужасающей, но каким будет отношение завтра?

Подытожим: только 32% американцев думают, что лучшие дни страны в будущем (данные опроса этого года, проведенного исследовательской компанией «Расмуссен Рипортс»).

Мало радости испытали слушатели дискуссии с участием Нобелевского лауреата профессора Колумбийского университета Джозефа Стиглица и профессора Лондонской школы экономики, президента Британской Академии наук Николаса Стерна. Стиглиц одним из первых писал о нарастающем экономическом неравенстве в стране и в мире, он покинул пост главного экономиста Всемирного банка из-за несогласия с моделью приватизации, предложенной Западом России, предупреждал о ее социальных последствиях.

Его новая книга “Великое разделение: общество неравенства” вызвала широкие дискуссии, и хотя у оппонентов нет серьезных теоретических и моральных аргументов, на деле мало что меняется, и трудно представить, каким образом может измениться в будущем. Николас Стерн, заменивший Стиглица во Всемирном банке, представил еще более мрачную картину в только что изданной книге “Почему мы ждем?

Логика, срочность и возможности, связанные с изменением климата”. Но, согласно данным Центра Пью, только 19% американцев верят, что погоду можно будет контролировать, и большинство экспертов считает, что время упущено. В 1972 году исследователь из Калифорнийского университета, Нобелевский лауреат Шервуд Роуланд поставил вопрос о губительных последствиях для планеты химического загрязнения атмосферы. Для начала его обвинили в связях с КГБ, но в последние годы о глобальных изменениях климата говорят и многие другие Нобелевские лауреаты и главы государств. Но положение хуже год от года.

НОВЫЙ ОБЛИК ДЕМОКРАТИИ

Одна из особенностей нового времени - возникновение негосударственных организаций, способных оказать решающее влияние на жизнь Америки и всего мира. Наиболее наглядны сегодня международные (точнее, наверное, вненародные) корпорации и финансовые структуры. Государства, ООН, Интерпол, всякого рода агентства с конституциями, законами и уставами во многих случаях не могут контролировать новые центры силы. Обама, президент самой могущественной страны в мире, бессилен, когда пытается затронуть распределение национального богатства и изменить налоговую политику.

Всевластный Путин даже в нынешних кризисных условиях не может заставить олигархов вкладывать награбленное в национальную экономику, а не переправлять в оффшоры и недвижимость в Европе и в США. Что уж говорить о лидерах и институтах с меньшими возможностями. Рост влияния глобальных корпораций и финансовых центров предвиделся уже давно, конспирология мировых правительств стала популярной еще в послевоенные годы, а в последние двадцать лет, когда власть сверхдержав пошатнулась, эта теория, по преимуществу в мракобесных формах, овладела широкими массами.

Другой новый феномен - до недавнего никто не мог предугадать, что терроризм обретет глобальный масштаб и станет серьезным вызовом правительствам и международным организациям. Знаменитый бестселлер Фрэнсиса Фукуямы “Конец истории”, опубликованный в 1992 году, сегодня воспринимается скорее анекдотически, чем как серьезное футурологическое исследование.

Фукуяма пророчествовал: “Мы наглядно видим не только окончание “холодной войны”, или какого-то периода послевоенной истории, но конец истории как таковой, что означает конец идеологической эволюции человечества и универсализацию западной либеральной демократии как конечной формы управления”. Но в реальности вместо “универсального и однородного” мира мы видим все больше хаоса и идеологического размежевания, все чаще перерастающего в кровопролитие.

Демократия, которая постоянно расширяла границы гражданских прав и свобод, оказалась перед необходимостью их ограничения - обыски в аэропортах, камеры повсеместно, шпионаж за собственными гражданами. Оруэлловские прогнозы сбылись сполна там, где их менее всего ожидали.

Видный австрийский философ, исследователь западной культуры Иван Иллич писал, что “все правительства станут более или менее похожими”, потому что новые технологии будет выполнять функции управления более эффективно, чем власти. На деле власти и те, в чьих руках технологии, приумножили свои силы и влияние на все стороны жизни людей. Но вместе с тем Интернет, социальные медиа дали рядовым гражданам беспрецедентную возможность выразить свои убеждения и настроения, создавать объединения, проводить политические акции. Необязательно тратить миллионы на телерекламу в прайм-тайм, чтобы быть замеченным и услышанным.

Видео, фото, и призывы на “Ютьюбе” и в “Фейсбуке” во многих случаях решают эту задачу. Целью может быть решение важной социальной проблемы или просто развлечение, но все чаще - мобилизация фанатиков и экстремистов или организация погромной демонстрации.

Одним из ведущих экспертов в области прогнозирования глобальных последствий Интернета стал молодой ученый из Беларуси Евгений Морозов. Я слушал его неоднократно, и его скептицизм по поводу надежды, что Интернет помогает развитию демократии, звучит весьма убедительно.

Дело не только в правительственных злоупотреблениях, возможно, еще опасней расистская, националистическая, культовая пропаганда, криминальная активность, нравственная коррупция в масштабах, невиданных в прежней истории.

На днях в Институте открытого общества профессор Центрального европейского университета и Университета в Вашингтоне Филип Ховард представил свою новую книгу “Мир техники: как Интернет освободит нас или лишит нас свободы”. Широко известны его бестселлеры “Управляемый гражданин” и “Цифровая основа диктатуры и демократии”. Автор пишет о том, как “смартфоны и телевизоры наблюдают за каждым шагом и передают информацию согласно программе.

Вскоре, если вы задолжали, банк сможет блокировать вам доступ к вашему автомобилю или квартире. Медицинское устройство, помогающее вашей жизнедеятельности, посылает данные страховым компаниям. Холодильник и кондиционер могут исправно служить домашними шпионами.”

“Угроза личной безопасности беспредельна, как и потенциал социального контроля и манипуляций”, такой неутешительный вывод дискуссии.

В нынешнем мире темп развития событий столь стремителен, что не нужно долго ждать, когда на нас обрушится очередное предсказание. Все меньше желающих заглядывать в будущее, поскольку страшит оно больше, чем радует, и авторы прогнозов все чаще выставляют себя на посмешище. Среди пророков и предсказателей множество шарлатанов, но и вполне образованные люди нередко обещают несусветное.

Наше знание ограничено историей, культурой и личным опытом, и когда обстановка и время меняются, прошлые представления не работают. Если бы кто-то и смог заглянуть за горизонт - кто будет слушать, кто поверит. Сплошное разочарование, сплошной скептицизм.

В условиях, когда доверие к экспертам, лидерам и институтам снизилось, как никогда раньше, все больше людей будут искать ответы на вопросы не у консультантов и не на Интернете, а в религии - без посредников и институтов. Бог не умрет. В нынешней неопределенности, в неверии земным авторитетам и возможностям, это будет очень плюралистичный Всевышний, носитель истины, справедливости и надежды, причем у каждого свой.

Привычные представления о религии, ее нормах меняются на глазах. Вот не только в «Коде да Винчи», но и в публикациях серьезных теологов приводятся аргументы о жене Иисуса. Появился фрагмент древнего папируса с таким свидетельством - “Godspell of Jesus’ wife”, представленный в работах профессора Гарвардской школы теологии Карен Кинг. Церковные каноны перетолковываются, чтобы найти негреховное место гомосексуализму (“Секретное Евангелие от Марка”, в литературе и искусстве это уже давно не новая тема).

Сторонники полигамии и педофилии ссылаются себе в оправдание на Библию и другие древние тексты.

Когда утверждать и доказывать можно что угодно, и абсурд не отличить от откровения, дефицита в ясновидцах и предсказателях не будет. Лучше Жванецкого о прогнозах не скажешь: “Выпьем, чтоб не сбылось”! 

Новости региона

Все новости