А еще клубы, рестораны, картинные галереи, где теперь все чаще можно услышать классику за бокалом вина... И критиков здесь больше, причем, как правило, ходят они на концерты стаями, и по их численности безошибочно узнаешь степень интереса, который вызывает исполнитель (хотя нельзя исключить и степень активности его пресс-агента).
На концерте 24-летнего Бехзода Абдураимова в «малом» Карнеги-холл процент присутствовавших критиков был на редкость высок, хотя и объясним. Молодой музыкант с труднопроизносимым именем тремя неделями раньше поразил блестящим исполнением 3-го концерта Прокофьева с Оркестром Мариинского театра под управлением Гергиева, и теперь все ждали продолжения, предвкушая явление миру «нового Трифонова».
Этого пока не случилось, хотя ученик Станислава Юденича, имеющий уже более 60 выступлений в год - в том числе и с прославленными оркестрами и дирижерами, талантлив, восприимчив и обладает феноменальной техникой. Недостает ему пока музыкантской зрелости, которая, кстати, не всегда зависит от возраста. Пока что я услышала очень хороший концерт, с отдельными «вкусными» и запомнившимися деталями, но без откровения, без той печати индивидуальности, которую все сразу услышали у того же Трифонова...
Это был риск - поставить в первое отделение все четыре баллады Шопена (которые, кстати, никогда не сочинялись как цикл, хотя в последнее время не один Абдураимов их так исполняет): такая популярная и притягательная музыка требует особенно личностного, оригинального подхода.
Но признаки этого явились только в Четвертой балладе. Струящимися и светящимися звучаниями поразила «Ундина» - первая часть мрачного цикла Равеля «Ночной Гаспар», но остаток цикла был не так интересен.
Впрочем, у него все впереди. А вот 62-летний Андраш Шифф давно и по праву окружен чуть ли не культовым поклонением. Венгерский еврей, он живет сейчас между Лондоном и Флоренцией, отказался от австрийского гражданства после того, как в правительство пришли правые, и по той же причине не хочет навещать Венгрию. А еще он получил от английской королевы звание сэра.
Известный своим многолетним погружением в одну тему и глубоким пониманием австро-немецкой культуры 18-го и 19-веков - от Баха до Листа, он сейчас гастролирует с серией «Поздние сонаты», исполняя в нескольких программах последние сонаты четырех великих венцев - Гайдна, Моцарта, Бетховена и Шуберта (любопытно, что в Вене родился только Шуберт). Два его концерта в переполненном Карнеги-холл содержали восемь сонат, написанных между 1788 и 1828 годами.
Оба концерта начались с опозданием на 13 минут. Это было необычно, и некоторые даже забеспокоились. А дело в том, что Шифф к музыке относится благоговейно, а потому категорически против «позднего рассаживания», когда после первого сочинения или, что еще хуже, - первой части цикла, капельдинеры ведут вдоль рядов группы опоздавших, прерывая целостность восприятия, нарушая атмосферу и заставляя музыкантов терпеливо ждать, когда уляжется шум. Вот и попросил двери закрывать позже, но до конца отделения никого не пускать.
«Мастерство актера - это стараться удержать большую группу людей от кашля», - сострил кто-то (наверное актер). К музыкантам это тоже относится. Шиффа слушают, затаив дыхание, - еще и потому, что звук его деликатен, рафинирован, к двойному форте он прибегает крайне редко, помня, что первым это обозначение применил Бетховен.
Могучий концертный «Стейнвей» Шифф подчиняет эстетике той эпохи, когда царили хрупкие деревянные «Вальтеры» или чуть более звучные, но все равно не слишком громкие, зато ясные по тембру «Графы». Его интерпретация - это рассказ или исповедь: в ней все связано между собой эмоциональной логикой, наполнено смыслом, держит в напряжении. Как тут закашляешься?
Но даже у такого мастера бывают разные моменты, и как бы ни были выношены и прочувствованы его прочтения, с ними не всегда соглашаешься (как в этих программах - со слегка расплывчатым, на грани манерности, Гайдном). Но 31-я соната Бетховена и обе последние сонаты Шуберта, в особенности знаменитая Ля мажорная - одно из самых великих в мировом искусстве прощаний с жизнью, стали настоящим потрясением.
Может быть потому, что трагическое нам - и сэру Андрашу Шиффу - сегодня куда ближе, чем солнечное, милое или озорное? Карнеги-холл транслировал по радио WQXR первый из двух концертов Шиффа и, что самое приятное, его можно услышать на Интернете. Достаточно набрать WQXR Schiff.