Помиловать нельзя депортировать

Иммиграционная реформа: милость к падшим или беззаконие?

На нашей русскоязычной улице - оживленный обмен мнениями: подумайте только, судья Эндрю Хейнен, мало кому дотоле известный, решился противостоять самому президенту Обаме! 

Иммиграционная реформа: милость к падшим или беззаконие?
Эндрю Хейнен

Заседающий в техасском городе Браунсвилле судья окружного суда Южного округа Техаса приостановил действие президентского указа о внедрении иммиграционной реформы.

Нельзя, правда, сказать, что в сути этой самой реформы каждый из нас разбирается досконально и все положения обамовского документа может процитировать или хотя бы изложить своими словами. Но широким народным массам известно главное: примерно пяти миллионам нелегальных иммигрантов из почти двенадцати проживающих ныне на территории США было обещано право выйти из подполья - а теперь им придется ждать и, возможно, долго...

На самом деле, Хейнен - никакой не исключительный храбрец, а полномочный представитель правовой ветви власти, сделавший практически рутинное дело. Этот американский феномен недавним русскоязычным иммигрантам понять сложно: в России судью-безумца, решившегося поспорить с президентом, ждет неминуемое увольнение и разные другие неприятные последствия...

В США иммиграционный закон является федеральным по определению - и если имеется соответствующий прецедент, оспорить такой законодательный акт возможно в любом из нескольких федеральных окружных судов - находись он даже в полном захолустье.

Американская азбука: законы принимает Конгресс, исполнительная власть в лице президента следит за претворением их в жизнь, судебная ветвь следит за первыми и вторыми с точки зрения соответствия их действий и актов Конституции. Утвердить иммиграционную реформу Конгресс не может уже долгое время. Видимо, президент решил, что закон в проекте - тоже закон.

Двадцать шесть штатов воспротивились, подали на Обаму в суд. И вот иск удовлетворен, действия президента признаны неконституционными. Правда, существует вероятность, что решение Хейнена будет оспорено апелляционным судом соответствующего округа - но в мгновение ока это не произойдет.

Наконец, в случае неудачи и в этой инстанции Белый дом может обратиться в Верховный суд США - но законоведы считают, что вероятность рассмотрения дела на таком уровне очень мала.

Так за что битва? Что представляет из себя президентский указ - неужто амнистию для двенадцати миллионов преступивших закон? Что сулит он страждущим - немедленное получение гринкарты, а затем и гражданства? При внимательном чтении выясняется: ничуть не бывало.

Один их базовых документов под несколько неуклюжим названием «Отсроченное действие для родителей граждан и легальных жителей» (DAPA- Deferred Action for Parental Accountability) дарует прощение людям, прожившим в стране более пяти лет (въехавшим в США до 1 января 2010 года), являющимися родителями американских граждан или законных жителей страны, могущим доказать, что на момент подачи соответствующего заявления они находились в США до 20 ноября 2014 года.

Те, кто подпадает под одну из этих категорий плюс имеет чистую криминальную историю, могут пройти проверку спецслужб, сдать биометрические данные, заплатить налоги за тот период, когда заработки были нелегальными, а также пошлину (около пятисот долларов). После этого человеку будет позволено оставаться в стране еще три года, легально работать и продлевать право на работу.

Программа DACA (Deferred Action for Childhood Arrivals) защищает от депортации детей нелегалов, привезенных в возрасте до 16 лет и никуда не выезжавшим из США начиная с 1 января 2010-го года.

Исполнительный указ, подписанный президентом в обход решений Конгресса, несказанно порадовал демократов, но вызвал бурю в стане республиканцев. Спикер Джон Бейнер не преминул съязвить: президент, декларирующий, что он не король и не император, повел себя именно как самодержец!

Указ - не про нас?

Четвертая волна эмиграции, к которой я себя отношу, паковала свои баулы на обломках советской империи - но мы оказались везунчиками: у нас-то в свое время была возможность пройти интервью и получить спасительный статус беженцев. А ведь благополучия для детей и потомков хотят все - и те, кто двигал науку в московском НИИ, и те, кто собирал папайю в Мексике. Кто бы спорил, что последним тяжелее во всех смыслах.

Однако нищета в чистом виде, без дискриминации и насилия, - не причина просить политическое убежище, никто им, бедолагам, ничего подобного не даст.

Конечно, менее удачливые нации априори заслуживают сострадания. Но будем откровенны: некоторые русскоязычные иммигранты изначально ощущают свое большее право на жизнь в США, нежели садовник Родригес из Мексики или мойщица посуды Мартинес из Перу. Высокомерие? Отчасти. Иногда базируется оно на спеси типа «у советских собственная гордость». А иногда нет. В качестве аргументов для таких выводов приведем статистику. Она и вправду впечатляющая.

Эмигранты из Восточного полушария в Новом Свете весьма успешны. Цифры, как водится, выразительней любых деклараций типа «я лучше тебя»: согласно данным Бюро статистики, семьдесят шесть процентов европейских иммигрантов овладевают английским на высоком уровне. У мексиканцев этот показатель куда скромней - двадцать пять процентов (странно, но факт: у трудяг-китайцев дела с языком еще хуже - его осваивают лишь двадцать процентов приехавших).

Также не секрет, что в сфере менеджемента, бизнеса, науки и искусств иммигрантов-европейцев на несколько порядков больше, чем латинос - около четверти всех работающих (соответственно, среди выходцев из Мексики менеджеров и представителей престижных, требующих образования профессий - пять процентов от всех трудоустроенных). Учиться потомки ацтеков и майя не особенно жаждут: шестьдесят один процент иммигрантов-мексиканцев не заканчивают средней школы.

Считается, что всем им, а уж нелегалам в особенности, прямая дорога на поля и фермы США - но там, как ни странно, их только восемнадцать процентов от всех работающих. Гораздо большее число занято в сфере обслуживания и на небольших предприятиях.

Вот русскоязычным иммигрантам и радоваться бы: эти - не конкуренты, не потеснят. Пусть они, ради бога, собирают овощи, стоят у конвейерных лент или моют полы: кому-то надо, мы не рвемся... А если, одолев все ограничения и узаконившись, помилованные сегодня нелегалы завтра все-таки выстроятся в очередь к окошку в офисе социального обеспечения, нам не особенно и завидно: на свое светлое настоящее мы предпочитаем зарабатывать сами.

Количество получателей социальных программ среди «русских» в последние годы существенно сократилось: пожилые, разумеется, ими пользуются, но молодые форсируют высоты науки и бизнеса и на государственные подачки, как правило, не претендуют.

Так что нам Гекуба? Стоит ли вообще русскоязычным иммигрантам волноваться по поводу нового указа и его замораживания? За небольшим исключением, многие наши соотечественники, живущие сегодня в США, имеют статус легальных жителей: мы не какие-нибудь латинос-беззаконники! «Подавантов» на политубежище из России и бывших союзных республик в последние годы ничтожно мало.

Ручеек еврейской иммиграции почти пересох, прочие въезжали в основном по паролю: Америка решила, что путинское царствование - не повод гражданам убегать из России, отколовшиеся независимые государства вообще одно к одному рисовались оплотами свободы (всем известно, как по сию пору зверствуют с гостевыми визами американские посольства и консулаты, вынимая душу у каждого просителя въедливыми вопросами о реальных намерениях...).

Политубежище для наших невозвращенцев на какое-то время перешло в разряд воспоминаний – и тут вдруг оказалось, что хорошо забытая, но не отмененная Поправка Лаутенберга может пригодиться многим. Авторитарная тьма над Россией, война с Украиной дают многим реальный повод обращаться к правительству США с просьбой о предоставлении политубежища (наша газета рассказывала об этом в интервью с главой русского отдела ХИАС Мариной Белоцерковской в номере 8 от 2-26 февраля с.г.).

Точной статистики, сколько русскоязычных невозвращенцев-нелегалов проживают ныне в США, нет - но сами они, бесспорно, есть. И вполне возможно, кто-то из них вместе с Гонсалесами и Родригесами выиграл бы от президентского помилования. А теперь - ждать неизвестно сколько.

Свой Сережка или чужой Серхио

Совсем немного малообъективных, но весьма грустных воспоминаний. Тринадцать лет назад ты, как многие, приехал в США по краткосрочной визе и остался. Честно работал в этой стране и платил налоги, мой драгоценный друг Сережка - Сергей Арно, поэт милостью божьей, музыкант редкого дара, песни которого распевались со сцен бардовских слетов на двух побережьях Нового Света и звучали с серебристых дисков по всему интеллигентному русско-поющему миру.

Ах, как забыть: «Мой Нью-Йорик, бедный мой/В ссоре со мной...», «Побрайтанились Кони-Айленды с Шипсхед-беями, мили - с майлами...»

В последнее перед безрассудным отвалом назад в Россию время ты ведь был довольно прилично устроен: переводчик в одном из серьезнейших нью-йоркских госпиталей! Голову на отсечение: ни один из нарушителей закона, которые нынче политкорректно именуются «гостями», ни при каком статусе не освоит язык этой страны так, как ты, и не принесет ей пользы сколько-нибудь сравнимой с той, что реально приносил ты - осторожно, тактично и безусловно грамотно переводивший на русский страшноватые вещи онкологической специфики для соотечественников.

Ты уповал на милость американского флага и охранял его буквально, в начале своей американской одиссеи работая «секьюрити» возле вышки, где вздымался звездно-полосатый. Об этом - твой невероятной силы рассказ «Мама, я охраняю Америку!» - который я почти было пристроила в один из журналов - но в последний момент осторожный издатель его снял: тяжело, прямо наждаком по сердцу, негоже читателя травмировать...

Твоя здешняя жизнь была полна до краев: творчество, дружбы-любови, честная пахота. При этом - скромнейший быт и отсутствие денег на крутого адвоката. И вот неопытная американская девочка-юрист проиграла твой процесс в эмиграционном суде, не сумев доказать, что ты - яркая неординарная личность, имеющий право остаться здесь именно как таковой. Ты еще пытался храбриться: дескать, если вести себя разумно и не заинтересовывать своей персоной полицию, можно продолжать тихо жить и уповать на амнистию.

Но письмо о депортации уже пришло и жгло. В один малопрекрасный момент нервы твои не выдержали. Тусовка наша гудела: да брось, Арношка, как жил, так и живи! Ты и бросил - прямо под ноги судьбе эти годы. Солидарность с двенадцатью миллионами себе подобных не укрепила дух - решил больше не жить с опущенной головой и сам взял билет в один конец. Конец одиссеи.

Разумеется, твой случай не уникален. Конечно, и среди южноамериканских, и среди африканских и азиатских нелегалов есть свои пишущие-поющие. Наверняка в какой-нибудь убогой комнатенке склонился над мольбертом еще один недокументированный талантливый новый Сикейрос. Люди без статуса - тоже люди.

Но у большинства из них нервы покрепче, нежели у питерского интеллигента. Потому они здесь и ждут милостей от демократии, а ты нынче там. Клыкастое далеко, не будь к нему жестоко... Редкие весточки от тебя из России грешат неопределенностью, душа болит.

Фантазия на тему «граница на замке»

Но гармонию не грех иногда поверять алгеброй, а смятение чувств - доводами здравого смысла. Прокомментировать нынешнее положение иммиграционных дел и свои собственные сомнения я прошу иммиграционного адвоката Владимира ЗЛОБИНСКОГО.

- Мнения американцев по поводу иммиграционной реформы и последовавшего за ним президентского указа разделились. Согласно опросу Университета Куиннипег, сегодня с президентом не согласны 48 процентов жителей США...

- Видимо, эти сорок восемь знают ситуацию поверхностно. Наличие двенадцати миллионов иммигрантов для страны однозначно нехорошо: люди живут как кроты, боятся дневного света, вынуждены горбатиться за гроши, налогов при этом, естественно, не платят. А нередко, чтобы подзаработать, идут на преступления. Дети не ходят в школу... В этом смысле указ президента - документ разумный и правильный. Необходимо действовать по ситуации, которая сложилась реально.

Правительство допустило происходящее - должно соответственным образом отвечать. А как? Выдворить всех подряд без разбирательства невозможно: каждое дело должно быть рассмотрено индивидуально, закон работает. И соблазн обрести лучшую жизнь работает тоже: пока существует малоохраняемая протяженная граница Мексики с Техасом и Аризоной, отчаянные будут идти напролом.

- Известно, что одно из положений президентского указа оговаривает укрепление границ: усилить патрули, возвести более серьезные заграждения...

- Беда в том, что граница очень протяженная. Как тут не вспомнить курьезный случай из моей собственной биографии... Были мы как-то в Тусоне, штат Аризона. Потом попали в некий приграничный городок с двойным названием. Самое интересное, что государств на его территории - тоже два. Невероятно, но факт: кусок наш - кусок мексиканский.Через этот городок проходит граница: где положено, будка, патруль - но чуть в стороне, странным образом, никого.

Из чистого любопытства мы пошли взглянуть, что же там. И мгновенно попали на другую планету: сказать «нищета и запустение» - ничего не сказать... Естественно, быстро вернулись. Сели в машину и поехали - и вдруг, миль, не соврать, через тридцать, нагоняет пограничный патруль, останавливает, строго спрашивает документы... Смех и грех. Сколькие за то же время пересекли дырявую границу и растворились, рассеялись без следа...

А теперь от эмоций - к правовым и прагматическим соображениям. Есть такое юридическое понятие - Prosecutorial Discretion. Перевести на русский сложновато, но смысл таков: это умение властной структуры самостоятельно определять приоритеты и намечать разумные действия применительно к реальности и здравому смыслу.

Если речь идет о принятии решения о депортации нелегального иммигранта из США или его помиловании, то такое решение входит в компетенцию Службы иммиграции и таможни (ICE), у которой есть четыре главных приоритета: национальная безопасность, безопасность границ, безопасность общества и целостность иммиграционной системы. Здравый смысл подсказывает, что при самом благоприятном раскладе, задействовав все силы и средства, эта служба может отправить домой тысяч четыреста нелегалов в год.

Подсчитайте, сколько времени понадобится, чтобы «развернуть» всех... Уже сегодня заседания эмиграционных судов назначаются на 2019-й год. А покуда нелегалы живут по чердакам и подвалам: так создается теневая община, так выращивается криминалитет. Безусловно, помиловать и приютить всех невозможно, Министерство национальной безопасности вместе с ICE должно определить, кого депортировать в первую очередь.

И кого же выдворяют? Естественно было бы думать, что закоренелых преступников. Только ведь они не особенно светятся, они прячутся. А мирный человек, который ищет заработка, чтобы поддержать своих детей, на виду, его и зачастую хватают. Так не лучше ли дать ему возможность соблюдать закон, а не бегать от закона? Пусть работает открыто, платит налоги и ждет своей очереди на легализацию.

- Справедливо, только вот легально живущим в стране так и чудятся орды чужестранцев, наводняющие Новый Свет... Вспоминаю также письмо московской подруги: «Зашла в универмаг - там прямо на полу расположился целый аул... Где былая Москва?» Так могут сказать и жители Нью-Йорка, Майами, Лос-Анджелеса, где вскоре пришельцы перевесят количественно родившихся в США. Не страшны люди другой культуры - страшны бескультурье и дикость...

- В указе Обамы говорится не о потенциальных нелегалах - он касается тех, кто уже «варится» внутри американского плавильного котла. Одно из основных положений президентского указа защищает детей, которые были привезены родителями и не знают иной жизни и культуры, кроме американской. Это гуманно, по-человечески. Но в чем мне все-таки видится серьезная проблема иммиграционной реформы?

В создании прецедента. Легализация части нелегалов - сигнал другим: приезжайте, покрутитесь, рано или поздно тоже все получите! Ну, пять лет, ну, даже десять - не вы первые, потом все устаканится. Последняя амнистия нелегалов была при Рейгане - казалось, все, никогда больше! А выходит иначе.

- На что же уповать?

- На победу здравого смысла - когда-нибудь. 

Новости региона

Все новости

Популярно в соцсетях