Дело о «фальшивом Малевиче» в нью-йоркском суде

Кто мошенник - истец или ответчик?

В манхэттенском отделении Верховного суда штата Нью-Йорк слушается затяжное гражданское дело «Нусcберг против Татинцяна» с участием 10 присяжных и судьи Ширли Вернер-Корнрайх. 

Кто мошенник - истец или ответчик?

Ответчиком выступает проживающий в Коннектикуте 78-летний иммигрант из бывшего СССР, известный художник, теоретик искусства и коллекционер живописи Лев Вальдемарович Нусcберг, а истцом - арт-дилер Гари Татинцян, тоже иммигрант и бывший московский стоматолог, а сейчас владелец галереи в Москве.

Как написала на прошлой неделе репортер газеты New York Post Джулия Марш, «на столе в зале суда лежит кипа из 22 ничего не стоящих поддельных рисунков великого Казимира Малевича, и присяжные ломают головы над тем, кто же мошенник - истец или ответчик». Седовласого Нусcберга представляет адвокат Фрэнк Франзино из юридической фирмы Meier Franzino & Scher, а лысого Татинцяна - адвокат Грэгори Кларик из компании Clarick Gueron Reisbaum, а также знаменитый манхэттенский адвокат Эдвард Хэйес, недавно ставший героем бродвейского шоу «Счастливчик» (“Lucky Guy”), где его играет Том Хэнкс.

Татинцян требует с Нусcберга более 62 млн долларов за то, что тот продавал ему подделки работ мастеров российского авангарда в живописи, включая картины и рисунки Малевича, Суетина и Чашника. Нусcберг говорит, что продавал только подлинники, которые Татинцян подменял подделками и продавал своим клиентам в России. Дело тянется шестой год и, наконец, попало к присяжным.

Как утверждает Лев Нуссберг, с 2006 года он продал Татинцяну подлинные картины и рисунки на общую сумму 3 млн долларов, а тот подменил их фальшаками и перепродал российским нуворишам, которым жгли карманы большие деньги. Всего таких подделок было примерно 165, и продал Татинцян больше 30, а теперь покупатели требуют, чтобы он вернул им миллионы долларов.

Происхождением купленных шедевров они особо не интересовались и, как заявил присяжным во вступительной речи адвокат Нуссберга, российские олигархи «понятия не имели, кому в России принадлежало все это». Адвокат Франзино добавил, что некоторые клиенты галереи Татинцяна выставляли купленные у него подделки на выставках по всему миру.

По словам Нуссберга, спорные рисунки Малевича он получил в подарок, но на перекрестном допросе, который учинил ему адвокат Татинцяна, почтенный Лев Вальдемарович признал, что никогда не сопровождал проданные Татинцяну рисунки документами об их происхождении.

Татинцян утверждает, что Нуссберг обманывал его с самого начала. «Всё это подделки, почему мы и здесь, - сказал во вступительной речи адвокат истца Кларик. - Нуссберг должен Гари и его галерее миллионы долларов». Ранее подделку удостоверили несколько российских искусствоведов, которым в американском суде особой веры нет, и на прошлой неделе там дал показания эксперт ФБР, который под присягой подтвердил, что обнаружил в рисунках псевдо-Малевича синтетические химикаты, «недоступные долго после их предполагаемого создания»

Штрихи к портретам истца и ответчика

Московский стоматолог Гари Татинцян иммигрировал в конце 1980-х годов в Германию, открыл там арт-галерею и через 10 лет перебрался вместе с ней в Нью-Йорк, в 1998 году открыв ее на Вест 26 стрит в манхэттенском районе Челси. В 2005 галерея Татинцяна вместе с ним переехала в Москву.

В мае 2006 года Татинцян объяснил журналу «Ваш досуг», что его успеху в Москве помог нью-йоркский опыт. «Я знаю, как правильно пропагандировать современное искусство, - сказал он. - Нужно сделать вокруг художника театр, сопроводить его выставку перформансами. Просто выставить картины - это уже мало интересно. Должно быть некое шоу. Картины должны сопровождаться видео, проекциями и т.д.

Но сказать, что я особо тужился и приехал сюда специально кого-то удивить - нет. Здесь я делаю то же самое, что в Нью-Йорке. Просто в Москве диапазон гораздо шире. К примеру, в Нью-Йорке я не мог напрямую работать с такими художниками, с которыми работаю здесьѕ К тому же, в Москве сейчас все бумит.

Москва превращается во второй Нью-Йорк». С тех пор галерея Татинцяна процветает в салоне на Серебрянической набережной рядом с Красной площадью, но в 2009 году ее владелец сообщил службе новостей Bloomberg, что корпорация Gary Tatintsian Gallery, Inc. зарегистрирована в штате Нью-Йорк и налоги он платит не России, а Америке.

Прошлое Льва Вальдемаровича Нуссберга, как человека «от искусства», по меркам, которые сегодня ничего не значат, намного приличнее. «Кто сам Нуссберг? - написал о нем иммигрантский Нестор современного русского искусства Константин Кузьминский. - Немец и татарин - по отцу и по матери (помесь Гитлера и Чингиcхана, как я, дразнясь, его называю)». Лев Нуссберг родился 1 июня 1937 г., в Ташкенте, отец - немец Вальдемар Нуссберг, инженер-архитектор и художник, которого в 1938 осудили в Ташкенте за шпионаж в пользу Германии, отправили в лагеря на Северный Урал и в 1956 реабилитировали.

Отвечая на анкету Кузьминского, Нуссберг указал, что «в 1951 г. поступил в художественное училище в Москве и окончил в 1958-м. Семь лет "волчьей жизни" и впроголодь в сталинском интернате. Симулируя шизофрению, избежал Советской армии. Не пошел и в советские университеты, но впоследствии сменил десятки работ и профессий. Или сам организовывал, или участвовал в 87 выставках (половина из них - международные), кинетических "Играх" и спектаклях. Полтора десятка выступлений на всесоюзных и международных конференциях и симпозиумах, начиная с 1965 г. Библиография же статей и книг, освещающих мою (и моей группы "Движение" 1962-1977) творческую и общественную деятельность, состоит из более 400 названий».

Иммигрировал Лев Нуссберг в 1976 году и сначала попал в Германию, а с 1980 живет в США в коннектикутском городе Ориндж. На Западе, по его словам Кузьминскому, у Нуссберга «нашлись настоящие друзья (порядочные и бескорыстные, доброжелательные люди), несмотря на "интерес" или "расчёт", которыми пропитаны взаимоотношения - и дружеские - людей в свободном мире.

Но... было бы неискренне, если бы я не помянул и тех так называемых "друзей", кто после нескольких лет общения со мной и постоянных заверений (устных и письменных) в своей дружеской верности мне, неожиданно ужалил меня из-за зависти, корысти или скрытой врождённой подловатости...» Гари Татинцяна он тогда не знал и к этой категории не относил.

Российский авангард на 90% фальшивый

«Я - традиционный русский спекулянт, - представился Татинцян газете «Коммерсантъ» в январе 2007 года. - Как многие в России, я в свое время начал заниматься этим как бизнесом, без понимания, просто имел связи, знал кому что нужно. Сначала были иконы, потом я познакомился с Немухиным, стал интересоваться авангардом, но быстро понял, что авангард на 90% фальшивый, и переключился на современное искусство».

Но в конфликте между Нуссбергом и Татинцяном тема фальшаков зазвучала позже, а в декабре 2009 года Нуссберг обратился в нью-йоркский суд с иском, обвинив Татинцяна в нарушении заключенного договора. Речь шла о прошедшей в 2006 году в московской галерее Татинцяна выставке «Малевич - Суетин - Чашник: графика супрематизма».

Нуссберг выставил там картины и рисунки своей коллекции, и некий галерист купил за 3 млн долларов 95 работ трех супрематистов. Истец заявил, что в установленный договором срок Татинцян полностью не расплатился и с учетом наросшей пени должен 1,865 млн долларов.

Несмотря на это, отмечалось в иске, Нуссберг передал Татинцяну еще 11 картин общей стоимостью 752 тыс. долларов, которые тот ему не вернул, а картины частично продал российским коллекционерам Александру Смузикову, Константину Григпришкину, Евгению Зяблову и Михаилу Вильковскому.

Позже Нуссберг «вынужденно» продал Татинцяну 98 графических работ из своей коллекции за 2,6 млн долларов, хотя реально они стоили вдвое дороже, и таким образом бывший стоматолог задолжал бывшему художнику почти три миллиона долларов. В апреле 2012 года суд в Манхэттене отклонил требование Нуссберга о расторжении договора с Татинцяном, но удовлетворил его материальные претензии, обязав ответчика заплатить истцу 2,6 млн долларов.

Но не дожидаясь этого решения, в марте 2012 года, Татинцян подал встречный иск, обвинив Нуссберга в «многолетнем мошенничестве», из-за которого он якобы потерял миллионы долларов и пострадала его безупречная репутация.

В контр-иске утверждалось, что несколько картин из коллекции Нуссберга на выставке 2006 года оказались подделками, что было установлено экспертами московской фирмы ArtConsulting по просьбе одного из клиентов Гари Татинцяна. Эксперты обнаружили в структуре полотен синтетические вещества, которых на момент их создания не существовало.

Получив это заключение, Татинцян обратился к авторитетным американским экспертам Джеймсу Мартину и Полу Месье, которые обслуживают аукционные дома Christies и Sothebys, а также Музей Гуггенхайма. Месье подтвердил выводы ArtConsulting, а результаты экспертизы Мартина на май 2012 года не были известны. За все про все Татинцян требовал с Нуссберга минимум 62,3 млн долларов компенсации.

Выслушав решение суда, признавшего его виновным, Татинцян заявил корреспонденту Российского агентства правовой и судебной информации (РАПСИ-ньюс), что «дело не закрыто, оно находится на рассмотрении, и в данном случае речь идет лишь о залоговой санкции - о внесении денежной суммы по указанию судьи до оглашения окончательного решения".

Он пояснил, что «сделка была заключена на 98 работ, но большинство из них, включая всю группу Малевича, признано экспертами фальшивыми, и именно поэтому было решено не производить окончательную оплату». Окончательно решить, так ли это, предстоит десяти присяжным Верховного суда штата Нью-Йорк, которые, - повторим слова репортера New York Post, - пока ломают головы над тем, кто же мошенник - истец или ответчик? 

Новости региона

Все новости