Кашрут

Бифштекс по-еврейски и другие вековые традиции

Центральная Иерусалимская почта получила письмо, адресованное Богу:

«Благословен Ты, Господь Бог наш, Владыка Вселенной, сотворивший разнообразные виды пищи, которая насыщает! 

Бифштекс по-еврейски и другие вековые традиции

Стараемся мы, рабы Твои, соблюдать законы Торы и заповеди, данные Тобой народу Израиля, но не всегда у нас получается. Вот и сейчас - праздник на носу, а где взять денег, чтобы отметить его достойно? А вот было бы у нас шекелей так 300, собрали бы мы на всю мишпуху кошерный стол, за которым бы славили и восхваляли Тебя, Господь наш - Владыка всей земли!»

Работники почты передали это письмо в Сохнут, а те, посовещавшись, отправили шлимазлу 150 шекелей. Через год на тот же адрес пришло ещё одно письмо:

«Благословен Ты, Господь Бог наш и Бог отцов наших. Справедливо сказано в Торе - раскрываешь Ты ладони свои и щедро насыщаешь всё живое. Как славно справили мы праздник в прошлом году! Надеемся, что не забудешь Ты, Создатель наш, рабов Своих и в этом году.

Только, пожалуйста, не посылай больше деньги через Сохнут, а то в прошлый раз эти некошерные люди отдали нам только половину».

Много раз доводилось мне бывать в Израиле, и каждый раз, закончив дела, я старался поскорее попасть на шук (рынок) Кармель. Расположенный в центре города, самый большой рынок Тель-Авива являет собой настоящий восточный базар, полный ярких красок, необычных звуков и умопомрачительных запахов. С утра до вечера иврито-арабо-русскоязычный гомон, ни с чем не сравнимая жестикуляция покупателей, острые шутки и зазывные вопли продавцов, неисчислимые толпы покупателей.

Время от времени по узким проходам между торговыми рядами везут нечто, тщательно укрытое одеялами. И только приглядевшись, можно обнаружить торчащее из-под покрывала мохнатое ухо или курносый пятачок - это везут «нечистые» туши, или «белое мясо», как называют в Израиле свинину.

Термин «кашер» обозначает не только правила и способы убоя скота и птицы, но и соответствие требованиям Галахи одежды, кухонных помещений и утвари, исправность предметов культа и т. д. «Кашер» говорят об известном своей порядочностью и неподкупностью человеке.

В Израиле, где религия не отделена от государства, и сегодня некоторые правовые вопросы (особенно семейное право) решаются раввинатским судом, членом которого, разумеется, может быть только абсолютно «кашер» человек.

Термин «кашрут» - производное от «кашер» (в ашкеназийском произношении - «кошер») - чаще всего используют при решении вопросов, связанных с пригодностью пищи к употреблению. Предписания Галахи о кашруте делят животных на «чистых» (тахор) и «нечистых» (ло тахор). К «чистым» млекопитающим относятся дикие и домашние жвачные парнокопытные.

К «нечистым» - те животные, которые имеют лишь один из этих признаков. Например: свинья - парнокопытное, но не жвачное животное. Лошадь или верблюд, наоборот, - жвачные, но не парнокопытные. «Чистая» рыба должна иметь хотя бы один плавник. «Чистая» птица – зоб и мускульный желудок с легко снимаемой внутренней оболочкой. «Нечистыми» считаются все хищные и водоплавающие (кроме гусей и уток) птицы. Запрещена к употреблению и продукция «нечистых» - икра и яйца.

«Нечистыми» являются раки, крабы, лангусты, омары, креветки, сом, осетр, все пресмыкающиеся и насекомые, кроме четырёх видов саранчи, которая, полагаю, была неплохой добавкой к ежедневной (кроме субботы) «манне небесной», посылаемой скитавшимся сорок лет по пустыне израильтянам.

Все овощи и фрукты, плоды и ягоды рекомендованы к употреблению без ограничений - при условии отсутствия в них червей и личинок. (Кто их там, в Америке, видел? Погибли, бедняги, в неравном сражении с химией и генетикой, ушли навсегда, унеся с собой натуральные вкус и запахи.)

Убой скота и птицы может производить только специально обученный резник - «шойхет». Согласно Библии, «кровь -душа всякой плоти», и ее употребление является грехом. Для удаления крови туша животного подвешивается вниз головой.

Перед этой процедурой её погружают на 20-30 минут в холодную воду и затем кладут на наклонный щит со специальными желобками или отверстиями, обкладывая со всех сторон солью крупного помола. Но даже такая серьёзная подготовка недостаточна для кулинарной обработки печени, поэтому её прокалывают в нескольких местах и держат над открытым огнём, пока не образуется корка.

Средневековый раввинистический авторитет, философ и учёный Моше бен Маймон (Маймонид, или Рамбам) считал, что основное назначение кашрута - дать человеку рекомендации по употреблению пищи, питья и гигиенические объяснения этих рекомендаций. Например, запрещение употребления свинины он объяснял тем, что свинья – грязное животное, питающееся нечистотами.

Нутряное сало, находящееся вокруг желудка, и кишечник даже «чистых» животных есть нельзя, так как это приводит к ожирению, портит пищеварение, охлаждает и сгущает кровь. Мясо, сваренное в молоке, является слишком тяжёлой пищей. Недопустимость смешивания мясного и молочного относится ещё к древним языческим обычаям. Это имет отношение не только к продуктам, но и к кухонной утвари, полотенцам и столовым приборам, которые мыть и хранить нужно раздельно.

Еврейские традиции приписывают соблюдение перерыва между употреблением мясного и молочного. В разных странах соблюдают разные интервалы – от 30 минут до 6 часов. Не рекомендуется также смешивать мясо с рыбой.

Более 60% еврейских семей в Израиле покупают только кошерные продукты.

Соблюдали ли кашрут советские евреи? Нет, конечно! Даже если хотели бы - не смогли бы. Рестораны, кафе и другие предприятия общественного питания еврейскую кухню, как и еврейскую музыку, не жаловали. Варили, тушили, жарили, пекли, пели и плясали в основном по домам. Гусиный (куриный) жир, печеночный паштет, картофельные оладьи, форшмак, бульоны (мясные и куриные) с гренками, латкес, обжаренной лапшой, фаршированная рыба (щука или карп), мясо в кисло-сладком соусе, фаршированная гусиная шейка, бабки, различные цимесы (полуотварные-полутушёные овощи) на второе, выпечка из пресного, песочного и яичного теста на десерт, плюс самодельные густые наливки – это было почти во всех еврейских домах.

В булочных иногда можно было встретить халу, если не ошибаюсь, по 22 коп. Конечно, всё это было совсем не кошерно, но всё равно - очень вкусно!

Когда Создатель призовёт нас к себе, то, как мне кажется, грех этот всем советским евреям простит, а вот идиота, который переименовал «халу» в «плетёнку», наверняка ждёт страшный Суд.

Видные каббалисты Джикатила (не путать с Чикатило - тоже большим специалистом по рациональному питанию) и Реканти объясняли запрет на употребление в пищу мяса хищных птиц желанием научить людей не терзать ближнего, т.к. пища воздействует не только на тело, но и на душу, ожесточая сердце и притупляя лучшие человеческие качества. Порой смысл и цели предписаний кашрута носят не только гигиеническое, медицинское и психологическое значение, но ещё и этическое, а порой и мистическое.

Крупный религиозный мыслитель Хилел говорил, что варить козлёнка в молоке матери - это акт неблагодарности по отношению к животному, которое даёт человеку уникальный продукт- молоко, единственный продукт, где есть все необходимые человеку вещества. Нарушение запрета употреблять в пищу кровь, по Галахе наказывается каретом , но лишь в случае, если это кровь, «с которой выходит душа».

«Поедание» крови, содержащейся в печени, селезёнке и других внутренних оганах животного, карается телесным наказанием (помните гематоген, любимое лакомство советских пионеров?). Кровь рыб и насекомых, дозволенных к употреблению, разрешена, но собранная отдельно в посуду - запрещена, т.к. может быть перепутана с кровью птицы или млекопитающего.

В христианском ритуале причастия вино символизирует кровь, а просфора - тело Иисуса. Таким образом причащающийся как бы поедает частицу принесшего себя в жертву божества. В иудаизме ритуальное потребление вина свободно от какой-либо символики.

Предписание «плоти с душой не ешти» (Быт.9:4) - один из «Ноевых сынов законов» - Галаха толкует лишь как запрет есть часть тела или пить кровь живого существа. Здесь уместно вспомнить сфальсифицированное в 1913 году ярым антисемитом, царским министром юстиции Щегловитовым, дело по обвинению Менделя Бейлиса в убийстве 12-летнего мальчика с целью ритуального использования его крови.

Дело было настолько явно сфабриковано, что суд присяжных, состоящих из украинских крестьян, единогласно вынес Бейлису оправдательный приговор. Отсидев до суда два года, он быстро перебрался в Палестину, а затем в Америку, где и скончался в 1934 году.

Ислам, заимствовав от иудаизма запрет употребления в пищу свинины и крови и приёмы ритуального убоя, не предусматривает обескровливания мяса перед его употреблением и разрешает есть застреленную на охоте дичь.

В Израиле соблюдение кашрута обеспечивается систематическим надзором, что не мешает некоторым израильским колхозам - киббуцам успешно выращивать хрюкающее белое мясо. Все солидные гостиницы и рестораны имеют удостоверение местного или центрального раввината о кашруте - «хехшер». В заведениях попроще свинину не подают, но если попросите, то принесут – правда, под названием «белое мясо».

Строго соблюдается кашрут в израильском армейском общепите. В израильской армии и на израильском флоте используется особая посуда для мясных и молочных продуктов - норма.

Современный иудаизм расходится во мнениях относительно соблюдения кашрута. Ортодоксы считают соблюдение кашрута обязательным, консерваторы – необходимым, а реформисты полагают, что это личное дело каждого еврея.

К спиртным напиткам в Израиле особое отношение. Хорошего вина много – и самим хватает, и поставляют на экспорт. Местное вино широко используется для совершения ритуальных действий и церемоний. К его производству предъявляются особые требования: работники - только соблюдающие Шабат мужчины, на виноградниках не выращивают другие сельскохозяйственные культуры, для производства вина урожай снимают только с тех лоз, которым исполнилось четыре года, каждые семь лет израильская земля «отдыхает»…

Талмуд гласит, что можно будет пить вино свободно и без последствий, только когда придет Мессия. Сегодняшние евреи, не дождавшись Мессии, пьют наравне со всеми, а вот по части закуски могут ещё и фору дать другим народам. Израильские рестораны и бары легко отличить, например, от американских по соотношению статей дохода: счета за еду в израильских во много раз превышают счета за выпивку, тогда как в американских заведениях - обратная картина.

Кстати, соблюдающие традиции еврейские хозяйки доводят бифштексы до состояния, при котором они становится коричневыми. Старые повара так и называют абсолютно прожаренное мясо (well done) - бифштексы "по-еврейски".

Исследования, проведенные нью-йоркским отделением организации Объединенный еврейский призыв (UJA), показали: 60% израильтян Нью-Йорка соблюдают кашрут; 95% празднуют Песах; 90% зажигают ханукию в дни праздника Ханука; 87% соблюдают пост в Йом Кипур; 87% предпочитают отдавать своих детей в еврейские школы; 61% зажигают шаббатние свечи.

Раннее утро. Жаркое ближневосточное солнце только начинает свой путь над средиземноморским горизонтом. Нескончаемые мясо-рыбно-куриные ряды центрального тель-авивского рынка. Каждый занят своим делом. Шустрые грузчики споро разгружают подъезжающие повозки и автомашины со снедью. Вдоль забора неторопливо идёт по своим делам беременная крыса.

С крыши, подставляя облезлые бока под горячие лучи восходящего солнца, за ней лениво наблюдают худющие рыночные коты. Колоритного вида торговцы всех возрастов, рас, национальностей и вероисповеданий, в фартуках, сплошь покрытых кровавыми пятнами, бойко орудуют нехитрыми своими инструментами, ловко кромсая мясо, рыбу и птицу.

За этим важным процессом внимательно наблюдают специалисты по соблюдению кашрута - «машгиах кашрут». Первые, самые беспокойные покупатели уже прохаживаются вдоль прилавков, придирчиво отбирая товар…

Так было сто, двести и тысячу лет назад. Даст Бог, так будет и дальше – сто, двести и тысячу лет. АМЕН.

Ирвайн, Калифорния.

Родня.

Еврейское агентство.

Нормативная часть иудаизма, регламентирующая семейную, религиозную и гражданскую жизнь евреев.

Истребление, небесная кара. 

Новости региона

Все новости

Популярно в соцсетях