Бостонский бомбист перед судом

18 декабря, впервые за последние полтора года, Джохар Царнаев появился в зале суда для решения процедурных вопросов. Заседание продолжалось 25 минут. 

Бостонский бомбист перед судом

Обвиняемый отвечал на вопросы судьи Джорджа О’Тула вежливо, чувствовал себя, по наблюдениям репортеров, неуютно и выглядел гораздо старше своего возраста из-за клочковатой бороды, которую он отпустил в заключении.

21-летний чеченец Джохар Царнаев обвиняется в том, что вместе со старшим братом Тамерланом он заложил и дистанционно взорвал на финише Бостонского марафона два самодельных взрывных устройства. Взрывами были убиты три человека. 264 получили ранения разной степени тяжести. Тамерлан Царнаев погиб в ходе перестрелки с полицией.

Тамерлан был гражданином США, Джохар имеет постоянный вид на жительство. Он не признал себя виновным.

Команду адвокатов Царнаева возглавляет Джуди Кларк. Именно она сопровождала его в суде 18 декабря. Это легенда американского правосудия. Достаточно перечислить ее клиентов: Теодор Качински, он же Унабомбер, рассылавший бомбы по почте; “христианский террорист”, противник абортов Эрик Роберт Рудольф; 20-й участник заговора 11 сентября Закариас Мусави; Джаред Ли Лофнер, открывший стрельбу по толпе в Тусоне, Аризона, в январе 2011 года и тяжело ранивший в голову члена Конгресса Габриэль Гиффордс.

Все они осуждены, но ни один не приговорен к смерти. В одном из своих крайне редких интервью Джуди Кларк говорит, что она принципиальный противник смертной казни. Своей цели она добивается разными способами. В любом случае она стремится к заключению досудебной сделки: признание вины в обмен на сохранение жизни.

В данном случае сделка исключена: министр юстиции США Эрик Холдер еще в январе решил добиваться смертного приговора. Несмотря на мнимую очевидность вины Царнаева, это исключительно сложная задача.

Тактика защиты пока неясна. Адвокаты подали ходатайства об отсрочке начала судебного процесса, назначенного на 5 января, и о переносе места суда из Бостона в Вашингтон. Оба ходатайства находятся сейчас на рассмотрении судьи.

Не исключено, что защита рассматривает возможность признания Царнаева невменяемым или психически неуравновешенным – прием, характерный для Джуди Кларк. Вероятно, речь может идти и о том, что на тяжело раненого человека было оказано давление: ведь первоначально он признал свою вину, но отказался сделать это в суде.

Кроме того, в деле имеются показания владельца угнанного автомобиля, которого Тамерлан Царнаев взял в заложники и спросил, знает ли он о взрывах на марафоне, а после утвердительного ответа сказал ему: «Это сделал я». Не «мы», а «я».

Следовательно, можно говорить о давлении, оказанном на младшего брата авторитарным и жестоким Тамерланом. Известно, что адвокаты собирают свидетельства этой жестокости. Они, в частности, тщательно изучают обстоятельства тройного убийства в Уолтеме, Массачусетс, в сентябре 2011 года.

Это преступление остается нераскрытым. У троих жертв было перерезано горло, их тела покрыты крошками марихуаны и долларами на общую сумму пять тысяч долларов. Агенты ФБР утверждают, что друг Тамерлана Царнаева Ибрагим Тодашев сознался, что участвовал в этом убийстве вместе с Тамерланом. Однако Тодашев мертв – его застрелил один из агентов во время беседы у него дома. Подробности противоречивы. Даже если, как утверждают агенты, Тодашев бросился на них, сложно понять, почему целая толпа специально обученных мужчин смогла усмирить его только пулей.

Адвокатам Джохара признание Тодашева пришлось бы очень кстати, но признание это существует только в показаниях агентов ФБР. Сильным ходом надо признать предположение защиты о попытках американских спецслужб завербовать Тамерлана Царнаева, сделать его информатором об исламских сообществах Северной Америки, в которых он активно участвовал.

Есть также ощущение, что правительство желает по возможности избежать детального разбора собственных действий – как предшествовавших бостонским взрывам, так и последовавших за ними. В них было слишком много бестолковщины, начиная с неправильного спеллинга фамилии Царнаевых – эта ошибка позволила Тамерлану путешествовать в Дагестан и обратно в США, хотя его имя значилось в стоп-листе.

Если жюри присяжных придет к выводу, что Джохар Царнаев виновен, но не заслуживает смертной казни (а такой вердикт должен быть единогласным), федеральным прокурорам придется все начинать с начала.

Если жюри не сможет вынести вердикт, суд признается несостоявшимся, и обвиняемый освобождается из-под стражи. Если правительство все же захочет добиться осуждения (а это в данном случае несомненно), оно должно начинать всю процедуру заново. Как правило, в таких случаях обвинение отказывается от требования смертной казни. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру