Безусловными виртуозами в этой области были носители языка и культуры «идиш» - евреи Восточной Европы. Трудно себе это представить, но всего лишь восемьдесят лет назад на этом языке говорили 11 миллионов человек.
Небесная книга «Сефер хаим»
«Книга раскрыта, рука записывает, а взиматели долгов... получают с человека с ведома и без ведома его», - говорил систематизатор Галахи рабби Акива. Талмуд называет её долговой книгой. Суждена жизнь праведникам, внесённым в эту книгу жизни. Тех же, кого вычеркнули- ждут смерть и забвение. В день Рош ха-Шана (еврейского Нового года) раскрываются три книги, одна - для неисправимых грешников, другая - для безупречных праведников, третья - для остальных. Записываются туда: первые - немедленно к смерти, вторые - немедленно к жизни, третьи - ждут разбирательства их дела до Йом Кипур (Судного дня).
Блата там нет, «бабки» - не работают. Заслужил прощения - переходи ко вторым, не заслужил - дуй к первым. Страшно?
«Чтоб ты вычеркнут был из Книги жизни.
Чтобы покарал тебя Всевышний в Судный день».
Неслабое проклятие! А ведь случалось, сыпались такие и на своих. Первое же сочинение Спинозы - «Краткий трактат о Боге, человеке и его блаженстве» вызвал гнев ученых раввинов Амстердама. На автора наложили херем (еврейскую анафему), тем самым - «отлучив и отдалив его от народа Израилева». Вы только вслушайтесь, какую телегу накатали на двадцатичетырёхлетнего(!!!) юношу:
«По суждению ангелов и приговору святых, мы предаём анафеме, проклинаем и отлучаем Баруха де Спинозу... возглашаем ему анафему, как Иисус предал анафеме Иерихон, как Елисей проклял детей, и предаём его всем проклятиям, что записаны в Книге Закона. Да будет он проклят днём и проклят ночью; проклят, когда ложится и когда встаёт, когда выходит и входит. Пусть Бог никогда более не простит и не признает его! Пусть гнев и немилость Господня жгут отныне этого человека, обрушивают на него все проклятия, записанные в Книге Закона, и искоренят само его имя под небесами...Пусть же будут все предупреждены, что никто не должен общаться с ним словесно либо письменно, либо оказывать ему какую-либо услугу, либо жить с ним под одной кровлей, либо приближаться к нему на расстояние менее четырёх локтей, либо читать какой-нибудь документ, продиктованный им или написанный его рукой».
Он был большим вольнодумцем, этот Барух. Его неортодоксальные воззрения вызывали такую ненависть еврейской общины, что было много желающих, без суда и следствия, лишить его жизни. Юноша был вынужден покинуть Амстердам и зарабатывать на жизнь тяжелым физическим трудом. Жил в полном согласии со своим учением и не принял предложение о пенсии, предоставляемой на условиях прекращения его исследований. Состояния не нажил, умер от чахотки. Труды Спинозы изучаются во всем мире, его умом и сегодня восхищаются величайшие ученые. Тяжелое решение вынуждены были принять ученые раввины Амстердама. Позже, как всегда, История все расставила по своим местам:
«Тот, кто испытал зло на себе, может забыть его, тот, кто его совершил, — никогда».
В богатой событиями еврейской жизни случалось, что в борьбе внутри общин оружием и средством сведения счётов становились доносы и оговор. Вражда приверженцев хасидизма и его противников из раввинов и руководителей еврейских общин началась с полемики и публикации памфлетов, а кончилась взаимными проклятиями и обоюдными доносами властям.
«Гори огнем место, где ступала нога хасида», - проклинали хасидов их противники «митнагдим».
Богатая фантазия и чувство юмора всегда были присущи евреям. Проклятия и юмор? А почему бы и нет?
«Чтоб у тебя выпали все зубы и остался один - для зубной боли...»
«Чтобы твои ноги служили тебе только для ревматизма...»
«Чтоб ты потратил на врачей всё, что у тебя есть, да еще и заложил бы юбку жены...»
А как вам такое пожелание?
«Чтоб тебя носили на руках...»
Вроде бы неплохо? Ноѕ не обольщайтесь, означает оно (кого носят на руках?) всего лишь: «Чтоб тебя парализовало».
Или вот: «Чтоб Всевышний вселил в тебя новую душу...»
Ведь для того, чтобы это произошло, сначала надо отдать Ему - старую!?!
Многочисленные хворобы, особенно одна из древнейших – проказа, наиболее часто присутствуют в еврейских проклятиях.
«Проказу (малярию, ломоту, чуму, лихорадку) ... тебе в голову (в печенку, на кончик носа, в сердце, в кости, в зад...).
Кстати, еврейский врач Я.Шескин первым в 1914 году применил средство «талидомид» для лечения проказы (болезнь Хансена). В Иерусалиме и сегодня функционирует больница для прокажённых.
Булыжник – оружие пролетариата
Не только евреи, но и их соседи, другие народы, населявшие Ближний Восток, любили позлословить. Собрали как-то филистимляне в долине ха-Эла войска свои и стали против стана израильского. И ничего не могли те поделать, т.к. впереди противника выступал великан-филистимлянин Голиаф из города Гат (Геф). В библейских повествованиях книги I-го Царства подробно описан состоявшийся там поединок пролетария Давида (в то время был он пастухом - пас отцовское стадо) с туповатым великаном Голиафом. Так вот, этот штымп (см.ниже) Голиаф не только сорок дней нагло «выставлял» себя израильтянам, но и... «поносил» их последними словами, за что и был отоварен булыжником по кумполу будущим (вторым) израильским царём.
На Ближнем Востоке в различных договорах вассального типа проклятия часто встречались как кара нарушителю. В Библии, наряду с элементами веры в сверхъестественную силу проклятия, есть мысль о том, что если оно справедливо, то будет исполнено Богом, если - нет, то обратится на проклинающего или же не возымеет действия. Проклинать Бога, власти и родителей - тягчайшее преступление. Библейское законодательство предписывает предавать смерти того, кто проклянёт или ударит родителя. В Талмуде неоднократно говорится о силе проклятия, будь то обращение к Богу о ниспослании несчастья кому-либо, произнесение слов проклятия или даже проклятия взглядом.
Наиболее гнусными видами злословия в иудаизме считаются клевета и донос. В Пятикнижии сказано: «Не разноси ложного слуха. Не ходи переносчиком (сплетен) в народе своём. Берегись всего дурного». Злословие в равной мере возбраняется как злословящему, так и внемлющему его словам. Оно наносит вред не только объекту злословия, но и им обоим.
Библейское законодательство указывает на случай наказанного судом злоязычия (Втор.22:13-19): необоснованное публичное обвинение жены в том, что она не была девственницей до замужества. Сотни сентенций Агады (сборник притч, легенд, проповедей и.т.д.) порицают злословие и грозят хулителю Божьим судом.
Есть там и примеры сбывшихся проклятий. Лаван проклял свою дочь Рахиль и она умерла молодой. Авимелех, царь Грара, проклял Сарру, и это проклятие сбылось.
Оправданный скандал
Так не редко случается: могут оговорить, обидеть незаслуженно... Прервать в синагоге службу всегда считалось тяжким грехом. Еврей считавший, что к нему проявлена несправедливость, мог потребовать разбора его дела, т.е. учинить «оправданный скандал». Даже если он прервал для этого молитву или изучение Торы - причина считалась уважительной. По исходе из Египта натерпевшиеся израильтяне роптали на Бога. Всевышний простил им всё, кроме греха злословия. По Галахе: донос, дача позорных кличек, оскорбление учёных (а где вы видели неучёного еврея?) и злостный оговор подлежат рассмотрению специального суда. Наказания: кнас (денежный штраф), незифа (порицание, выговор), ниддуй (временное и частичное исключение из общины), малкот (бичевание).
Обидеть человека просто, покаяться в содеянном - сложнее. Условием Божественного прощения служит раскаяние, при котором раскаивающийся должен не только испытывать искреннее отвращение к своему проступку, но и доказать это своим поведением. Признание грехов без покаяния не имеет никакой цены. Грешника необходимо побуждать к раскаянию, и позже, запрещается напоминать раскаявшемуся о его прежних грехах. В христианстве посредником между кающимся и Богом выступает священник, в иудаизме - прямая связь. Накануне Дня искупления (Йом Кипур) евреи должны просить друг у друга прощения, даже когда обиды и не было, даже когда ущерб был возмещён, даже - когда ты не уверен, что виноват.
А тому, у кого просят прощение, рекомендуется не упорствовать и принять извинения. Если просящий прощения приходил к потерпевшему трижды (а к своему учителю - и больше) и тот его не простил, то нужно придти в четвёртый раз вместе с десятью свидетелями. Если же потерпевший и в этот раз не простит раскаявшегося, то сам совершает грех, и его могут назвать «ахзари» (жестокий). Авраам не только прощает обиду царю Грара и мирится с ним, но и молится за него. Бен - Сиры премудрость гласит:
«Мстительного постигнет месть от Господа, и его грехи Он ему припомнит. Прости ближнему его злое дело, а потом помолись, и твои грехи тебе простятсяѕ».
Третья египетская казнь...
Фараон отказался отпустить народ израильский и постигли Египет десять наказаний, десять «казней египетских»: кровь, жабы, вши, саранча, песьи мухи, различные свирепые звери, град, тьма, чирьи, смерть первенцев.
Была и такая - кара Египетская:
«Желаю тебе третьей казни египетской» (вшей).
Что может радовать еврейских родителей больше, чем отменное здоровье детей?
«Чтоб твои сыновья радовали своим здоровьем армейских врачей», «чтоб ты повстречался с казаком», «чтоб ты стал клопом в матраце Петлюры и сдох бы от его подлой крови»ѕ.
Во времена Гражданской войны казаки и петлюровцы сыграли свою кровавую роль в истории восточно-европейского еврейства.
Луфт-мэнч, швицер, тухэс-ликер...
ЮНЕСКО признал Шолом-Алейхема, М.Твена, А.Чехова и Б.Шоу величайшими писателями-юмористами мировой литературы.
Еще в детстве Шолом Рабинович стал записывать проклятия, услышанные от собственной мачехи. Чего там только не было: асмодей, банщик, болван, босяк, веник, выкрест, глупая морда, голодранец, гусак в ермолке, дикарь, дурень, дьявол, злыдень, змей, идиот, извозчик, кишка бездоннаяѕ
Мальчик хорошо их запомнил. Раскройте наугад любой томик великого еврейского писателя - долго искать не придется - не стесняются в выражениях его персонажи. «Хворобу в кости» и «добрую лихоманку» налево и направо то и дело раздают недругам и друг другу обитатели еврейских местечек.
«Чтоб им рот перекосило, чтоб глаза у них повылезали, чтобы у них руки и ноги отнялись, чтоб им на костылях ходить, чтоб родителей своих лишились, чтоб по домам ходили побираться они и их дети и внукиѕ», - проклинает своих врагов старая Неха.
Чем еще могли бороться с ними евреи? Кто мог их защитить? Только в вере и находили они надежду, только у Всевышнего и искали защиты. В каждом своем рассказе спрашивает автор: что еврей без веры? И сам отвечает - ничто! «Кто будет вознесен, а кто - низвергнут, кто ездит, а кто пешком плетется. Главное - упование! Надо жить надеждой, только надеждой! А ежели до поры до времени приходится горе мыкать, так на то же мы и евреи на белом свете, как говорится, избранный народ... Недаром нам весь мир завидует...»
А мыкать горе приходилось немало, и в самых трагических ситуациях находил еврей место для шутки.
Тевье-молочник: «Знаете что, пане Шолом-Алейхем? Давайте поговорим о более веселых вещах. Что слышно насчет холеры в Одессе?»
В мире нет резвее и шустрей,
прытче и проворней, будто птица,
чем немолодой больной еврей,
ищущий возможность прокормиться.
Это Игорь Губерман о горе-коммерсанте, «человеке воздуха».
«Луфт-мэнч» - этот персонаж тоже ввёл в мировую литературу Шолом Алейхем. Незадачливый биржевой спекулянт, местечковый еврей, отправившийся в большой город немного заработать и теряющий то немногое, что у него есть.
В 80-е годы летел я по делам службы в Тель-Авив. Каждый второй пассажир (из тех, с кем я имел удовольствие познакомиться) выглядел очень деловым: листали контракты, перебирали образцы, правили проекты, обсуждали деловые предложения: от добычи нефти из-под Мертвого моря и разведения осетровых в озере Кинерет до строительства израильского ВДНХ в пустыне Негев и изготовления суперсложных секреток для автомобильных колес. О секретках, помню, шепотом на ухо, мне рассказывал маленький, взъерошенный кандидат каких-то наук из Новосибирска. «Пойми, - убеждал он меня, - считали два доктора математических наук, один вариант - на 150 тысяч комбинаций! Теперь смотри, - убеждал он меня принять участие в этом беспроигрышном проекте: в Израиле 5 миллионов машин, я понимаю: материалы, производство, реклама, налогиѕ., ну пусть с каждой по доллару - и мы миллионеры!». Я встретил его через пару недель на рынке. «Ну что, пошли секретки?». Он отрицательно замотал головой: «Всё здесь не как у людей».
Оказалось, что в Израиле не воруют колёса.
А может оно и к лучшему. Много вы знаете счастливых богачей?
«Чтоб стать тебе столь богатым, чтобы следующему мужу твоей вдовы не пришлось думать о том, на что жить».
И тут завидовать нечему, следующий муж он ведь всё наследует: и хорошее, и не очень:
«У самой маленькой женщины может быть самый большой рот».
Это давно известно, нашу женщину лучше не сердить, иначе она откроет рот и всем мало не покажется.
Еврейские пословицы и поговорки - хорошая тема для отдельной статьи. Иногда каждая фраза: или пословица, или поговорка.
Где еще в мире можно услышать такое:
«Женщина, или вам катаракта мешает видеть, что вы мене на кофту наступили - чтоб у вас ноги отсохли!». Это я записал на тель-авивском рынке Кармель. Там же: покупательница: «Что у вас сегодня все огурцы какие-то кривые?». Торговец: «Мотек! (дорогая) Иди поближе, я покажу тебе один прямой».
Думаете, они расстались врагами или хотя бы обиделись друг на друга?
Где угодно, только не в Израиле! Ну, назовет кто-то кого-то «шмок» или «шикер» – подумаешь, большое дело! Хотя, бывает и так, привяжется кличка - так на всю жизнь. Тухэс-ликер, поц, адиёт, фарцер - в переводе не нуждаются, штинкер (вонючка), штымп (тупица)ѕ– можно услышать «кругом и сплошь и рядом».
«De mortuis aut bene aut nihil»
Выродки и бильярдисты
«Бройдин пообещал, но ничего не сделал. В погребе Залмана Криворучки на его голову и на головы членов союза коммунальников сыпались талмудические проклятия. Старики закляли мозг в костях Бройдина и членов союза, свежее семя в утробе их жен и пожелали каждому из них особый вид паралича и язвы» - это непревзойденный стилист русского языка Исаак Бабель.
Представляете, особый(!!!) вид паралича, как будто обычного мало?
Не стесняются в выражениях его герои-биндюжники, обитатели старой Одессы, только и думающие «об выпить рюмку водки и об дать кому-нибудь по морде». Но даже такие грубияны знали, что такое соблюдать приличия. Вот так (владелец конфексиона готовых платьев) мосье Боярский деликатно объяснял (гусару в отпуску) Левке Крику, почему еврей не должен кушать раков: «Еврей, который уважает раков, может позволить себе с женским полом больше, чем себе надо позволять, он может сказать сальность за столом, и если у него бывают дети, так на сто процентов выродки и бильярдисты».
Конечно, незаслуженное проклятие не только грех, но и ущерб, который грешник наносит собственной душе, но и оно подлежит исправлению. Не надо бояться еврейских проклятий, ибо сказано в Соломоновых притчах: «Как птице порхать, как воробью летать, так и незаслуженное проклятие - не сбудется»
«У других народов эмоциональное напряжение снимается с помощью вульгарных, нецензурных выражений. Евреи же Восточной Европы облегчали душу не матерной бранью, а злыми пожеланиями, весьма живописными и зачастую юмористическими. Евреи понимали, что ни у добрых, ни у злых пожеланий нет магической силы», - пишет в своей книге «Чтоб нам слышать только добрые вести. Благословения и проклятия на идиш» профессор Еврейского университета в Иерусалиме, Иосиф Гури. Большую часть приведенных выше злых пожеланий я и позаимствовал из этой замечательной книги. Из добрых же выбрал два, которые, объединив в одно, адресую всем читателям:
Будьте здоровы, сильны, богаты и веселы, и пусть счастье светит вам, как звезды на небе.