«Короли и капуста» русского Нью-Йорка

Как «сделали себя» трое пришельцев из бывшего СССР

Свою замечательную сатирическую повесть в начале прошлого века великий американец О’Генри назвал «Короли и капуста», заимствовав эти слова у «Алисы в Зазеркалье» другого великого американца Льюиса Кэррола. 

Как «сделали себя» трое пришельцев из бывшего СССР

Там автор обещает читателям рассказать «ѕо башмаках и сургуче, капусте, королях, и почему, как суп в котле, кипит вода в моряхѕ» На русском блатном жаргоне «капустой» называли деньги, о чем и пойдет речь в этой статье, поскольку страсти вокруг «капусты» кипят не хуже супа в котле.

А «короли» - евреи Яков Арабов из Ташкента, Леонард Блаватник из Одессы и Евгений Фридман из Ленинградаѕ Все они, образно выражаясь, из тех, «кто был никем, а стали всем», или по-английски «self-made men».

Король «желтых кэбов» разводится с молодой женой

Газета New York Post со ссылкой на свой источник сообщила, что бывший ленинградец Евгений Фридман, которого в Нью-Йорке называют «королем желтых такси», разводится с женой и бывшей москвичкой Сандрой. 8 апреля Сандра Фридман подала в суд заявление о разводе, мотивируя тем, что она младше супруга на 20 лет. Как стало известно газете, поженившиеся три года назад супруги расстались полтора месяца назад и 44-летний Фридман ушел из их манхэттенского трехэтажного особняка на Ист 65 стрит между Лексингтон и Третьей авеню, который купил за 4,8 млн долларов. Евгений Фридман иммигрировал с родителями в США из Ленинграда в 1976 году, когда ему было 5 лет. Сандра родилась в Москве, росла в Париже, а в Нью-Йорке училась журналистике в Колумбийском университете и пишет для местного сетевого издания The Uptowner.

Ее адвокат Джед Грейфер сказал, что она надеется на мирное решение условий развода, но ожидается, что осложнения при разводе все же возникнут. Перед женитьбой Евгений и Сандра, как положено тем, кто живет не на велфэр, подписали договор, по которому при возможном разводе она получит 5 млн долларов, но сейчас Фридман на всякий случай нанял одного из лучших нью-йоркских бракоразводных адвокатов. В Нью-Йорке ему принадлежат примерно 900 желтых такси, а в Бостоне, Филадельфии и Чикаго тоже таксопарки. Это не считая разной недвижимости и бизнесов, но в Америке Фридмана называют «королем желтых кэбов».

Евгений и Сандра познакомились и полюбили друг друга на юге Франции, где у Фридмана не совсем скромное жилище в элитном курортном местечке Сен-Жан-Кап-Ферра на Лазурном берегу в департаменте Приморские Альпы. «Он трудоголик, а ей 24 года и хочется гулять», - сказал репортерам газеты New York Post Джулии Марш и Ребекке Харшбаргер их анонимный источник.

По возможности супруг ей в этом не отказывал, и День Независимости США в прошлом году они отметили в Сен-Жан-Кап-Ферра, куда, как сообщила тогда светская хроника, в гости к Фридману прибыла «смесь нью-йоркцев, французов и русских». Среди «нью-йоркцев» были выделены его пиарщик Ронн Торосян, адвокат Эд Мермелстин и известный дизайнер-ювелир Джейкоб Арабо, он же Яков Арабов, иммигрант из Ташкента, который своим трудом и талантом добился в Америке признания и богатства, хотя и отсидел 23 месяца в федеральной тюрьме, признав себя виновным в «предоставлении ложной информации» агентам ФБР.

Гости угощались традиционными американскими хот-догами и гамбургерами вперемешку с черной икрой и шампанским, а также гоняли на скутерах и по очереди за рулем заказного «желтого кэба» Tesla c гибридным бензо-электродвигателем, которые Фридман ввел в свой нью-йоркский таксопарк. Гонщики состязались по дороге от особняка Фридмана до Grand-Hotel du Cap-Ferrat - одного из престижнейших отелей мира, который в марте 2007 года купил еще один «русский» нувориш, бывший одессит Леонард Блаватник.

Вместе с Grand-Hotel на Лазурном берегу Блаватник приобрел парижский Hotel de Vendome, заплатив за оба 215 млн евро. В прошлогодней автогонке между своим домом и отелем Блаватника за рулем электромобиля победил Евгений Фридман (6 минут 17 секунд), и разве это не было развлечением для его молодой жены?

Сейчас у них дочка Лейла, день рождения которой в конце 2013 года Евгений и Сандра отметили в элитном манхэттенском University Club на Вест 54 стрит в узком кругу избранных гостей. Среди них репортеры светской хроники отметили раввина Артура Шнайера из синагоги Park East, признанного лидера в борьбе за религиозные свободы и права человека, и уже упомянутого ювелира Джейкоба Арабо, он же Яков Арабов.

«Я сошел с корабля из России ни с чем, - сказал гостям Фридман, - а теперь у меня тысячи такси по всей Америке, но ничто не сравнится с тем, что у меня есть дети». От первого брака у Фридмана растет сын Дилан, которому сейчас 8 лет.

«Король цацек» и рыцари его ювелирного стола

Якова Арабова родители привезли в Америку в 1979 году 14-летним парнишкой. Как написала в августе 2008 года газета New York Post, отец Якова, «успешный производитель вина и водки, был вынужден отдать советской власти большинство своих сбережений».

В 16 лет Яков, которого уже звали Джейкоб, бросил школу и поступил на шестимесячные курсы ювелиров-дизайнеров. «За четыре месяца я закончил курсы и пошел работать в одну ювелирную компанию за 125 долларов в неделю, - рассказал он в одном из интервью. - Через девять месяцев я уже зарабатывал 1500 долларов в неделю. Но все равно ушел оттуда, чтобы начать свой бизнес».

Начав с крошечной - площадью 12 кв. футов - ювелирной лавки Diamond Quasar на “бриллиантовой” 47-й улице, Арабов, по его собственным словам, раскрутился, когда в 1993 году к нему случайно заглянула молодая рэпперша-афроамериканка Фэйт Эванс. Ей приглянулось колечко, за которое она предложила 5 долларов авансом и сказала, что остальное заплатит ее бойфренд. Яков вспоминает, что хотел посмеяться над этим предложением, но его сестра спросила: «А что, собственно, ты теряешь?»

На следующий день к нему действительно зашел бойфренд Фэйт Эванс и расплатился за колечко. Это был Бигги Смолс, он же сверхпопулярный рэппер Notorious BIG, который, кстати, женился на Эванс. Бигги порекомендовал изделия молодого ювелира своим друзьям-рэпперам Джеймсу Тодду Смиту (он же LL Cool J) и Шону Джону Комбсу (он же P. Diddy), после чего бухарский еврей Яков Арабов в одночасье стал «Ювелиром Джейком», поставщиком двора их величеств королей рэпа.

Из-за их тяги к ярким украшениям, которые иронически называют «цацками» («baubles»), Арабова прозвали «королем цацек», хотя его хронометр "12 time zone Тourbillion" стоит 240 тысяч долларов. Бутики Арабова, помимо Нью-Йорка и Лас-Вегаса, открыты в Монте-Карло, Женеве, Париже, Лондоне, Катаре и Арабских Эмиратах. Головной салон фирмы «Jacob & Co» находится на East 57 Street рядом с Мэдисон-авеню в Манхэттене, а изделия продаются в трех сотнях дорогих ювелирных магазинов по всему миру, включая Москву и Ташкент.

Кутюрье Карл Лагерфелд как-то отоварился в парижском филиале «Jacob & Co», купив семь дизайнерских хронометров Арабо, один из которых стоил миллион долларов. В мае 2006 года на обложке журнала Vogue появилась актриса Кира Найтли, в ушах которой сверкали бриллиантовые сережки от «Jacob & Co».

Клиентами Джейкоба Арабо были Элтон Джон и Дженнифер Лопес, Наоми Кемпбелл и Майкл Джордан, Энрике Иглесиас и Памела Андерсон. В сентябре 2010 года Арабов дал «поносить» две цепочки, пару сережек и браслет звезде эстрады и кино Кортни Лав, вдове легендарного рок-певца Курта Кобэйна, которую пригласили на благотворительный ужин в пользу детей в ресторан Cipriani на 42-й стрит.

Вернули ему только браслет, а Кортни Лав заявила, что отправила Арабову все взятые у него ценности, но часть, очевидно, пропала в пути. Яков обратился в суд, требуя с Кортни 113 тыс. долларов за пропавшие предметы плюс 700 долларов, как наросшие проценты. В октябре 2011 года судья Дорис Лин-Коэн постановила, что Кортни Лав в ответе за пропавшие «цацки», но не обязана выписать Арабо чек на их полную стоимость.

«Джейкоб исходит из розничной цены пропавших ювелирных изделий», - записала судья в своем решении, но ему положена только их «разумная рыночная цена». В итоге стороны договорились, но сумма возврата не оглашалась.

15 июня 2006 года «Ювелира Джейка» арестовали в Нью-Йорке по делу детройтской организованной преступной группы «Семья Черная Мафия» (Black Mafia Family или BMF). «Семья» из 25 человек занималась торговлей кокаином и, как утверждала федеральная прокуратура Восточного округа штата Мичиган, незаконно заработала 270 млн долларов. Среди прочего добра у арестованных нашли и изъяли три десятка дорогих ювелирных изделий, все работы «Jacob & Co».

Расследование установило, что Яков Арабов не отчитывался за эти продажи перед налоговой службой по форме 8300. Его обвинили в отмывании денег мафии, но умный адвокат Бенджамин Брафман сбил это обвинение до «представления ложной информации», и Арабов получил 30 месяцев тюрьмы, из которых отсидел 23.

«Многоотраслевой король» и его империя

Путь наверх 57-летнего миллиардера Леонарда Блаватника был прям и светел, как луч гиперболоида инженера Гарина. Леонид Валентинович родился 14 июня 1957 года в Одессе (по другим данным, в Ярославле), а затем попал в Москву, где закончил спецшколу с физико-математическим уклоном и четыре курса Института инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ), обучаясь там на одном курсе с достойным в постсоветском будущем Виктором Вексельбергом.

В 1978 году 20-летний Блаватник с семьей иммигрировал в Нью-Йорк и через три года натурализовался, женившись на гражданке США Эмили Аппелсон, которая взяла его фамилию и родила ему четырех детей. С дипломами Колумбийского и Гарвардского университетов в 1986 году он создал в Нью-Йорке индустриальную холдинговую компанию Access Industries и при поддержке Вексельберга занялся многоотраслевым бизнесом. Сегодня конгломерат Access Industries занимается природными богатствами, которые превращает в личные, а также химикалиями, недвижимостью и телекоммуникациями, включив в свои владения Warner Music Group.

Живет Блаватник, по выражению покойного Алексея Хвостенко, «болтаясь меж двумя столицами» Нью-Йорком и Лондоном, но с недавних пор обосновался в последней, где 10 лет назад купил за 75 млн долларов особняк на престижной авеню Кенсингтон Палас-гарденс. По прошлогодним данным газеты Sunday Times, его считают четвертым в списке самых богатых британцев, а журнал Forbes 13 апреля этого года поставил Блаватника на 41 место в мире, оценив почти в 20,3 млрд долларов.

Источники богатства Блаватника Forbes назвал «многоотраслевыми и самостоятельными» («diversified and self made»), местом жительства Лондон, а гражданством - США. В России Леонида Блаватника называют «королем алюминия, химии и медиарынка».

Расстояние между миллиардером Блаватником и миллионером Фридманом по деньгам куда больше, чем километраж между отелем первого и домом второго на Лазурном берегу Франции. Отец Фридмана в СССР был инженером-ядерщиком. После школ в Квинсе и Бронксе он закончил Skidmore College в нью-йоркском городке Саратога-Спрингс и юридический колледж Cardozo School of Law при Yeshiva University в Манхэттене.

Как многие наши иммигранты «брежневской волны», Фридман-старший в Нью-Йорке сел за руль такси, через несколько лет купил «медальон», а затем создал свой парк из шести десятков машин, который после инфаркта передал сыну. Евгений развил семейный бизнес, и если в 1996 году у него было 2,5 млн долларов, то в 2012, когда он познакомился с Сандрой, стало 120 миллионов.

По меркам королей это были небольшие, а к тому же трудные деньги, и недавно Фридман стал ответчиком в иске, который подал в Верховный суд штата Нью-Йорк Citibank, требуя в погашение долга забрать у «короля желтых кэбов» минимум 90 такси-медальонов. Долг Фридмана по оценка банка составляет 31,5 млн долларов, а «медальон» такси, который в июне 2013 года стоил больше миллиона, к январю 2015 подешевел до 800 тысяч. Фридман, помимо прочего, скупал у владельцев желтых кэбов медальоны через свои компании Vodka, Bourbon и Bombshell, получая для этого кредиты, которые сейчас оказался не в состоянии выплачивать.

Представитель «короля желтых кэбов» Ронн Торосян пояснил, что Citibank обратился в суд, требуя погашения долга всего за два дня, а остальная сумма подсчитана ошибочно. В заявлении Торосяна, которого называют «гуру пиара», отмечено, что «у Фридмана, одного из крупнейших владельцев и руководителей таксопарков Соединенных Штатов, множество отношений с банками и безупречный кредит.

К сожалению, Citibank выбрал такой путь в результате уплаты, которая запоздала на два дня. Это история не про финансовую надежность, а про то, как банк предпочитает уйти, если рынок меняется».

24 марта судья Джеффри Оинг частично решил исковое дело «Ситибанк против Евгения Фридмана» в пользу истцов, постановив не конфисковать у «короля желтых кэбов» 87 машин и медальонов в счет уплаты долга банку, а заморозить их до расплаты в течение месяца. Судья Оинг назначил следующее заседание на 30 апреля.

Новости региона

Все новости

Популярно в соцсетях