Мир музыки: перетряски и потрясения

Первые дни сентября принесли немало волнений (если не потрясений) в мир классической музыки: внезапные отставки, локауты, юбилеи, конфликты, сокращения бюджетов... 

Мир музыки: перетряски и потрясения
Пласидо Доминго

Похоже, что катастрофы, беспокойство и непредсказуемость, которые мы все так сильно ощутили в минувшие месяцы, отразились и на искусстве, призванном возвышать и утешать.

Начнем все же с новостей приятных. Пласидо Доминго отметил 50-летие своего сценического дебюта. Состоялся он на сцене оперы Тель-Авива. Доминго пел партию Ленского в опере Чайковского «Евгений Онегин», а Татьяной в этом спектакле была его будущая жена Марта.

Так состоялось их знакомство. Двойной юбилей совпал с продлением контракта Доминго с Лос-Анджелесской оперой: певец и дирижер остается художественным руководителем компании до 2019 года (ему исполнится к тому времени 78 лет). Напомню, что главным дирижером Лос-Анджелесской оперы остается Джеймс Конлон.

Между тем итальянцы готовятся к первому сезону "Ла Скала" под водительством сразу двух новых руководителей: генерального менеджера, или суперинтенданта, Александра Перейры (который до этого три года возглавлял Зальцбургский фестиваль) и главого дирижера Риккардо Шайи.

Последний восстановил свое здоровье после того, как летом сломал правую руку, и собирается 3 и 4 октября продирижировать в "Ла Скала" "Реквиемом" Верди в мемориальном концерте, посвященном Клаудио Аббадо. Исполнение должно быть впечатляющим: партию тенора будет исполнять Йонас Кауфман, партию сопрано - Аня Хортерос. Обоих можно смело назвать самыми крупными звездами на мировой оперной сцене (не считая Анны Нетребко, конечно).

Другая звезда (правда, уже слегка заходяшая) - Роберто Аланья - по-прежнему отказывается петь в "Ла Скала" - до тех пор, пока ему не дадут гарантий, что он не будет освистан клакой (в Италии, как и в Америке, не свистят, а «букают», а также мяукают, осыпают оскорблениями и закидывают помидорами).

Такое произошло несколько лет назад, когда он пел партию Радамеса в «Аиде» и в ответ на обструкцию покинул сцену, не доведя спектакль до конца. Но миланская клака сильна и остановить ее невозможно, так что Аланью миланцы в ближайшее время вряд ли услышат.

Суперзвезда вокального искусства Чечилия Бартоли на оперной сцене выступает с известной осторожностью, зато в последние годы систематически занимается возвращением на концертную и театральную сцену редко исполняемого или забытого репертуара - особенно времен барокко и рококо.

В середине октября она выпустит в свет новый альбом - результат свои недавних «раскопок», совершенных... в России, в архивах Мариинского театра. Альбом называется «Санкт-Петербург» и посвящен музыке, созданной для дворов трех русских императриц - Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины Великой итальянскими и немецкими композиторами, работавшими при дворе в те прекрасные времена, когда Россия была открыта Западу и щедро патронировала искусство.

Среди представленных на диске авторов - Арайа, Манфредини, Чимароза... Как обычно, альбом будет снабжен увлекательным историческим очерком, а певица отправится в турне с исполнением того же репертуара. Увы, все концерты состоятся в Германии, Франции и Швейцарии.

Если в "Ла Скала" ситуация кажется более или менее стабильной, то другой прославленный оперный театр - Венскую государственную оперу, как и весь музыкальный мир, потряс внезапный уход Франца Вельзер-Мёста (Franz Welser-MEst) с поста главного дирижера. Произошло это сразу после удачных выступлений в Зальцбурге и перед началом нового сезона, в котором он должен был провести 34 спектакля. Теперь они остались без дирижера.

Желая расстаться с Веной полюбовно, дирижер в своем заявлении был краток и сдержан, хотя и не скрыл, что причина его отставки - творческие расхождения с генеральным менеджером (в Вене его именуют интендантом) Домиником Майером. Человек активный, умный и обаятельный (я сама в этом убедилась после долгого и увлекательного разговора в Нью-Йорке, на презентации новых возможностей смотреть спектакли венской оперы при помощи Интернета), Майер, по предположению многих осведомленных лиц, как всякий генеральный менеджер, вынужден думать о бюджете (несмотря на то, что Венская опера в прошлом сезоне достигла рекордной посещаемости в 99.67 процентов!), а также о том, чтобы не слишком раздражать довольно консервативные вкусы венской публики.

Возможно, Вельзер-Мёст хотел добавить новые названия в репертуар, новые «звездные» имена в списки исполнителей и увеличить число репетиций. Увы, все это требует дополнительных расходов. А расходы в мире классической музыки, как известно, ныне сильно превышают доходы, и все без исключения стараются их сократить.

Последний трагический пример - Пермская опера, один из оплотов российского оперного искусства, возглавляемый вот уже несколько лет блистательным дирижером греческого происхождения, а с апреля 2014 года гражданином России, Теодором Курентзисом.

Как сообщается на сайте «Ъ-Пермь», Министерство культуры Пермского края сократило бюджет компании вдвое (в долларах - до 1 млн), обязав свести число премьер до одной оперы, одного балета и одного детского спектакля в год, число симфонических концертов под управлением Курентзиса урезать до минимума, а остальные передать Валерию Платонову и другим штатным дирижерам, и вдобавок согласовывать репертуар и имена всех постановщиков и приглашенных исполнителей с Министерством. При этом требуется соблюдать утвержденный Министерством процент зарубежных и русских наименований в репертуаре.

Судя по списку директив, дело не столько в экономике, сколько в идеологии. Руководство театра с этими мерами не согласно и «готово к диалогу». Подозреваю, что театру, удостоенному под художественным руководством Курентзиса нескольких «Золотых масок», это не поможет. Культурный «босс» Пермского края Игорь Гладнев решил повести бой и с другими прогрессивными культурными группами и фестивалями, но начал с Театра оперы и балета.

Может быть ему не нравится контракт, заключенный фирмой «Сони» на видеозапись и выпуск в формате Blue Ray постановок трех опер Моцарта на сюжеты Лоренцо Да Понте? Проект был начат в 2011 году, получил восторженные отзывы и подходит к завершению: на сентябрь намечена премьера последней из трех опер - «Дон Жуана».

Запись «Свадьбы Фигаро» поступила в продажу в прошлом году и названа мировой прессой в числе лучших оперных записей года.

Но Курентзис привлекает к спектаклям зарубежных режиссеров и исполнителей, что повышает их качество и престиж, но не совпадает с «новым курсом» в российской идеологии.

На фоне этой новости музыканты из симфонического оркестра Атланты (Atlanta Symphony, или ASO) должны чувствовать себя немного лучше. Но чужие горести не утешают, и идеологическое давление ненамного хуже давления экномического. Особенно когда оно исходит от людей богатых, высокомерных и при этом не слишком компетентных. Именно таковыми считают оркестранты тех, кто ими руководит.

Нет, не главного дирижера Роберта Спано и не главного приглашенного Дональда Ранникла. А администрацию, которая два года тому назад заставила их в результате локаута пойти на резкое сокращение зарплат и бенефитов, обещав, что это сокращение сбалансирует бюджет. Оркестр согласился, что ему будут платить только за 42 недели в году (в среднем на 14.000 долларов в год меньше), а число штатных, то есть с бенефитами, оркестрантов снизили с 95 до 88. В общей сложности затраты на оркестр были сокращены на 5.2 млн долларов.

Но бюджет не сбалансирован, долг, который 2 года назад составлял полтора миллиона, вырос до 5 млн долларов, и от музыкантов снова требуют затянуть пояса, предлагая сокращение штатного состава оркестра еще на треть (!), но при этом отказываясь повысить зарплаты оставшимся музыкантам, хотя бы приблизив их к уровню до 2012 года. При этом не желают слушать их встречные предложения.

В результате - локаут. Такой, какой привел к полуторагодичному простою в Миннесоте и чуть было не состоялся в Метрополитен-опера.

Между тем Woodruff Arts Center, частью которого является оркестр, - одна из крупнейших организаций в Америке (High Musem и Alliance Theater являются его частью), а сам город имеет весьма и весьма состоятельных жителей, для которых не составило бы большого труда собрать необходимые для погашения долга миллионы и при этом регулярно заполнять залы на концертах.

Но, судя по всему, Атланта предпочитает футбол, телевизор (телешоу Real Housewives of Atlanta, то есть «Домохозяйки из Атланты», не только идет уже не первый год, но породило несколько «ответвлений») и попсу на стадионах, а из всех искусств выбирает изобразительное: оно куда легче воспринимается, чем музыка, и к тому же способно принести ощутимый доход владельцам картин и скульптур...

Солистам-инструменталистам не легче, и некоторые пускаются во все тяжкие, чтобы привлечь к себе внимание и получше заработать. Вот, к примеру, уроженка Техаса и бывшая студентка New England Conservatory скрипачка Вероника (Рони) Ган. Поиграв в оркестрах, постояв около дирижерского пульта в роли солистки, она решила расцветить свою творческую палитру участием в инструментальном аккомпанементе поп-певцов и групп - таких как Питер Габриэль, Клэй Аткин, Джош Гробан и Il Divo, а с 2012 года разъезжает с... цирком.

Цирк называется музыкальным, а Вероника играет на арене Концерт Чайковского (нещадно сокращенный, конечно), причем большей частью делает это в воздухе, летая на тросе. Публика охает и ахает, прерывая ее игру аплодисментами. Куда там Паганини! Если это не фонограмма, то техника у девушки мощная, но народу в зале, судя по видеоклипу на YouTube, немного...

Зато переполнен до предела был Королевский Альберт-холл на очередном Проме. Не удивительно: выступала прославленная Берлинская филармония под управлением своего главного дирижера, англичанина Саймона Раттла, а исполнялись баховские «Страсти по Матфею», причем в сценическом варианте, созданном американским режиссером Питером Селларсом.

Увы, большинство слушателей и критиков были разочарованы качеством музыкальной интерпретации (все, однако, отдают должное дисциплине и отполированности оркестра) и особенно сценического прочтения. Один из критиков написал, что Берлинская филармония словно «Мерседес» переехала великую музыку Баха.

Считаю нужным предупредить об этом публику Нью-Йорка: 7 и 8 октября оркестр Берлинской филармонии и Саймон Раттл представят версию Селларса в Нью-Йорке, в "Парк Авеню Армори".

К счастью, оркестр выступит не только с этими представлениями. 1 октября он открывает очередной сезон Карнеги-холл. В программе «Симфонические танцы» Рахманинова, Скрипичный концерт Бруха (с солисткой Анной-Софи Муттер) и заключительные эпизоды «Жар-птицы» Стравинского.

Превосходная программа, которая будет исполнена и 2 октября, но с изменениями: Концерта Бруха не будет, зато «Жар-птица» прозвучит целиком. А в двух программах 5 и 6 октября прозвучат все четыре симфонии Роберта Шумана плюс новое сочинение немецкого композитора Георга Фридриха Хааса «темные сны» (dark dreams), причем почему-то без заглавных букв.

Надеюсь, что публику «темные сны» огорчат не более чем цена на билеты: от 70 до 230 долларов. Опять деньги! 

Новости региона

Все новости

Популярно в соцсетях