Выборы-2016: кто против Хиллари?

(Или все же не Хиллари?)

Кто будет следующим хозяином Белого дома? Это, как говорят американцы, «вопрос на миллион долларов». Хотя правильнее было бы сказать «на миллиард». А еще точнее - «на миллиарды». 

(Или все же не Хиллари?)

Фаворит начинающейся президентской гонки Хиллари Клинтон намерена собрать в свой «боевой сундук» $2,5 млрд - это соответствовало бы коллективным расходам на избирательную кампанию «всей президентской рати» кандидатов-республиканцев. Кто-то из этих «кандидатов в кандидаты» будет ей противостоять. Но кто именно - пока сказать трудно.

На популярном интернет-сайте huffingtonpost, где бывает много любопытных политических публикаций, блоггер Джеймс Хеффернан ставит вопрос: зачем Хиллари нужно так много денег на избирательную кампанию? Почему бы ей не сократить эту гигантскую сумму на полтора миллиарда - тогда остался бы тоже немалый «сундук» размером в миллиард долларов (столько потратил Обама на выборах 2012 года)?

Ведь ей практически гарантирована номинация от Демократической партии - «если только она не выпадет из самолета». Пусть, мол, сэкономленные деньги пойдут на какие-либо созидательные цели.

Хиллари готовится к отражению атак

Есть предположение, что г-же Клинтон будут нужны столь колоссальные средства, чтобы обезвредить «вражескую» пропаганду в СМИ. Первые атакующие ласточки уже пролетели, дальше полетят птицы помощнее - республиканцы готовятся развернуть крупномасштабное наступление на фаворита Демпартии.

Основные пропагандистские усилия будут направлены на разоблачение «нечестности» и «неразборчивой жадности» Клинтонов - и Хиллари, и Билла: оппоненты г-жи Клинтон будут пытаться доказать наличие связи (т.е. конфликт интересов) между ее работой на посту госсекретаря и крупными пожертвованиями в пользу Клинтоновского фонда от зарубежных доноров. Подробнее об этом - ниже.

Но даже с учетом этих угроз, считают многие эксперты, Хиллари может особо не напрягаться: у нее есть такие преимущества перед всеми другими кандидатами от обеих партий, что она способна одержать верх над ними, не расходуя столько денег, сколько будут тратить они.

Еще в 2000 году, когда бывшая Первая леди США выдвинула свою кандидатуру в Сенат от штата Нью-Йорк, ее противник, республиканец Рик Лазио потратил на избирательную кампанию $40 млн, а Хиллари хватило $29 млн, чтобы побить его, причем с крупным счетом: она получила 55% голосов, Лазио - 43%.

Сегодня, 15 лет спустя, за ее плечами не только восемь лет пребывания в Белом доме в качестве Первой леди, но и восемь лет в Сенате и четыре года на посту госсекретаря США. Хиллари Клинтон однажды уже баллотировалась в президенты, проиграв в 2008 году (причем ненамного) Обаме.

Ее знает вся страна, весь мир. Относиться к ней можно по-разному, но никто не может отрицать, что у нее уникальный опыт работы в высших политических сферах.

Этот опыт, однако, будет для нее не только преимуществом, но и бременем. Во-первых, более молодые оппоненты-республиканцы будут напирать на ее возраст, который как бы исключает новое мышление и радикальные реформы. Во-вторых, ей наверняка припомнят и отсутствие каких-либо эпохальных результатов во время ее работы в Сенате и длинный список внешнеполитических фиаско Америки в бытность ее госсекретарем.

Будут говорить о том, чем обернулась поддержанная Вашингтоном так называемая «арабская весна»; о катастрофических результатах ухода Америки из Ирака и Афганистана; о ливийской трагедии 2012 года, когда атака исламистов на консульство США в Бенгази (Ливия) унесла жизни американского посла и еще троих дипломатов; о пророческой некомпетентности Госдепа, изготовившего в качестве подарка главе российского МИД Сергею Лаврову кнопку с надписью «Перегрузка» вместо «Перезагрузка» (накликали перегрузку - будь здоров!), и о многом другом.

Номинация - еще не победа на выборах

И все же, несмотря ни на что, номинация Хиллари от Демократической партии - вопрос решенный, считают эксперты. А вот ее избрание на пост президента отнюдь не гарантировано и даже вызывает довольно серьезные сомнения - несмотря на ее богатый опыт, доступ к почти неограниченным донорским деньгам и привлекательность для многих избирателей перспективы избрания первой женщины-президента.

Те, кто жил в Америке в годы президентства Клинтона, помнят его многочисленные скандалы и то, как он раз за разом из них успешно выпутывался, заслужив кличку «скользкий Вилли». Хиллари была всегда рядом, причем в свою бытность Первой леди она выходила за рамки этой церемониальной роли, участвуя в проводимых в Белом доме совещаниях. Аппарат Белого дома ее боялся и ненавидел, чему есть свидетельства.

Сегодня, похоже, она применяет ранее накопленный обширный багаж «скользкости»: чего стоит одна лишь история о том, как на посту госсекретаря она пользовалась для служебной переписки личным имейлом вместо официального госдеповского, и как потом она, передавая свою электронную переписку Госдепу, недосчиталась 30 000 входящих и исходящих посланий, которые она, по ее словам, стерла «за ненадобностью».

Надобность стереть эти имейлы, видимо, была, и немалая. Газета The New York Times подробно описывает один вопиющий случай, который, по словам экс-кандидата в президенты Митта Ромни, «выглядит как коррупция». Руководимый Хиллари Госдепартамент фактически дал добро на приобретение «Росатомом» пятой части всех урановых резервов США - тут впору поставить не один, а три восклицательных знака!!!

Номинально запасы стратегического сырья были проданы канадской компании Uranium One, отцы-основатели которой «по совпадению» пожертвовали Клинтоновскому фонду $2,35 млн. Они же продали 100% акций компании «Росатом». А вскоре после утверждения американским правительством урановой сделки Билл Клинтон посетил Москву и, прочитав там лекцию, получил за нее $500 000. Тоже «совпадение»?

Удивительным образом у Билла Клинтона гонорары за публичные выступления идут рука об руку с пожертвованиями в пользу его благотворительного фонда. Пожертвованиями, уточним, которые делает не он из своих гонораров, а те самые компании, которые ему гонорары платят.

По данным The Washington Post, за период с 2001 по 2013 год Билл, сохраняющий необъяснимо высокую популярность, невзирая на импичмент 1998 года, получил в виде гонораров за выступления $26 млн от компаний-доноров The Clinton Foundation. Это - четвертая часть того, что он заработал лекциями за указанный период. Видимо, договоренности с донорами были по типу: столько-то отсыпьте в фонд, а столько-то - мне.

Клинтоновский фонд в значительной степени зависит именно от зарубежных доноров (американский закон запрещает иностранные пожертвования в фонды избирательных кампаний, зато в частные нон-профиты - пожалуйста). Неразборчивая жадность Клинтонов - в отношении России особенно - наверняка громко аукнется Хиллари. Возмущены не только республиканцы, но и многие демократы. Так что «еще не вечер», победу ей праздновать рано.

Реальные альтернативы остаются за скобками

«Безальтернативность Хиллари» - миф, созданный ей самой и истэблишментом Демпартии. На самом деле альтернативы есть - в том числе и из числа политиков-женщин. Лично мне очень жаль, что о своем отказе от участия в президентской гонке объявила Элизабет Уоррен - сенатор от штата Массачусетс. Ей 65 лет, она бывший профессор Гарварда и специалист по банкротствам, личным финансам и защите прав потребителей.

Во многом благодаря ее усилиям после «Великой рецессии» 2007-2009 годов было создано федеральное Бюро по финансовой защите потребителей - она работала в этом бюро в качестве специального советника президента и министра финансов США. На выборах 2012 года она была избрана в Сенат США от штата Массачусетс на место, которое в 2010-м занял после смерти Эдварда Кеннеди республиканец Скотт Браун.

В Сенате Элизабет Уоррен занимается вопросами социального обеспечения, здравоохранения, образования и др. Она - активный борец за права среднего класса Америки. За ней, в отличие от Хиллари, не тянется шлейф скандалов и подозрений.

Левые «прогрессисты» уговаривали г-жу Уоррен выставить свою кандидатуру в президенты США, но... - возможно, этому воспрепятствовала партийная верхушка. Уоррен, вполне вероятно, могла бы нанести поражение Хиллари Клинтон в ходе демократических праймериз, а этого партбоссы никак не хотят допустить. Хиллари «коронована» авансом.

Не будет участвовать в президентской кампании и республиканец Митт Ромни, которого еще совсем недавно называли, базируясь на данных опросов, лучшим противовесом Хиллари со стороны республиканцев. За последние месяцы картина резко изменилась - вернее, неоднократно менялась.

У республиканцев очень много потенциальных кандидатов, но нет однозначного лидера будущей гонки. Возможно, это объясняется большей разобщенностью республиканцев по сравнению с демократами: у партийного истэблишмента свои кандидаты, у агрессивно-ультраправых консерваторов («чаепитчиков» и т.п.) - свои.

Для партийных боссов более предпочтительны умеренные кандидаты, коими являются: экс-губернатор Флориды Джеб Буш; губернатор Нью-Джерси Крис Кристи; губернатор Висконсина Скотт Уокер.

Последний, конечно, является весьма относительно умеренным, если вспомнить, что в 2011 году он значительно урезал права профсоюзов в своем штате (в результате чего приобрел общенациональную известность); в 2012-м протестующие пытались добиться его отзыва с поста губернатора, но не набрали на ноябрьских выборах достаточно голосов. Тем не менее крупнейшие республиканские доноры, братья Чарльз и Дэвид Коук (а они платят и «заказывают музыку») говорят об Уокере как о наиболее реальном кандидате на номинацию от Республиканской партии.

Никто из этих трех кандидатов пока не объявил официально о своем участии в президентской гонке. Объявившие - на сегодняшний день сплошь крайне правые консерваторы: сенатор от штата Техас Тед Круз; сенатор от штата Кентукки Рэнд Пол; сенатор от штата Флорида Марко Рубио.

Лидеры и аутсайдеры - только на левом фланге

Именно Рубио в последнее время часто называют «наиболее перспективным» из республиканских «кандидатов в кандидаты». Но, повторяю, партийное руководство республиканцев, скорее всего, не поддержит кого-либо из консервативных фундаменталистов, чтобы не отпугнуть столь нужных для победы над Хиллари независимых и неопределившихся избирателей.

Да и само понятие «перспективный» становится бессмысленным, когда ни один из этих политиков не собирает в социологических опросах больше 15%, а отрыв от других «лидеров» не превышает статистической погрешности. Республиканское предвыборное поле раздроблено на мелкие кусочки; помимо вышеназванных кандидатов, есть еще три республиканца, все из которых ранее пытались получить президентскую номинацию от своей партии: бывший губернатор Арканзаса Майк Хаккаби;

бывший сенатор от Пенсильвании Рик Санторум;

бывший губернатор Техаса Рик Перри.

Но и это еще не все! Есть также:

Сенатор от штата Южная Каролина Линдсей Грэм;

губернатор Луизианы Бобби Джиндал; бизнесвумен крупного калибра Карли Фиорина (она была, в частности, гендиректором Hewlett-Packard, а в 2010 году баллотировалась в Сенат США - но не была избрана - от штата Калифорния); вышедший на пенсию нейрохирург и консервативный активист Бен Карсон (он прославился тем, что впервые успешно разделил сросшихся головами сиамских близнецов).

Ну, тогда уж надо «до кучи» перечислить и потенциальных кандидатов-демократов, кто теоретически может побороться (заранее зная, что проиграет) с Хиллари Клинтон: вице-президент США Джон Байден; бывший губернатор Мэриленда Мартин О'Молли; бывший сенатор от Вирджинии Джим Уэбб;

бывший губернатор Род-Айленда Линкольн Чафи.

Никто из демократов, кроме Хиллари, пока не объявил о своем намерении баллотироваться. The New York Times относит Байдена к категории «Вероятно, нет», остальных - к группе «Вероятно, да». Байден говорит, что еще думает. Но вряд ли он захочет в свои 73 года и со своим послужным списком (сенатор от штата Делавэр с 1973 по 2009 год, затем - вице-президент США) участвовать в праймериз в роли заведомого лузера.

Он уже дважды (в 1988 и 2008 годах) безуспешно пытался получить президентскую номинацию от Демпартии. Хватит, можно подумать о безбедной старости. После такой карьеры он сможет - если захочет - получить любую работу в частном секторе или госаппарате. Или, как Клинтон, стричь купоны на почве филантропии.

Другие потенциальные кандидаты-демократы не имеют вообще никаких шансов - хотя, возможно, и будут «противостоять Хиллари» (тут без кавычек нельзя). А вот республиканцы - это другая история. Кто-то из них сможет противостоять Хиллари без кавычек. Или не Хиллари - если вдруг ее пустят под откос политико-денежным компроматом.

Тогда вполне может «передумать» Элизабет Уоррен - первая женщина-сенатор от Массачусетса, которая теоретически может стать первой женщиной-президентом. Во всяком случае, шансов на это у нее больше, чем у Карли Фиорины. 

Новости региона

Все новости